Sokolieds.ru

Юридические консультации

Полезные статьи

Ч 9 Ст 38 закона о кадастре

Что делать, если муниципалитет отказывается подписывать акт согласования границ земельного участка?

У нас в собственности имеются замельный участок с домом на территории поселка городского типа в Ленинградской области. Мы заключили договор с кадастровым инженером на предоставление услуги уточнения границ нашего участка. Дело застопорилось на стадии подписания акта согласования границ с землеустроителем муниципального образования (пятиметровый участок границы, там к нашему участку подходит подъездная дорога, больше с землями муниципального образования наш участок не граничит). Землеустроитель устно аргументирует свой отказ тем, что в результате проведения работ по уточнению границ, площадь нашего участка увеличилась на 10 процентов, письменный отказ дать не хочет. Дело в том, что к нашему участку примыкает заброшенный участок, который не используется более 25 лет, у него есть кадастровый номер, но собственник не установлен (сведения об этом участке мы заказывали в Росреестре и Кадастровой палате). Вот частью этого участка мы и пользуемся многие годы. Согласование границ с остальными соседями проведено в полном соответствии с требованиями закона, в том числе подано объявление в газету о проведении собрания (ведь собственника у заброшенного участка нет).

Вопрос: имеют ли право представители муниципального образования не подписывать акт; как действовать в данной ситуации, может ли Кадастровая палата зарегистрировать участок в новых границах без подписи муниципалов.

Ответы юристов (2)

Здравствуйте, Лариса. Согласно ч.9 ст.38 Федерального закона «О гос. кадастре недвижимости»

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

При этом согласно п.1 ч.5 ст.27 указанного закона в осуществлении кадастрового учета должно быть отказано в случае, если

в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Таким образом, Ваша площадь по документам и по фактическому землепользованию может отличаться в установленных законом пределах. И Администрация вправе отказать в согласовании границ только в том случае, если у них есть достоверные данные, подтвержденные документами, что участок первоначально предоставлялся Вам в меньших границах. А соблюдение требований ФЗ «О гос. кадастре недвижимости» — это дело кадастровой палаты, а не Администрации. Требуйте письменный отказ и обжалуйте его.

Если вы и ваш кадастровый инженер провели все мероприятия по согласованию границ указанные в ФЗ » О Государственном кадастре недвижимости» Статья 39. Порядок согласования местоположения границ земельных участков и правильно оформили акт, и нет спора то на кадастровый учет поставят.Но вы уже спорите и скорее всего будет отказ, тогда спор необходимо решать в соответствии ЗК РФ в судебном порядке. Статья 64. Рассмотрение земельных споров. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Статья 40. Акт согласования местоположения границ

1. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
2. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ)
3. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

4. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

РАЗЪЯСНЕНЫ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ И ОТКАЗА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА В СВЯЗИ С УТОЧНЕНИЕМ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Согласно п. 12 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 21.01.2011 N Д23-174.

В соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ »О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Вместе с тем ст. ст. 26 и 27 Закона о кадастре установлены основания для принятия решений о приостановлении и отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, в том числе государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка.

Согласно п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, орган кадастрового учета проверяет представленные сведения о земельных участках и содержащие их документы на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

В частности, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета, в том числе в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Также следует отметить, что согласно п. 1 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 (далее — Положение), обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель является задачей государственного земельного контроля.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственного земельного контроля, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр).

При этом п. 3 Положения установлено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (в настоящее время — Росреестр) и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

б) порядка переуступки права пользования землей;

в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;

е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

В соответствии с п. 28 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю, утвержденного Приказом Минюста России от 27.12.2007 N 254, при осуществлении государственного земельного контроля используются сведения государственного земельного кадастра, государственного кадастра недвижимости, государственного мониторинга земель, производственного земельного контроля, государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства, иные сведения, проводятся обмеры земельных участков, фотосъемка, иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

При этом внеплановые проверки проводятся:

    • для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства;
    • в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ »О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Читайте так же: Услуги рт штраф гибдд

Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

Земельным участком признается часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ; ч. 7 ст. 38 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 221-ФЗ) и определяются межеванием.
При выполнении работ по межеванию участка предметом согласования является точное местоположение границ между двумя смежными участками.
В процессе межевания кадастровым инженером может быть выявлено пересечение границ земельного участка с границами смежных участков, сведения о которых уже содержатся в государственном кадастре недвижимости, что может привести к разногласиям между собственниками (владельцами) смежных участков.
Если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ вашего земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию между вами и другими лицами, обладающими смежными участками на праве собственности или ином вещном праве. Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, являющейся границей другого земельного участка (ч. 1 — 3 ст. 39 Закона N 221-ФЗ).

Порядок согласования местоположения границ земельного участка

К межевому плану составляется акт согласования местоположения границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если в акте стоят личные подписи всех заинтересованных лиц.
Если надлежащим образом извещенное лицо не выразило свое согласие или не представило мотивированный отказ от согласования границ, то граница считается согласованной с данным лицом, о чем в акт вносится запись. При этом к межевому плану также должны быть приложены документы, подтверждающие извещение владельца смежного участка о проведении согласования.
Если с собственником (владельцем) смежного земельного участка местоположение границ участка не будет согласовано или им будут представлены письменные возражения, обосновывающие отказ от согласования, они в обязательном порядке должны быть внесены в акт согласования (ч. 4 ст. 40 Закона N 221-ФЗ). В дальнейшем отсутствие согласования или нарушение порядка его проведения может привести к тому, что кадастровая палата откажет в осуществлении кадастрового учета вашего земельного участка (п. 9 ч. 3 и п. 2 ч. 5 ст. 27 Закона N 221-ФЗ).
Для устранения разногласий рекомендуем воспользоваться следующим алгоритмом.

Шаг 1. Инициируйте повторное согласование местоположения границ земельного участка (п. 84 Требований к подготовке межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412).

Не исключено, что в сведениях кадастрового учета была допущена ошибка, поэтому нужно обратиться в орган кадастрового учета или к собственнику смежного участка с заявлением о необходимости ее исправления (ст. 28 Закона N 221-ФЗ).
Сведения о снятии возражений в отношении местоположения границы земельного участка будут впоследствии внесены в акт согласования.
Если местоположение границ не было согласовано в добровольном порядке, придется обратиться в суд (ч. 3.1 ст. 25, ч. 5 ст. 40 Закона N 221-ФЗ).

Шаг 2. Подготовьте исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка и пакет документов (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).

При подготовке иска обратите особое внимание суда на те объекты (природные или искусственные, существующие на местности 15 лет и более), на основании которых определялось местоположение участка (как вашего, так и смежного).
Подобными объектами являются заборы, деревья, иные насаждения, столбы и т.п.
Данная информация очень важна, поскольку при отсутствии документального подтверждения границ участка его местоположение определяется только по названным объектам (ч. 7 и 9 ст. 38 Закона N 221-ФЗ).
В качестве ответчика по делу необходимо указать собственника смежного с вашим земельного участка, в качестве третьих лиц — кадастровую палату и кадастрового инженера.
Также необходимо правильно сформулировать требования к суду. Исковые требования, в зависимости от обстоятельств дела, могут быть следующими:
— признать местоположение смежной границы земельного участка ответчика кадастровой ошибкой;
— установить смежную границу между земельными участками (как правило, в соответствии с координатами, указанными в заключении кадастрового инженера).
К исковому заявлению могут быть приложены следующие документы (ст. 132 ГПК РФ):
— копии искового заявления по количеству ответчиков и третьих лиц;
— копии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на земельный участок (документ, на основании которого вы владеете участком, свидетельство о государственной регистрации права);
— копия межевого плана;
— сведения из государственного кадастра о смежном участке (ч. 1 и 2 ст. 14 Закона N 221-ФЗ);
— документ об уплате госпошлины. Размер госпошлины рекомендуется предварительно уточнить в суде, поскольку суд может принять иск, оплаченный госпошлиной в размере 300 руб., как за требование неимущественного характера (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), но может и оставить его без движения на том основании, что госпошлина должна уплачиваться в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ — как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска, поскольку иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество;
— иные документы, а также копии документов, подтверждающих ваши требования, по числу ответчиков и третьих лиц. Иск предъявляется по месту нахождения земельного участка (ч. 1 ст. 30 ГПК РФ; п. 2 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).

Шаг 3. Примите участие в судебном заседании.

При рассмотрении дела может потребоваться назначение землеустроительной экспертизы для разрешения вопроса о том, были ли проведены кадастровые работы в соответствии с требованиями законодательства, а также о том, по каким координатам необходимо устанавливать местоположение смежной границы двух спорных участков (ст. 79 ГПК РФ).

Шаг 4. Получите решение суда и обратитесь в кадастровую палату.

После вступления решения суда в законную силу нужно обратиться в кадастровую палату с заявлением о постановке вашего земельного участка на кадастровый учет или об осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ участка на основании решения суда (ч. 4 ст. 28 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый орган обязан исправить ошибку и осуществить кадастровый учет.

Обратите внимание!
Для разрешения судебного спора вам может потребоваться квалифицированная юридическая помощь специалиста, стоимость которой в зависимости от сложности дела, суммы иска и иных факторов может оказаться существенной. В случае представления ваших интересов в суде потребуется подготовить нотариальную доверенность на представителя (ст. ст. 185, 185.1 ГК РФ; ч. 2 ст. 53 ГПК РФ). Расходы на оплату услуг представителя суд может взыскать с ответчика в вашу пользу по письменному ходатайству (п. 1 ст. 100 ГПК РФ).

www.sudmos.ru

РАЗЪЯСНЕН СПИСОК ДОКУМЕНТОВ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТСЯ КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ ПО УТОЧНЕНИЮ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав приложения не включаются.

Об этом Письмо Минэкономразвития России от 16.09.2013 N ОГ-Д23-5116.

В соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ »О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 38 Закона о кадастре, п. 22 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее — Требования), межевой план составляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенном земельном участке (кадастровой выписки) и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории). При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются иные предусмотренные п. 23 Требований документы.

Согласно п. 70.1 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре.

При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом указанные документы или их копии в состав приложения не включаются.

Необходимо отметить, что Законом о кадастре и Требованиями не установлены критерии обоснованности доводов, указываемых в разделе »Заключение кадастрового инженера» межевого плана.

Вместе с тем, по мнению Департамента недвижимости, в целях конкретизации обоснования местоположения уточненных границ земельного участка, приводимого в разделе »Заключение кадастрового инженера» межевого плана, может быть указано следующее:

  1. конкретные объекты искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка;
  2. источник получения информации о существовании границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан);
  3. меры, принятые для получения документов, подтверждающих местоположение границ уточняемого земельного участка.

При этом приведение в разделе »Заключение кадастрового инженера» межевого плана в качестве обоснования местоположения уточненных границ земельных участков иной информации не может являться основанием для принятия органом кадастрового учета решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

Указанная позиция Департамента недвижимости направлена в Росреестр Письмом от 19.06.2013 N Д23и-1606.

Специалисты Минэкономразвития обращают внимание, что в соответствии со ст. 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за внесение заведомо ложных сведений в межевой план (в том числе о фактическом местоположении уточненных границ земельного участка, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка) несет кадастровый инженер.

Читайте так же: Мы с вами соседи или правила общежития

Относительно замечаний, указанных в решениях об отказах в осуществлении государственного кадастрового учета, приложенных к обращению, направляем копию Письма Росреестра.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

www.subschet.ru

Ч 9 Ст 38 закона о кадастре

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Липецкий областной суд

В настоящее время соседские споры из-за границ земельных участков – явление распространенное. Решать такие споры можно как по совести, так и по закону. Поговорим о юридических аспектах споров о границах земельных участков.

Согласно п.3 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации [1] (далее – ЗК РФ) и ч.7 ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» [2] земельным участком признается часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются межеванием.

При выполнении работ по межеванию границ земельного участка предметом согласования является точное местоположение границ между двумя смежными земельными участками.

В процессе межевания кадастровым инженером может быть выявлено пересечение границ земельного участка с границами смежных земельных участков, сведения о которых уже содержатся в государственном кадастре недвижимости, что может привести к разногласиям между собственниками (владельцами) смежных земельных участков.

Если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию между лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности или ином вещном праве. Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, являющейся границей другого земельного участка (ч.1-3 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Первооснова любого спора о границах земельного участка – это несовпадение его юридических (т.е. закрепленных в государственном кадастре недвижимости) и фактических (т.е. реально существующих на местности) границ.

Несовпадение границ может быть обусловлено как их противоречием друг другу (пересечением), так и отсутствием юридической или фактической границы одного из участков.

Если обратиться к практическим аспектам обозначенной проблемы, можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся ситуации:

1) пересечение границ земельных участков, выявленное на этапе проведения процедуры согласования границ;

2) пересечение границ земельного участка, проходящего процедуру постановки на кадастровый учет, с уже установленными в государственном кадастре границами другого земельного участка.

В предмет доказывания по спорам о границах земельных участков должны включаться следующие факты:

1) принадлежность смежных земельных участков сторонам спора;

2) смежность данных земельных участков;

3) фактическое изменение границ смежного землепользования по отношению к тому, как границы определены в соответствии с правоустанавливающими документами;

4) обстоятельства такого изменения;

5) иные обстоятельства в зависимости от конкретных требований и возражений сторон.

Распределение обязанностей по доказыванию.

Обязанность доказать принадлежность участка, смежность землепользований, фактическое изменение границ смежного землепользования и нарушение прав таким изменением лежит на истце.

Ответчик, возражая против иска, должен доказать, что изменение конкретной границы не связано с его противоправным поведением, а само изменение не нарушает прав истца, поскольку связано с наличием объективных обстоятельств (например, при равномерном изменении границ всех земельных участков в квартале).

Для установления фактов, имеющих юридическое значение, представляют следующие необходимые доказательства:

— правоустанавливающие документы на земельные участки. Это могут быть постановления компетентных органов о предоставлении земельного участка, свидетельства о праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, договор аренды и т.п.;

— планы границ земельных участков истца и ответчика;

— общий план границ смежных земельных участков сторон, полученный по данным топогеодезических работ, с нанесением на него (возможно фрагментарно) границ этих участков по данным государственного кадастра недвижимости;

— общий план границ смежных земельных участков в квартале, полученный в результате топогеодезических работ с нанесением на него границ всех смежных участков по данным государственного кадастра недвижимости (при наличии соответствующих возражений ответчика);

— доказательства полномочий лица, выполнившего план границ;

В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [3] (далее – ГПК РФ) обязанность доказывания наличия указанных обстоятельств лежит на истце.

Рассмотрим установленный законом порядок согласования местоположения границ земельного участка. Но прежде, несколько слов о межевании.

Межевание – это работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Межевание производится на основании заявления владельца земельного участка, который обращается в специализированную организацию, для проведения геодезических работ.

В ч.7-9 ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» говорится, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (Приказ Минэкономразвития России [4] ).

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены Правила установления на местности границ объектов землеустройства [5] . В силу положений п.2 названных Правил установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом «О землеустройстве» [6] сведений о недвижимом имуществе.

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Согласно п.1 ст.5 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. В соответствии со статьей 39 названного закона если местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В соответствии со ст.39, 40 этого же закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование согласно пункту 14.1. Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства [7] , проводится в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.

К межевому плану составляется акт согласования местоположения границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если в акте стоят личные подписи всех заинтересованных лиц.

Если надлежащим образом извещенное лицо не выразило свое согласие или не представило мотивированный отказ от согласования границ, то граница считается согласованной с данным лицом, о чем в акт вносится запись. При этом к межевому плану также должны быть приложены документы, подтверждающие извещение владельца смежного участка о проведении согласования.

Если с собственником (владельцем) смежного земельного участка местоположение границ участка не будет согласовано или им будут представлены письменные возражения, обосновывающие отказ от согласования, они в обязательном порядке должны быть внесены в акт согласования (ч.4 ст.40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

В дальнейшем отсутствие согласования или нарушение порядка его проведения может привести к тому, что кадастровая палата откажет в осуществлении кадастрового учета вашего земельного участка (п.9 ч.3 и п.2 ч.5 ст.27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Во избежание возможных разногласий надлежит инициировать повторное согласование местоположения границ земельного участка (п.84 Требований к подготовке межевого плана [8] ).

Межевание земельного участка проводится для установления его границ на местности. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами новых земельных участков, купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Самостоятельно провести межевание границ земельного участка не представляется возможным, поскольку для этого необходимо иметь лицензию на право осуществления геодезической и картографической деятельности.

При проведении межевания следует придерживаться следующего порядка (п.1 Инструкции по межеванию земель [9] ).

Прежде всего, надлежит подготовить документы на земельный участок: свидетельство о праве собственности на земельный участок, постановление администрации о предоставлении земельного участка, нотариальное свидетельство о праве на наследство, решение суда, договор купли-продажи, мены, дарения; паспорт правообладателя земельного участка (и его копию); доверенность на представителя (если от имени собственника будет действовать представитель).

Подготовив названные документы, заключить договор с землеустроительной организацией, найти которую возможно самостоятельно при помощи информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или по рекламным объявлениям в кадастровой палате. Стоимость работ по межеванию границ земельного участка определяется индивидуально и зависит от многих факторов: размера и конфигурации земельного участка, сроков проведения работ, местонахождения участка и др.

Межевание границ земельного участка, как правило, включает комплекс работ, которые должна выполнять привлеченная вами специализированная организация, а именно (пп.3-8 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства; пп.8,16 Инструкции по межеванию земель):

— сбор и изучение сведений о земельном участке, предоставленных документов на земельный участок, имеющихся геодезических данных по данному земельному участку, а также адресов соседних (смежных) земельных участков;

Читайте так же: Претензия по ремонту двигателя

— подготовку проекта межевания, который должен соответствовать заданию на межевание;

— обязательное уведомление соседей по земельному участку (то есть лиц, права которых могут быть затронуты межеванием);

— выезд на место и определение границ земельного участка на местности. Как правило, границы участка определяются по фактическому пользованию либо со слов собственника. При этом обязательно должен быть получен акт согласования границ участка с соседями;

— геодезическую съемку участка и определение координат межевых знаков;

— точное определение площади земельного участка;

— подготовку плана земельного участка со всеми его границами;

— формирование межевого дела.

По окончании кадастровых работ по межеванию границ земельного участка собственнику должны быть выданы два экземпляра межевого плана, один из которых остается у собственника, а второй подается в кадастровую палату для присвоения земельному участку кадастрового номера (п.16 Инструкции по межеванию земель).

Получив межевой план, надлежит представить его в кадастровую палату для получения кадастрового паспорта земельного участка.

После чего следует обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в Липецкой области – в Управление Россреестра по Липецкой области), для получения свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок. Документы можно представить непосредственно в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, либо обратиться в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Подать документы можно тремя путями: лично, направить по почте или через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», заполнив форму заявления, размещенную на едином портале государственных и муниципальных услуг или официальном сайте органа, осуществляющего государственную регистрацию прав (пп.1,2 ст.16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [10] ).

К сожалению, как показывает судебная практика, не исключено, что в сведениях кадастрового учета была допущена ошибка, в этом случае необходимо обратиться в орган кадастрового учета или к собственнику смежного земельного участка с заявлением о необходимости ее исправления (ст.28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Сведения о снятии возражений в отношении местоположения границы земельного участка будут впоследствии внесены в акт согласования. Если местоположение границ не было согласовано в добровольном порядке, придется обратиться в суд (ч.3.1 ст.25, ч.5 ст. 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

При подготовке искового заявления об установлении местоположения границ земельного участка и пакета документов (ч.2 ст.131 ГПК РФ) следует обратить особое внимание суда на те объекты (природные или искусственные, существующие на местности 15 лет и более), на основании которых определялось местоположение границ земельного участка (как вашего, так и смежного). Подобными объектами являются заборы, деревья, иные насаждения, столбы и т.п. Такая информация очень важна, поскольку при отсутствии документального подтверждения границ земельного участка его местоположение определяется по названным объектам (ч.7 и 9 ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»). В качестве ответчика по делу необходимо указать собственника смежного земельного участка.

Очень важно правильно сформулировать требования к суду. Исковые требования в зависимости от фактических обстоятельств могут быть следующими:

— признать местоположение смежной границы земельного участка ответчика кадастровой ошибкой;

— установить местоположение смежной границы между земельными участками в соответствии с координатами, указанными в заключении кадастрового инженера, содержащемуся в межевом плане.

К исковому заявлению могут быть приложены следующие документы (ст.132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации):

— копии искового заявления по количеству ответчиков и третьих лиц;

— копии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на земельный участок (документ, на основании которого вы владеете земельным участком, свидетельство о государственной регистрации права);

— копия межевого плана;

— сведения из государственного кадастра о смежном участке (ч.1 и 2 ст.14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»);

— документ об уплате госпошлины (п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации [11] );

— иные документы, а также копии документов, подтверждающих требования, по числу ответчиков и третьих лиц.

Иск предъявляется в суд по месту нахождения земельного участка (ч.1 ст.30 ГПК РФ; п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации [12] ).

При возникновении спорных ситуаций по вопросам использования земельных участков необходимо проведение землеустроительной экспертизы, которая является одной из самых сложных экспертиз (ст.79 ГПК РФ).

Виды землеустроительных экспертиз:

— землеустроительная экспертиза по выносу границ земельных участков в натуру;

— экспертиза раздела земельного участка;

-услуги строительной геодезии.

По спорам о границах земельных участков эксперту могут быть поставлены следующие вопросы.

1) Соответствуют ли фактические границы земельных участков, расположенных по определенным адресам, границам этих земельных участков, установленным в соответствии с правоустанавливающими документами?

2) Каковы величина и характер отклонений фактически сложившихся границ земельных участков по отношению к границам, как они обозначены в правоустанавливающих документах?

3) Чем обусловлено и в чем выражается такое отклонение?

Постановка третьего вопроса обусловлена необходимостью определить, не только вследствие каких конкретных действий произошло изменение (установили ограждение, складировали материалы и т.д.), но и, при наличии соответствующих возражений стороны, не связано ли изменение границ у смежных землепользований с ошибкой, при которой имело место смещение границ в квартале. Такая ошибка характеризуется тем, что изменение границы конкретного участка с одной стороны влечет равное изменение границы этого участка с другой стороны, и такие равные (пропорциональные) изменения имеют место у всех землепользователей на данном участке (в квартале). Обязанность представить доказательства наличия такого изменения в силу ст.56 ГПК РФ лежит на ответчике.

4)Определить расположение ограждения ответчика относительно границ спорных земельных участков, а также местоположение объектов капитального строения, инженерных коммуникаций, находящихся на спорных земельных участках.

5) Какова фактическая площадь исследуемых земельных участков и соответствует ли она площади, отраженной в документе о праве собственности?

6) Каковы фактические границы исследуемых земельных участков и соответствует ли она границам, отраженным в землеотводных документах?

7) В случае отсутствия у исследуемого земельного участка физических границ произвести вынос на местности границы земельных участков?

8)Установить факт наложения (или его отсутствие) границ смежных земельных участков?

9)Установить площадь наложения границ смежных земельных участков?

10) Установить факт наличия (отсутствия) смещения забора между смежными земельными участками?

11) Какова фактическая площадь исследуемого земельного участка?

12) Соответствует ли установленная в процессе выполнения экспертизы фактическая площадь участка, расположенного по указанному адресу…, заявленной в правоустанавливающих документах?

13) Имеется ли наложение границ данных земельных участков (имеющих соответствующие кадастровые номера)?

14) Каковы географические координаты угловых (поворотных) точек исследуемого земельного участка?

15) Какова общая площадь пересеченных частей данных земельных участков с кадастровыми номерами …. расположенных по адресам….

16) Соответствует ли фактическое местоположение границ земельного участка с КН…, расположенного по адресу…. местоположению границ, обозначенному в проекте межевого плана, подготовленного кадастровым инженером….. от (дата)?

17) Какие действия необходимо предпринять для приведения фактической границы названного земельного участка в соответствии с материалами межевого плана от (дата), подготовленного кадастровым инженером….?

После вступления судебного решения в законную силу надлежит обратиться в кадастровую палату с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет или об осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка на основании решения суда (ч.4 ст.28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»). Кадастровый орган обязан исправить ошибку и осуществить кадастровый учет.

Следует отметить, что необходимость обращения в суд очень часто возникает у тех владельцев земельных участков, которые длительный период времени, а иногда и долгие годы, не появлялись на своих земельных участках. А, посетив его однажды, неприятно были удивлены, что, не только конфигурация границ земельного участка, но и его площадь, изменились, поскольку смежные землепользователи, воспользовавшись вашим длительным отсутствием, по тем или иным причинам провели межевание границ своих земельных участков без учета ваших интересов.

В заключение представляется необходимым напомнить, что, сэкономив на проведении кадастровых работ по межеванию границ земельного участка, можно в последующем поплатиться значительными расходами в ходе судебного спора, поскольку стоимость судебной землеустроительной экспертизы в разы превышает стоимость работ по межеванию границ земельного участка.

И все-таки, подводя итог, отметим, что при возникновении подобных ситуаций необходимо попытаться урегулировать возникший спор путем обращения с соответствующей просьбой к собственнику смежного земельного участка, а затем уже с заявлением в суд. При этом актуальной проблемой является выбор надлежащего способа защиты права, который, конечно же, зависит от особенностей конкретного дела.

[1] Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

[2] О государственном кадастре недвижимости: федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4017.

[3] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ

(в ред. от 11.05.2015) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

[4] Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков: приказ Минэкономразвития России от 17.08.2012 № 518 // Российская газета от 16.01.2013.

[5] Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства: постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 688// СЗ РФ. 2009. № 35. Ст. 4240.

[6] О землеустройстве: федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2582.

[7] Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003 (в ред. от 18.04.2003).

[8] Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков: приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (в ред. от 22.12.2014) // Российская газета от 19.12.2008.

[9] Инструкция по межеванию земель, утв. Роскомземом 08.04.1996.

[10] О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

[11] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 2000 № 32. Ст. 3340.

[12] О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 (в ред. от 23.06.2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. №7.

oblsud.lpk.sudrf.ru