Борьба с должностными преступлениями

Борьба с должностными преступлениями

Содержание:

Теме борьбы с должностными преступлениями было посвящено очередное заседание Общественного совета при Следственном управлении СКР по Иркутской области.


Следственный комитет подключил к антикоррупционной работе студентов

Теме борьбы с должностными преступлениями было посвящено очередное заседание Общественного совета при Следственном управлении СКР по Иркутской области. На встрече, которая состоялась 13 декабря, наградили победителей первой областной олимпиады научных и студенческих работ, посвященных борьбе с коррупцией.

Перед началом заседания для членов общественного совета была проведена экскурсия по новому зданию Следственного управления регионального СКР на улице Володарского в Иркутске. На первом этаже общественникам показали помещения, где расположен отдел по приему граждан. Недавно здесь заработал телефон доверия. Звонков поступает много. Все они записываются и фиксируются в журнале регистрации.

– Звонки касаются материалов проверок, которые находятся в производстве у следователей. Есть вопросы по уголовным делам. Вообще к нам поступает немало обращений, находящихся в компетенции других ведомств. Часто жалуются на некачественное медицинское обслуживание. Но мы все равно даем гражданам разъяснения, – говорит замруководителя отдела по приему граждан СУ СКР России по Иркутской области Наталья Яшкина.

Познакомили представителей общественного совета и с деятельностью отдела по расследованию особо важных дел. Здесь идет работа над самыми сложными делами – это коррупционные преступления, разбои, похищения людей, убийства. Евгений Карчевский сейчас завершает расследование серии убийств и нападений, совершенных в Академгородке так называемыми молоточниками. На столе у сотрудника Следственного управления лежит образец молотка, которым орудовали убийцы. К делу приобщены и другие доказательства вины иркутян Никиты Лыткина и Артема Ануфриева.

– Обнаружена запись в момент убийства сотрудницы Института земной коры. Оно было совершено 16 декабря 2010 года. Была проведена судебно-психиатрическая экспертиза обоих обвиняемых. Они пытались представить себя ненормальными, но психиатры сказали – это симуляция. То есть Ануфриев и Лыткин осознавали, что делают, – считает следователь по особо важным делам Евгений Карчевский.

В данный момент «молоточникам» вменяется в вину 16 преступных эпизодов, в том числе грабежей, разбоев, 5 убийств и 7 нападений.

Во время экскурсии членам общественного совета также показали новый спецавтомобиль, который поступил в распоряжение правоохранительного ведомства. Бронированный КамАЗ повышенной проходимости предназначен для работы следственно-оперативных групп в труднодоступных местах.

– Машина оборудована для работы как в лесных, так и в полевых условиях. Здесь есть все необходимое для проживания. Есть два самостоятельных энергоисточника, холодильник, электроплита, вода, микроволновая печь. Предусмотрены четыре спальных места, – рассказал механик Леонид Слепнев.

Преступники ответят своим имуществом

Само заседание общественного совета было посвящено борьбе с должностными преступлениями. В 2011 году в Следственном управлении СКР по Иркутской области возбуждено 115 уголовных дел по фактам коррупции. Среди фигурантов – чиновники из местной власти, представители федеральных структур, сотрудники правоохранительных органов.

– Борьба с коррупцией – это достаточно сложная работа. Нам необходимо знать, как общество видит решение проблемы, – обратился к присутствующим старший инспектор отдела процессуального контроля Следственного управления СКР по Иркутской области Денис Иванов.

Обсуждая тему, члены общественного совета выразили мнение, что в обуздании коррупционеров может помочь в первую очередь не лишение свободы на большие сроки, а крупные штрафы. Еще одна действенная мера – арест имущества обвиняемого во время расследования и конфискация имущества после вынесения судебного вердикта.

О своем видении проблемы рассказали и приглашенные на встречу участники первой областной олимпиады научных работ в сфере предотвращения коррупции. Решение о ее проведении было принято на предыдущем заседании общественного совета. Участие в конкурсе приняли студенты юридических факультетов вузов, аспиранты и молодые ученые-правоведы.

– Государства ведут борьбу с коррупцией. Я считаю, нужно заниматься правовым воспитанием, которое создаст нетерпимое отношение к коррупции, – выразила свое мнение аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин НИ ИрГТУ Алена Сафонкина.

Именно ее работа «Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов» победила в олимпиаде. Второе место занял научный сотрудник Центра противодействия коррупции НИИ Российской правовой академии Минюста РФ Дмитрий Романов. Его наработки общественники решили использовать для создания специальной брошюры по информированию населения о проблеме коррупции. Среди других призеров антикоррупционной олимпиады была отмечена студентка четвертого курса юридического института ИГУ Мария Толстикова, которая подготовила работу «Сложные вопросы квалификации злоупотребления должностными полномочиями».

На заседании было также решено пополнить состав общественного совета – в него вошел уполномоченный по правам человека в Иркутской области Иван Зелент.

irk.sledcom.ru

Борьба с коррупцией и должностными преступлениями в правоохранительных органах (на примере Алтайской таможни) Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Киселева Анастасия Анатольевна

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в Алтайской таможне, по проблемам служебной дисциплины и выявления склонности к коррупционному поведению должностных лиц. Проанализирована система воспитательно-профилактической работы Алтайской таможни, причины нарушений дисциплины, комплекс мероприятий, направленных на повышение служебной и исполнительской дисциплины, профилактику и противодействие коррупции , их влияние на воспитание личного состава.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Киселева Анастасия Анатольевна,

The results of sociological research on the problems of offi cial discipline and revealing of propensity to corruption behaviour of offi cials carried out in the Altay Customs are presented in the article. A system of educational-preventive work of the Altay Customs, the reasons of misconduct, a complex of actions directed to the increase of offi cial and performing discipline, preventive maintenance and counteraction of corruption, their infl uence on educating the staff is analyzed.

Текст научной работы на тему «Борьба с коррупцией и должностными преступлениями в правоохранительных органах (на примере Алтайской таможни)»

борьба с коррупцией и должностными преступлениями в правоохранительных органах (на примере

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в Алтайской таможне, по проблемам служебной дисциплины и выявления склонности к коррупционному поведению должностных лиц. Проанализирована система воспитательно-профилактической работы Алтайской таможни, причины нарушений дисциплины, комплекс мероприятий, направленных на повышение служебной и исполнительской дисциплины, профилактику и противодействие коррупции, их влияние на воспитание личного состава.

Ключевые слова: коррупция; служебная дисциплина; воспитательно-профилактическая работа; государственная служба; правоохранительные органы.

В условиях формирования правового российского государства одними из приоритетных вопросов внутренней политики становятся укрепление законности, борьба с преступностью и ее социальными последствиями.

На общем неблагоприятном фоне особое беспокойство специалистов вызывает проблема противодействия коррупционным преступлениям, статистика которых также свидетельствует об увеличивающихся темпах их роста. Особую актуальность коррупции придает ее высочайшая латентность. По экспертным оценкам Россия опустилась со 127-го на 145-е место в миро-

Читайте так же:  Гидрострелка с коллектором север

вом рейтинге коррупции, ежегодно публикуемом международной неправительственной организацией Transparency International.

Премьер-министр России В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что «корни коррупции находятся в самих изъянах устройства экономической и административной жизни государства, подпи-тываются некачественным законодательством и распространяются при отсутствии эффективного контроля деятельности должностных лиц органов государственной и муниципальной власти»1.

Специфика российской коррупции и взяточничества в том, что они фактически институционализировались в органах власти и местного самоуправления, делая их слабыми и неэффективными. Подрывая доверие к власти, ее авторитету, коррупция в конечном счете препятствует реализации общественных интересов, свободе личности, причиняет ущерб социальной, экономической, правовой политике и т.д. Коррупция становится явлением, во многом определяющим политическое, экономическое и культурное развитие российского общества. Опасность современной российской коррупции в ее массовости, проникновении во все сферы жизни общества, быстрой приспособляемости к новым условиям, в связи с чем доверие граждан РФ к институтам государственной власти находится на низком уровне2. Наряду с этим сегодня отмечается активное влияние коррупционной преступности на динамику развития криминогенных процессов, она приобретает доминирующее воздействие на формирование и консолидацию криминальной среды.

Об уровне воспитательной работы в правоохранительных органах, в том числе профилактики коррупции, можно судить по результатам социологического исследования, проведенного нами в Алтайской таможне (опрошено 60 человек), согласно которому только 60% должностных лиц считают, что нормы и инструкции нарушать нельзя. Вторым по степени значимости фактором, способствующим достижению целей карьеры, респонденты считают личные связи и поддержку семьи, друзей, родственников (27%), что также косвенно указывает на возможность коррумпированного поведения чиновников. Также выяснилось, что служащие данного государственного учреждения недостаточно знают или понимают, что означает «конфликт интересов» и «личный интерес государственного служащего». Следовательно, если те, кто непосредственно обязан соблюдать закон, до конца не осознают этой проблемы, то антикоррупционные законы и положения, которые очень важны для обеспечения доверия граждан к государственным служащим, на практике не будут действовать или будут неэффективны.

Основу воспитательно-профилактической работы в Алтайской таможне составляют мероприятия, направленные на обеспечение ответственного отношения к выполнению главной задачи коллектива — сбору таможенных платежей в федеральный бюджет в полном объеме, укреплению служебной и исполнительской дисциплины, сохранению положительной психологической атмосферы и высокопрофессионального «ядра» таможенных коллективов.

Основными причинами нарушений трудовой дисциплины в Алтайской

1) низкая требовательность руководителей подразделений к подчиненным, слабый контроль за организацией службы, проводимыми мероприятиями по укреплению дисциплины;

2) недостаточный уровень анализа основных причин и условий совершения дисциплинарных проступков, в отдельных случаях — непринятие мер к их устранению;

3) низкий уровень знаний отдельными должностными лицами требований нормативно-правовых документов, особенно по вопросам организации таможенного оформления и таможенного контроля, низкий уровень развития моральных и деловых качеств, в том числе ответственности, а также профессиональной подготовки;

4) несовершенство методов индивидуального воздействия на должностных лиц для достижения необходимых результатов, формальный характер проводимых мероприятий в целях укрепления исполнительской и служебной дисциплины, отсутствие личного примера добросовестного отношения к службе.

В Алтайской таможне проводится целый комплекс мероприятий, направленных на повышение служебной и исполнительской дисциплины,

профилактику и противодействие коррупции:

1. Организовано постоянное взаимодействие с подразделениями ГУВД, ФСБ в вопросах выявления, пресечения и предупреждения таможенных правонарушений, а также коррупционных проявлений среди должностных лиц таможни. При приеме на службу изучается личность кандидата: направляются специальные проверки в местные органы самоуправления, УФСБ, ГУВД, УФНС, по линии отделения собственной безопасности таможни.

2. Психологом таможни ведется работа по выявлению должностных лиц с низким уровнем развития моральных и деловых качеств, склонных в силу черт своего характера к совершению различного рода правонарушений, а также изучается морально-психологический климат в отделах таможни и на таможенных постах. Проводится индивидуальное собеседование с кандидатом на службу в таможенный орган и психологическое тестирование, позволяющее выявить группу риска и определить его профессионально-психологическую пригодность.

3. При планировании данной деятельности руководством таможни, начальниками структурных подразделений широко используется практика всестороннего изучения должностных лиц таможни, их особенностей, интересов, способностей, характера, темперамента с целью развития и формирования у них качеств, необходимых для успешного выполнения служебных задач, соблюдения законности и дисциплины. Особое внимание уделяется должностным лицам, имеющим низкие показатели в служебной деятельности, допускающим нарушения по службе.

4. При проведении аттестации должностных лиц в материалах аттестаций и служебных характеристиках отражается соблюдение должностными лицами норм этики и служебного поведения.

5. Систематически проводятся воспитательно-профилактические занятия с должностными лицами таможни и таможенных постов по изучению мер ответственности за преступления данной направленности, доводятся обзоры о должностных преступлениях по Сибирскому таможенному управлению и Федеральной таможенной службе России.

6. По выявленным фактам нарушений ежемесячно на таможенных постах Алтайской таможни проводятся собрания с личным составом, на которых изучаются и анализируются причины допущенных должностными лицами нарушений служебной дисциплины; начальниками структурных подразделений проводятся индивидуальные беседы с нарушителями.

7. В связи с постоянным обновлением законодательной базы и в целях эффективного выполнения задач таможенного оформления и контроля уделяется большое внимание подготовке, переподготовке и повышению квалификации должностных лиц таможни, что в конечном счете уменьшает риск должностных преступлений. На занятиях изучаются вопросы таможенного законодательства, а также освещаются задачи таможенных органов в плане борьбы с коррупцией.

8. Эффективной формой профилактики коррупционных деяний является Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, принятый Федеральной таможенной службой России. Кодекс размещен во всех отделах таможни, с ним ознакомлено каждое должностное лицо.

9. Значительную роль в вопросах профилактики нарушений служебной дисциплины играет практика проведения служебных проверок. При этом более половины нарушений служебной дисциплины выявляются самостоятельно должностными лицами: служебная проверка проводится на основании докладной записки. Материалы в отношении должностных лиц, допустивших правонарушение или совершивших должностное преступление, и материалы служебных проверок направляются в следственные органы и органы прокуратуры.

10. Для повышения информированности начальников структурных подразделений о состоянии правопорядка ведется база данных о количестве должностных лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности, а также допустивших нарушения законности и правопорядка и привлеченных к уголовной ответственности.

11. Ежемесячно проводится анализ состояния служебной дисциплины государственных гражданских служащих и сотрудников Алтайской таможни. К должностным лицам, допустившим дисциплинарный проступок, принимаются меры реагирования: привлечение к дисциплинарной ответственности, меры материального воздействия, заслушивание нарушителей служебной дисциплины и руководителей структурных подразделений.

12. Немаловажным фактором являются выступления руководства таможни перед личным составом и в средствах массовой информации, носящие антикоррупционную направленность.

13. Одной из действенных мер по профилактике коррупции является ротация кадров, которая осуществляется путем перевода служащих с одной должности на другую в пределах одного государственного органа либо перевода из одного государственного органа в другой — как на федеральном, так и на региональном уровне.

14. В должностные инструкции (регламенты) были внесены дополнения, обязывающие должностное лицо представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера как его самого, так и членов его семьи — супругов и несовершеннолетних лиц. А кроме того, обязательство уведомлять начальника таможни о случаях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

15. С целью исключения нарушений законодательства со стороны государственных служащих, связанных с замещением должностей, поступлением на службу, участием в коммерческой деятельности, учреждением частных фирм и пр., должностные лица кадровых подразделений совместно с психологом, сотрудниками отдела собственной безопасности проводят проверки достоверности персональных данных, сведений и документов.

16. Организована работа комиссии по противодействию коррупции, должностным злоупотреблениям и нарушениям служебной дисциплины, утверждены организационно-правовые основы ее деятельности. Комиссией регулярно проводятся заседания с оформлением соответствующих протоколов, на которых рассматриваются вопросы (информация) о злоупотреблениях, проявлениях коррупции и грубых нарушениях дисциплины со стороны должностных лиц таможни, выявляются причины и условия, способствующих их совершению, а также конкретные пути устранения этих причин, разрабатываются мероприятия по профилактике и противодействию коррупции применительно к конкретным должностным лицам.

Читайте так же:  Приложение 3 к положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства рф

17. В Алтайской таможне также создана Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Основанием для проведения заседания комиссии является информация (сообщения) о нарушениях гражданским служащим требований к служебному поведению или признаках личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Если прежде закон просто устанавливал список ограничений личного интереса госслужащего, то в настоящее время он регламентирует сам процесс согласования личного интереса чиновника и интереса государства, устанавливает ответственность чиновника на каждой стадии этого процесса и определяет специализированные органы (комиссии) для контроля за поведением чиновников, в состав которых должны входить, в частности, представители общественности.

18. В Алтайской таможне уже давно существует обратная связь с участниками внешнеэкономической деятельности. Для этого организована услуга по бесплатному консультированию граждан по вопросам, входящим в компетенцию таможни.

19. В целях создания и укрепления обратных связей таможенного органа с гражданами, участниками внешнеэкономической деятельности и общественными организациями в Алтайской таможне действует круглосуточный «Телефон доверия» 8-(3852)-26-09-51. Информация, полученная по «телефону доверия», позволяет оперативно выявлять факты неправомерных действий и нетактичного поведения со стороны сотрудников таможенных органов, пресекать и предупреждать их появление в деятельности таможенного органа. По всем сообщениям принимаются меры реагирования, при этом конфиденциальность гарантируется.

Положительную воспитательную роль в исследуемом государственном органе играют следующие мероприятия:

1. Занятия в рамках общественно-государственного ориентирования.

2. Патриотическое (героико-патриотическое) воспитание.

3. Работа, с привлечением средств массовой информации, по пропаганде и воспитанию чувства гордости за службу в правоохранительных органах.

4. Привлечение к проведению воспитательно-профилактических мероприятий ветеранов, связь с которыми не прерывается — их поддерживают материально и морально. Это создает у сотрудников организации ощущение безопасности и доверия, повышает лояльность и увеличивает мотивированность труда.

5. Проведение спартакиад, чемпионатов и соревнований различного уровня по зимним и летним видам спорта, а также смотров, конкурсов самодеятельного художественного творчества, участие в которых может поощряться специальными дипломами, ценными подарками и денежными премиями.

Анализ положения на Алтайской таможне привел к следующим выводам: проводимые на таможне воспитательно-профилактические мероприятия должны создавать атмосферу «невыгодности» коррупционного поведения должностных лиц и неотвратимости наказания за нарушения служебной дисциплины; эти мероприятия должны быть направлены на повышение требовательности руководства таможни к соблюдению служебной и исполнительской дисциплины; необходимо усиление функций контроля за исполнением принимаемых решений, а также укрепление морально-психологического климата в коллективе. Необходимо добиться, чтобы основой деятельности сотрудников правоохранительных органов стала социальная ответственность. Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с должностными лицами, усилению их служебной бдительности, профессиональной и морально-психологической подготовке, нравственному и эстетическому воспитанию.

1. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 28 апреля 2010 г.

2. Бакаева О.Ю. Борьба с коррупцией в таможенной сфере как инструмент оптимизации баланса частных и публичных интересов // Таможенное дело. -2009. — № 6.

3. Гаухман Л.Д. Уголовное право России. — М.: Норма. — 2009. — 468 с.

4. Карпов Н., Савченко А. Противодействие коррупции в правоохранительных органах: Американский подход // Закон и жизнь. — 2004. — № 4. — С. 13-15.

5. Куделько И.А. Коррупция как основной фактор снижения эффективности деятельности таможенных органов (на примере Уральского таможенного управления) // ЭГО. — 2010. — № 2.

6. Лашкина Е. Таможня даст добро: Правительство попытается разрушить тесную связь бизнеса и таможенников // Российская газета. — 2007. — 5 июля.

7. Ноздрачев А.Ф. Таможенная служба // Законодательство и экономика. -2006. — № 7. — С. 7-10.

Из выступления В.В.Путина 12 января 2004 г. на первом заседании Совета по борьбе с коррупцией при Президенте РФ.

См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. — М.: ГроссМедиа, 2006.

Борьба с должностными преступлениями и коррупцией во Франции Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Подгрушный Михаил Александрович

Дан анализ уголовного законодательства Франции по вопросу противодействия коррупционной преступности, в том числе в историческом аспекте.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Подгрушный Михаил Александрович,

THE FIGHT WITH MALFEASANCES AND CORRUPTION IN FRANCE

The article is devoted to the French criminal code analysis concerning counteraction to corruption criminality including the historical aspect.

Текст научной работы на тему «Борьба с должностными преступлениями и коррупцией во Франции»

БОРЬБА С ДОЛЖНОСТНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И КОРРУПЦИЕЙ ВО ФРАНЦИИ

Ключевые слова: коррупция, УК Франции, взяточничество, законодательство.

Дан анализ уголовного законодательства Франции по вопросу противодействия коррупционной

преступности, в том числе в историческом аспекте.

М.А. PODGRUSHNIY THE FIGHT WITH MALFEASANCES AND CORRUPTION IN FRANCE

Keywords: corruption, the criminal code of France, bribery, legislation.

The article Is devoted to the French criminal code analysis concerning counteraction to corruption criminality

Including the historical aspect.

Коррупция сопровождает человечество с древнейших времён. Наказание за взяточничество предусматривалось ещё законами Хаммурапи (4 тыс. лет назад), устанавливалось египетскими фараонами. Пагубное воздействие этого асоциального явления ощущается в любой стране, независимо от государственного устройства или традиций. Резкий всплеск коррупции был отмечен в период становления рыночных отношений в XIX в. Одновременно появились и первые попытки противодействия ей на законодательном уровне. Но существенного изменения антикоррупционной ситуации ни в мире, ни в отдельных государствах не произошло. Только во второй половине XX столетия, когда борьба с коррупцией в ряде стран была возведена в ранг государственной политики, удалось добиться минимизации её влияния на все сферы жизнедеятельности общества. В этом отношении представляет интерес опыт тех государств, которые сравнимы с Россией по численности управленческого аппарата. Это, прежде всего, США, Германия, Великобритания, Франция, Китай и ряд других стран.

Анализируя антикоррупционное законодательство Французской Республики, необходимо отметить, что в 1992 г. был принят новый Уголовный кодекс Франции. Он пришел на смену классическому наполеоновскому кодексу 1810 г. В новый Кодекс введены специальные статьи, направленные на борьбу с коррупцией, например, с нарушением должностным лицом долга честности, в частности взимание им не причитающихся ему сумм под видом предусмотренных законом, незаконное получение выгод и т.д. [1].

УК Франции в разделе 3 гл. 2 ч. 3, который называется «Пороки честности», запрещает представителям публичной власти под угрозой наказания в виде лишения свободы на срок от 2 до 10 лет со штрафом в размере от 200 тыс. до 1 млн франков получение (прямо или косвенно) различного рода подарков (независимо от их стоимости). Претерпели изменение и нормы об ответственности за взяточничество. В новом УК это ст. 432-10 — 432-12. Взятка, согласно этим нормам, делится на взимание должностными лицами не причитающихся сумм под видом предусмотренных законом (ст. 432-10), так называемое «пассивное взяточничество» (ст. 432-11) и незаконное получение процентов (ст. 432-12). До февраля 1945 г. взяточничество наказывалось гражданской деградацией. Это наказание применялось только к служащим и агентам правительственных учреждений и предусматривалось в следующих законах: Законе об ответственности за взяточничество экспертов от 13 мая 1863 г., Законе об ответственности за взяточничество служащих частных компаний от 16 февраля 1919 г. и ряде других. Ордонансом от 8 февраля 1945 г. положения всех этих законов, в той части, где речь идет

Читайте так же:  Следственный комитет г Пятигорска

об ответственности за взяточничество, были объединены и включены в УК в виде ст. 432-10 и 432-11.

К простейшей форме взяточничества согласно законодательству Франции можно отнести действия, предусмотренные в ст. 432-10. Эти действия совершают лица, наделенные должностными функциями. Так, согласно этой статье, тюремным заключением на срок до 5 лет и штрафом до 500 ООО франков наказываются представитель государственной власти или лицо, наделенное особыми полномочиями, если они требуют, получают или под предлогом законных полномочий приказывают взимать ненадлежащие налоги или иные сборы или сумма их превышает законно установленную (в этом случае виновное лицо должно знать, что взимаемая сумма превышает сумму, установленную для сбора, или что налогообложение незаконно).

К так называемой «пассивной» форме взяточничества относятся действия, предусмотренные в ст. 432-11. Тюремным заключением на срок до 10 лет и штрафом до 1 млн франков наказываются представитель государственной власти или наделенное особыми полномочиями или обладающее выборным мандатом лицо, если они без всяких на то прав прямо или косвенно ходатайствуют или требуют дачи предложений, обещаний, подношений, подарков или каких-нибудь других выгод за выполнение или воздержание от выполнения своих обязанностей, поручений, представительских функций, а также за злоупотребление своим реальным или вымышленным влиянием с целью добиться от государственной или административной власти награды, должности, подряда на выполнение работ или иных благоприятных решений [2].

В ст. 432-12 УК 1992 г. предусмотрена ответственность представителей государственной власти, лиц, наделенных полномочиями выполнять должностные функции, или лиц, обладающих выборным мандатом, если они лично или через посредников будут брать, получать или удерживать какие-либо проценты от деятельности предприятия или от совершения какой-нибудь операции в тот момент, когда они осуществляют полностью или частично руководящие или наблюдательные функции за деятельностью предприятия, процессом его ликвидации или проведением расчетов. Лица, виновные в этом преступлении, наказываются тюремным заключением на срок до 5 лет и штрафом до 500 000 франков.

Прежний французский уголовный закон относил к пассивному взяточничеству (получению взятки) действия, предусмотренные статьей 177 УК. Эта статья — наглядный пример казуистичности формулировок старого кодекса. Так, согласно этой статье, тюремным заключением на срок от 2 до 10 лет и штрафом в размере удвоенной стоимости принятых обещаний или полученного имущества, но не ниже 1500 франков, наказывалось лицо, которое требовало, принимало подарки или подношения [4].

Одним из коррупционных преступлений является «Злоупотребление властью». В Уголовном кодексе Франции 1992 г. ответственности должностных лиц за злоупотребление властью отведено значительное число статей. Следует отметить, что кодекс делит этот вид преступления на два класса: 1) злоупотребление властью, направленное против управления (ст. 432-1 — 432-3); 2) злоупотребление властью в отношении частных лиц (ст. 432-4 — 432-9). Правда, в отличие от УК 1810 г., в УК 1992 г. нормы об ответственности за злоупотребление властью в отношении частных лиц расположены после норм об ответственности за злоупотребление властью против управления. Также, в отличие от норм УК 1810 г., в нормах УК 1992 г. об ответственности за злоупотребление властью против управления не дается конкретного описания тех действий, которые признавались бы законодателем злоупотреблением.

Так, в частности, наказываются как злоупотребление властью против управления действия представителей государственной власти, которыми в ходе осуществления своих служебных полномочий или предпринятых ими мер было нарушено осуществление закона. За данное преступление ст. 432-1 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет и штраф до 500000 франков. Это наказание удваивается, если действия, предпринятые должностным лицом, имели какие-либо последствия.

Законодателем расцениваются как злоупотребление властью против управления действия представителей государственной власти, а также лиц, наделенных полномочиями осуществлять должностные функции, или лиц, обладающих выборным мандатом, которые продолжают выполнять свои обязанности после того, как их официально информировали о решении или обстоятельствах, прекращающих их служебную деятельность. В случае такого неподчинения виновное лицо наказывается тюремным заключением на срок до 2 лет и штрафом до 200 000 франков (ст. 432-3).

Новый УК Франции в отличие от УК 1810 г. не предусматривает ответственности за служебный подлог. Общеуголовная ответственность за подлог включена в IV раздел «О покушениях на общественное доверие», который входит в Книгу четвертую Уголовного кодекса 1992 г. К уголовной ответственности за подлог привлекаются как частные, так и должностные лица. Если виновным в подлоге является должностное лицо, то к нему применяется более строгое наказание, чем к частному лицу.

Интерес представляют также нормы главы II «О посягательствах на государственные органы управления, совершенные лицами, находящимися на государственной службе». Так, в отделе 3 «О нарушении долга честности» §3 «О незаконном получении выгод» в примечании к ст. 432-13, предусматривающей уголовную ответственность публичных должностных лиц за «любое участие в форме работы, консультаций или же капиталов в частном предприятии», указывается, что в смысле настоящей статьи «к частному предприятию приравнивается любое государственное предприятие, осуществляющее свою деятельность в секторе, в котором существует конкуренция, и в соответствии с нормами частного права». Далее говорится о том, что эти положения применимы к сотрудникам государственных учреждений, национализированных предприятий, компаний смешанной экономики, в которых государству или государственным органам принадлежат непосредственно или косвенно более 50% капитала, и государственных фирм по предоставлению услуг связи, относящимся к государственной службе связи. Таким образом, законодатель выводит из числа субъектов данного преступления служащих коммерческих предприятий [3].

В 1995 г. во Франции был принят Закон Сената, дающий Счетной палате право контролировать процесс назначения на государственную службу. Практически одновременно была создана Комиссия по финансовой гласности политической жизни, которая контролирует имущественное положение парламентариев. В соответствии с Законом, каждый депутат Национального собрания Франции после своего избрания обязан предоставить финансовые счета о средствах, израсходованных на предвыборную кампанию, а также «декларацию чести» с указанием размеров личной собственности. Такие же декларации представляют депутаты Европейского парламента, члены генеральных и региональных советов. В системе противодействия коррупции функционируют специальные подразделения криминальной полиции, МВД, прокуратуры, таможенной службы и налоговой инспекции. Координация этой деятельности возложена на Центральную межведомственную службу при Минюсте по предотвращению коррупции.

Немаловажную роль в противодействии коррупции играет и созданная в 1991 г. при министерстве экономики и финансов Франции служба «Тракфин» (Tracfin). Этот орган создавался для борьбы с «отмыванием» нелегальных доходов от незаконного оборота наркотиков. Затем в поле его зрения попали дела о ввозе и вывозе капитала, полученного от незаконной торговли оружием, и, как следствие, о коррупции крупных французских госчиновников. Однако следует отметить, что французские законодатели менее суровы, чем американские. От чиновников не требуется подача декларации о доходах, а соблюдение ограничений на профессиональную деятельность после увольнения чиновника с государственной службы контролируется менее строго. Кроме того, французское законодательство уделяет больше внимания административным, а не уголовным мерам наказания. При этом преследуется главная цель — предотвращение «недолжного соединения личных финансовых интересов и исполнения должностных функций государственного служащего».

В заключение следует отметить, что антикоррупционное законодательство Франции является действенным и отдельные подходы противодействия коррупции, закрепленные в нем, могут быть использованы в целях совершенствования нормативной правовой базы Российской Федерации в данной сфере.

1. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира / Ф.М. Решетников. М.: Юрид. лит.,

2. Уголовный Кодекс Франции 1810 года // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Новое и новейшее время. М.: Юрайт, 1999.

3. Уголовное право буржуазных стран / под ред. А.Н. Игнатова, И.Д Козочкина. М.: Университет дружбы народов, 2010.

ПОДГРУШНЫЙ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ — соискатель ученой степени кандидата юридических наук, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

PODGRUSHNIY MIKHAIL ALEKSANDROVICH — competitor of scientific degree of juridical sciences, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

cyberleninka.ru


Обсуждение закрыто.