Буксировка судов

Буксировка судов

Виды морских буксировок

Подготовка судна и несамоходного объекта к буксировке

Типы буксирных линий

Способы крепления буксирного каната

Управление судами при буксировке

Особые случаи буксировки

Теоретические основы морской буксировки

Расчеты скорости буксировки и прочности буксирного троса (линии)

Буксировка судов морем относится к особым случаям морской практики. Как правило, буксировка осуществляется транспортными судами или мощными буксирами-спасателями. Для обслуживания буксируемого объекта, особенно крупнотоннажного судна, маневрирование в портах и узкостях в помощь буксировщику придаются один или два вспомогательных буксира. Буксировочная операция предусматривает: предварительную проработку предстоящего маршрута перехода, предварительные расчеты по буксировке, рекомендации капитанам. Как правило, все это выполняется специалистами научных учреждений морского флота и опытными капитанами в том случае, если буксировочная операция планируется заранее. В случае вынужденной (случайной) буксировки эти расчеты должны выполняться капитанами судов на основе принятых в морской администрации страны рекомендаций по буксировке.

Теория буксировки судов в море была разработана русским академиком А.Н. Крыловым в 1924 году. Все расчеты, связанные с проведением буксировки сводятся к определению:

длины буксирного троса или буксирной линии;

прочности буксирного троса или линии.

Виды морских буксировок

Различают следующие вида буксировки:

аварийная (вынужденная) буксировка поврежденных судов, потерявших ход;

плановая буксировка несамоходных судов и объектов;

вспомогательная (внутрипортовая) буксировка в гавани и на рейдах.

Существуют следующие способы буксировки:

буксировка в кильватер за нос на длинном буксирном тросе (основной способ буксировки – применяется при морских и дальних океанских плаваниях) Lб > 200 м;

буксировка в кильватер за нос на коротком буксирном тросе (во льдах, в портах, на мелководье, при вспомогательной буксировке) Lб = 30–40 м;

буксировка в кильватер за корму (применяется при буксировке судов с поврежденной носовой оконечностью);

буксировка лагом (борт о борт) – применяется в портах и на хорошо защищенных от морской волны акваториях;

буксировка методом толкания – применяется в основном на реках и озерах.

Буксирный караван может состоять как из двух судов, так и из нескольких, как буксирующих, так и буксируемых.

Подготовка судна и несамоходного объекта к буксировке

Подготовка судов к предстоящей буксировке должна включать все вопросы, связанные с организацией и обеспечением безопасности буксирной операции:

укомплектовать оба судна опытными экипажами (очень важно);

снабдить основным и запасным буксирным снаряжением;

подкрепить буксирные устройства;

обеспечить суда дополнительными средствами аварийной связи;

обеспечить аварийно-спасательным имуществом;

осуществить проработку предстоящего перехода и наметить вероятные порты-убежища;

произвести снабжение обоих судов топливом, водой и запасами, исходя из планируемой продолжительности рейса и с учетом штормовых запасов;

рассчитать на прочность детали буксирного снаряжения;

рассчитать остойчивость обоих судов;

принять меры к уменьшению рыскливости буксируемого судна;

подкрепить корпус, надстройки, рубки, палубные устройства;

произвести герметизацию объекта, буксируемого без экипажа;

предусмотреть способы по борьбе за живучесть судна и меры по снятию людей с объекта.

studfiles.net

Буксировка судов морем

Буксировка — транспортировка несамоходных плавсредств самоходными.

Различают три способа буксировки:

в кильватер — в основном используется для морских буксировок;

лагом — для буксировок судов в портах;

толканием — для буксировок на реках и озерах.

1. Теоретические основы морской буксировки

Разработаны академиком А.Н.Крыловым. Основные положения теории буксировки сводятся к следующему:

при буксировке на волнении буксирующее и буксируемое суда участвуют в орбитальном движении частиц воды. При этом центры тяжести судов описывают примерно круговые траектории то сближаясь, то удаляясь друг от друга;

максимальное изменение расстояния между судами в результате их орбитального движения не превышает высоты волны;

буксирная линия должна быть устроена таким образом, чтобы позволять судам свободно совершать орбитальное движение, в противном случае в ней возникают инерционные силы в тысячи, а при буксировках крупнотоннажных судов в десятки тысяч килоньютонов, которые приводят к ее разрыву.

2. Типы буксирных линий

Все типы буксирных линий рассматриваются с точки зрения обеспечения свободного орбитального движения судов при буксировке на волнении, которое достигается:

упругим удлинением буксирного каната;

изменением формы буксирной линии за счет ее распрямления;

одновременным изменением формы и упругим удлинением;

изменением длины буксирного каната с помощью автоматической буксирной лебедки.

Буксирная линия характеризуется длиной, стрелкой провеса и расстоянием между судами. Длина и стрелка провеса определяют возможности буксирной линии по увеличению расстояния между судами за счет ее упругого удлинения и изменения формы.

В общем случае длина буксирной линии зависит от водоизмещения буксируемого объекта и составляет 250-300 м при буксировке малых судов водоизмещением менее 500 т. При буксировке более крупных судов длина буксирной линии может составлять 700 и более метров.

При океанской буксировке согласно рекомендациям ИМО минимальная требуемая длина главного буксирного троса должна быть определена по формуле:

где: BL — разрывная нагрузка буксирного троса согласно документам на него,

ВР — продолжительное тяговое усилие (сила тяги на гаке).

Стрелка провеса зависит от массы буксирной линии и горизонтальной составляющей силы натяжения буксирного троса. Чем больше масса и меньше натяжение, тем больше стрелка провеса.

Буксирные линии подразделяются на однородные и неоднородные.

Однородные состоят обычно из стального троса. Они обладают высокой надежностью, удобны в работе, достаточно тяжелые, что обеспечивает большую стрелку

провеса и следовательно ее хорошие аммортизационные качества за счет изменения формы. В то же время упругое удлинение стальных тросов незначительно.

Читайте так же:  Приказ 302н что нового

Неоднородные или комбинированные состоят из различных участков, например: якорной цепи и стального троса, стального и синтетического троса.

Использование участка якорной цепи в буксирной линии повышает ее аммортизационные качества за счет изменения формы. Такие линии удобны в работе: можно изменять ее длину потравливая или подбирая брашпилем якорную цепь, обеспечивается простота и надежность крепления буксирной линии на буксируемом судне.

Вставка из синтетического троса позволяет обеспечить хорошие аммортизационные качества буксирной линии при небольшой стрелке провеса за счет большого упругого удлинения синтетических тросов.

sea-library.ru

Буксировка судов

Буксировка — передвижение несамоходных плавучих средств, а также аварийных кораблей (судов) с помощью буксирного или другого судна.

На портале «Корабел.ру» имеется вся необходимая информация о буксирном сопровождении танкеров.
Здесь вы узнаете подробно подробнее. об услуге, её поставщиков, стоимость, а также сможете проконсультироваться по ряду других вопросов, касающихся данной услуги.

Буксировкой называют транспортировку несамоходных судов самоходными. Ее осуществляют буксиры — самоходные суда, предназначенные для буксировки несамоходного (буксируемого) судна. Караван буксирующих подробнее. судов с буксируемыми называют буксирным, а буксирным составом — несамоходную часть каравана, т. е. буксируемые объекты.

На портале «Корабел.ру» имеется вся необходимая информация о буксировке.
Здесь вы узнаете подробно об услуге, её поставщиков, стоимость, а также сможете проконсультироваться по ряду других вопросов, касающихся данной услуги.

На портале «Корабел.ру» имеется вся необходимая информация о буксировке плавучих объектов.
Здесь вы узнаете подробно подробнее. об услуге, её поставщиков, стоимость, а также сможете проконсультироваться по ряду других вопросов, касающихся данной услуги.

На портале «Корабел.ру» имеется вся необходимая информация о буксировке судов.
Здесь вы узнаете подробно об подробнее. услуге, её поставщиков, стоимость, а также сможете проконсультироваться по ряду других вопросов, касающихся данной услуги.

На портале «Корабел.ру» имеется вся необходимая информация о буксировке плавучих объектов.
Здесь вы узнаете подробно об подробнее. услуге, её поставщиков, стоимость, а также сможете проконсультироваться по ряду других вопросов, касающихся данной услуги.

На портале «Корабел.ру» имеется вся необходимая информация о морской буксировке.
Здесь вы узнаете подробно об услуге, её поставщиков, стоимость, а также сможете проконсультироваться по ряду других вопросов, касающихся данной услуги.

www.korabel.ru

§ 137. Основные понятия о морской буксировке

Буксировкой называют транспортировку несамоходных судов самоходными. Ее осуществляют буксиры — самоходные суда, предназначенные для буксировки несамоходного (буксируемого) судна. Караван буксирующих судов с буксируемыми называют буксирным, а буксирным составом — несамоходную часть каравана, т. е. буксируемые объекты.

Буксирный трос — стальной или пеньковый канат, трос из синтетического волокна, либо якорная цепь, при помощи которых осуществляется тяга судов.

Буксирная лебедка — специальная автоматическая лебедка, устанавливаемая на буксирном судне для регулирования длины буксирного троса в зависимости от его натяжения и условий плавания.

По району плавания различают буксировки:

морские дальние — между портами, расположенными на разных морях и океанах;

морские ближние — между портами одного морского бассейна;

рейдовые — связаны обычно с разгрузкой судов на открытых рейдах или вводом больших судов в порт;

портовые — осуществляются в пределах портовой акватории в целях транспортировки судов и портовых средств;

речные — осуществляются в реках;

канальные — передвижение судов по каналам.

По типу буксирного каравана различают буксировки:

простую, когда одно буксирующее судно ведет одно буксируемое;

сложную, когда одно или несколько буксирующих судов ведут одно или несколько буксируемых.

Буксировку производят в зависимости от условий специальные буксирные суда, грузовые, грузо-пассажирские и ледокольные суда. В зависимости от условий плавания и объектов буксировки последняя осуществляется на длинном и коротком тросах и вплотную лагом.

Особым видом буксировки является вождение судов методом толкания, который применяют на реках, небольших водоемах и при соответствующей гидрометеорологической обстановке в морских условиях.

В зависимости от назначения буксиры подразделяются на океанские, морские и портовые.

Океанские буксиры, предназначенные для дальних океанских буксировок больших судов и плавучих сооружений без ограничения района плавания, имеют мощность от 1200 до 4000л. с, скорость порожнем — 17 узлов, экономическую — до 11 узлов, запасы топлива —д о 25 суток, что обеспечивает им радиус действия до 12 000 миль.

Некоторые океанские буксиры специально оборудуются для аварийно-спасательных работ и носят название океанских спасателей. Такие суда имеют противопожарные, водоотливные и ремонтные средства», а также иногда водолазное, электросварочное и другое оборудование.

Морские буксиры, предназначенные для буксировок в пределах одного морского бассейна, имеют мощность силовых установок от 500 до 2200 л. с. Запасы топлива значительно меньше, чем у океанских буксиров. Мореходные качества морских буксиров должны удовлетворять условиям района их работы. Некоторые морские буксиры переоборудуют как морские спасатели.

Портовые буксиры, имеющие мощность 200—600 л. с, подразделяют на рейдовые и внутрипортовые; они обладают мореходными качествами, соответствующими району плавания. Портовые буксиры обеспечивают транспортировку плавсредств в гаванях и на рейдах.

Особо важные характеристики мореходности буксиров — остойчивость и непотопляемость. Большое эксплуатационное значение имеет характеристика, называемая тягой на гаке.

При кантовке больших судов в портах наиболее опасным является положение буксирного троса, перпендикулярное диаметральной плоскости буксирного судна, что может привести к потере буксиром остойчивости при рывке.

Для предупреждения опрокидывания буксиров принимают следующие конструктивные меры: надстройки, рубки, горловины, двери делают водонепроницаемыми; угол перекладки буксирного троса ограничивают путем смещения точки его приложения в корму; для смягчения рывков буксир оборудуют пружинными гаками, буксирными лебедками, гидравлическими амортизаторами; для быстрой отдачи троса применяют полуавтоматические и автоматические гаки.

Читайте так же:  Кто может оплатить госпошлину за ликвидацию ооо

К мерам предупреждения опрокидывания буксиров в процессе эксплуатации относят: согласованность действий капитанов буксирующего и буксируемого судов; применение длинного буксирного троса, смягчающего рывки; перекладку руля на малых ходах; выполнение маневров только при условии их безопасности.

Буксирное устройство состоит: из буксирного гака или буксирной лебедки, кормового буксирного клюза или полуклюза, кормовых кнехтов для крепления оттяжки, буксирного троса, кормовых отводных битенгов, буксирных арок, носовых битенгов, буксирных тросов, различных вспомогательных материалов и такелажа, проводников, вспомогательных концов, коушей, соединительных скоб, зажимов для стальных тросов и т. д.

Основной деталью буксирного устройства является буксирный гак. В настоящее время почти не применяют простые буксирные гаки, опасные с точки зрения опрокидывания буксира и работы с ними обслуживающего персонала. На буксирах средней и малой мощности наиболее распространен откидной полуавтоматический или автоматический буксирный гак. На буксирных судах мощностью свыше 500 л. с. гаки снабжаются амортизационными пружинами. Для отдачи буксира с полуавтоматического гака (рис. 187) необходимо откинуть вертикальный упор и ударить по хвостовой части горизонтальной защелки молотом. Отдача буксирного троса при наличии автоматического гака (рис. 188) производится непосредственно из ходовой рубки. На буксире должно быть не менее двух буксирных гаков.

Буксирные гаки крепят при помощи катающегося ролика к буксирной дуге, расположенной несколько позади миделя, вблизи точки, через которую проходит ось вращения буксира на циркуляции. Управляемость буксира будет наилучшей, если радиус кривизны буксирной дуги равен расстоянию ее от центра тяжести буксира.

Наличие буксирной лебедки значительно упрощает процесс буксировки. Натяжение буксирного троса на барабане автоматической лебедки остается постоянным. Если натяжение троса увеличивается, то он автоматически травится лебедкой. При ослаблении натяжения троса лебедка автоматически подбирает слабину до уравновешивания натяжения с заданным.

Буксиры часто подходят к судам и причалам лагом, кормой, носом. Для предотвращения поломок и повреждений судов и причальных сооружений буксиры оборудованы привальными брусьями, кранцами. В носовой и кормовой частях установлены большие мягкие горизонтальные кранцы. В качестве кранцев применяют автомобильные шины. При буксировке лагом используют швартовные тросы буксира либо специальный комплект тросов.

Перед буксировкой выполняются специальные расчеты, в результате которых определяют общее сопротивление буксируемого судна, сопротивления воды буксировке, застопоренных винтов, величину воздушного сопротивления, сопротивления буксирного троса в воде, рабочее натяжение тросов и т. д.

flot.com

Буксировка судов. Длина буксира и силы при буксировке

Буксирный канат закреплен на буксировщике и буксируемом судне, и караваи начинает двигаться. Этот момент является ответственным, так как при движении со значительным ускорением в буксирной линии может возникнуть чрезмерное усилие. Когда буксирный канат начинает обтягиваться, необходимо машину застопорить и в дальнейшем увеличивать скорость понемногу. Полную длину буксирного каната устанавливают по выходе на достаточную глубину. Изменять курс следует плавно, избегая крутых поворотов даже в том случае, если судно развило постоянную скорость.

По достижении судами полной скорости буксировки необходимо осмотреть буксирное устройство. Нагрузка, приложенная к деталям и конструкциям, которые служат для крепления буксирного троса, не должна превышать допустимой. Если буксировка осуществляется на скольких тросах, необходимо выровнять их натяжения.

У места, где возможна отдача буксирного троса, должен быть инструмент, позволяющий или перерубить буксирный трос, или привести в действие отдающее устройство. Может быть предусмотрено перенесение нагрузки на страховочный трос в случае обрыва основного буксирного троса. На корме буксирующего и на носу буксируемого судов должна быть установлена вахта для наблюдения за работой буксирного устройства.

Во время буксировки в шторм курс необходимо располагать так, чтобы орбитальное движение обоих судов оставалось в пределах, допустимых данной буксирной линией. Наибольшее влияние орбитального движения обоих судов на усилия в буксирном тросе наблюдается при их следовании против волны или по волне. При плавании курсами, параллельными волнам (лагом к волне), это влияние будет минимальным и будет проявляться в форме рыскания буксируемого судна.

Большое значение имеет соотношение длины волны и расстояния между судами. Рекомендуется иметь такую длину буксирного троса, чтобы и буксируемое, и буксирующее суда одновременно всходили на волну и спускались с нее. При этом разность фаз орбитального движения судов сводится к минимуму.

Все суда, когда они идут на буксире, рыскливы. При буксировке плотную рыскливости нет, но по мере увеличения расстояния между судами путем удлинения буксирного троса начинается рыскание, которое увеличивается до тех пор, пока буксирный трос не войдет в воду. С этого момента рыскание замедляется. Предотвратить рыскание при помощи руля возможно лишь в том случае, если скорость рыскания позволяет рулевому удерживать судно на курсе. Необходимо помнить следующее: чем больше скорость буксировки, тем больше рыскает буксируемое судно; чем короче буксирный трос, тем порывистее рыскание; чем длиннее буксирный трос, тем дальше отходит буксируемое судно от курса, но рыскание теряет свою порывистость и позволяет рулевому держать судно на курсе.

Увеличение расхождения до требуемого значения может быть осуществлено уменьшением скорости буксировки. Однако такое уменьшение лимитируется управляемостью обоих судов, так как их управляемость будет падать с уменьшением скорости движения.

Поворот на некоторый угол относительно направления бега волн приводит иногда к увеличению бортовой качки, которая может стать нежелательной, например, из-за риска потерять палубный груз, но уменьшить скорость не всегда можно, так как это грозит потерей управляемости. Поэтому иногда приходится одновременно применять оба способа маневрирования, т. е. изменять курс относительно бега волн и вместе с тем уменьшать скорость.

Читайте так же:  Пособие за август 2012

В пути следования необходимо идти по кильватерной струе буксировщика, а при изменении курса следует держаться ее наружной кромки. При этом необходимо избегать резких поворотов. Вахта на буксируемом судне должна внимательно следить за действиями буксировщика, так как может возникнуть необходимость в остановке буксирующего судна, движении его задним ходом, отдаче буксирного каната. В случае остановки буксировщика на буксируемом судне рулем надо править так, чтобы исключить возможность навала. При движении в прибрежном районе в случае большого провеса длинной буксирной линии может возникнуть необходимость в уменьшении ее длины, чтобы тросы не цеплялись за грунт.

Укорачивание буксирной линии в общем случае—работа трудоёмкая. Крепление за якорную цепь до некоторой степени облегчает эту работу на буксируемом судне. Работа на корме буксировщика сильно затрудняется тем, что там зачастую не имеется достаточно мощных подъемных механизмов.

При временных остановках на большой глубине необходимо иметь в виду, что при длинном и тяжелом буксирном тросе возможны сближения судов под действием веса буксирной линии. Вынужденная остановка на больших глубинах почти всегда заставляет отдавать буксирный трос на буксировщике или буксируемом судне. В таком случае возникают трудности по выбиранию буксирного троса. Вообще масса буксирной линии должна быть такой, чтобы ее можно было выбрать имеющимися судовыми средствами. Все рассмотренные вопросы легко и просто разрешаются при наличии на судне автоматической буксирной лебедки регулируемого натяжения.

Во время буксировки судов большое значение имеет поддержание связи между ними. Связь эта может быть осуществлена по радио, радиотелефону, при помощи света, семафором и флагами Международного свода сигналов.

Подходя к месту отдачи буксирного троса, оба судна постепенно сбавляют скорость. Отдача может быть осуществлена как буксирующим, так и буксируемым судном в зависимости от того, какому из этих судов удобнее выбирать буксирный трос.

Обычно отдача троса происходит там, где глубина позволяет буксирному тросу лечь на грунт. В этих случаях отдача буксирной линии вполне безопасна, так как трос находится на грунте, и выбрать его нетрудно.

Если буксирный трос приходится отдавать на больших глубинах, эту операцию следует осуществлять на малом ходу во избежание опасного сближения судов из-за провисания буксирного троса. В этом случае отдают трос на буксировщике, чтобы он не оказался намотанным на гребные винты.

При закреплении буксирного троса за якорную цепь буксируемое судно сначала выбирает ее брашпилем, после чего отдают трос и начинают выбирать его, используя лебедки. Отдача буксирного троса на буксировщике должна быть произведена тогда, когда масса оставшейся части буксирного троса будет такой, что подъемные устройства буксируемого судна смогут выбрать его из воды.

Если аварийное судно после его спасения оказалось достаточно мореходным и на нем имеется экипаж, то подача буксирного троса на него ничем не будет отличаться от подобной операции для судов, не имеющих собственного хода.

Подача буксирного троса значительно осложняется, когда поврежденное судно покинуто экипажем. В этом случае на такое судно необходимо предварительно высадить людей с судна-спасателя, а затем уже подавать буксирный трос. Людей посылают к покинутому судну на шлюпке.

При благоприятных условиях погоды возможна их высадка непосредственно с судна на судно.

Если поврежденное судно имеет большой дифферент на нос или в носовых отсеках у него пробоина, которую невозможно заделать, то лучше буксировать аварийное судно кормой вперед, чтобы избежать дополнительного давления на его поперечные переборки.

При буксировке поврежденных судов, лишенных возможности использовать свое рулевое устройство, надо учитывать их рыскливость. Все буксируемые суда обладают плохой устойчивостью на курсе. Рыскливость зависит от: направления ветра и волн относительно курса буксируемого судна; осадки, высоты надводного борта и расположения верхних сооружений буксируемого судна; дифферента; крена; каких-либо подводных выступающих частей (что может быть вызвано повреждением корпуса). Рыскливость, обусловленная действием ветра и волны, может быть уменьшена только изменением курса и скорости буксировки. Судно, имеющее большую осадку, будет меньше рыскать, чем судно порожнем. Судно с дифферентом на корму более устойчиво на курсе, чем судно с дифферентом на нос. Поэтому суда с большим дифферентом на нос, который нельзя выровнять, лучше буксировать на корму. Все эти факторы могут действовать как раздельно, так и совместно.

Для уменьшения рыскливости буксируемого судна увеличивают дифферент на корму и располагают точки крепления буксирного троса как можно дальше вперед от центра тяжести судна. Эти меры основаны на результатах теоретического исследования устойчивости буксируемого судна на курсе.

Устойчивое движение буксируемого судна на курсе может быть достигнуто созданием за его кормой тормозящего устройства, которое затрудняет рыскание. Эти устройства, как правило, значительно увеличивают сопротивление буксированию, однако иногда без них обойтись нельзя. Подобным тормозящим устройством может быть выпущенная за корму на прочном тросе якорная цепь (1—2 смычки) или стальная грузовая сетка, наполненная кранцами или бухтами старого троса.

Какое бы устройство не было применено в каждом конкретном случае, оно должно быть такой массы, чтобы его можно было поднять на палубу подъемными средствами буксируемого судна, если они в исправности, или средствами буксировщика.

На одновинтовом судне застопоренный винт является тормозящим средством, в связи, с чем он способствует устойчивости движения судна на буксире. Поэтому гребной винт буксируемого судна следует держать застопоренным, не позволяя ему вращаться, хотя это сильно увеличивает сопротивление буксировке.

seaspirit.ru


Обсуждение закрыто.