Анализ закона об образовании статья 47

Анализ закона об образовании статья 47

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

www.zakonrf.info

Правовой статус педагогического работника: опыт сравнительного анализа законодательного регулирования

РотинМихаилГригорьевич,кандидат экономических наук, доцент кафедры профессионального образованияи менеджментаГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации ипрофессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула[email protected]

Правовой статус педагогического работника: опыт сравнительного анализазаконодательного регулирования

Аннотация.В статье рассматривается накопленный международный опыт законодательногорегулированияправового положения педагогическихработников. Рассмотрен комплекс вопросов, непосредственно затрагивающих в действующем образовательном законодательствеРоссийской Федерацииправовой статус педагогического работника.Особое внимание уделеноприравниванию статуса педагогических работников к статусу государственных служащих.

Ключевые слова:законодательство об образовании, образовательная деятельность, педагогический работник, правовой статус педагогического работника, академические права иобязанности.

Читайте так же:  Как регистрировать жалобы

Наличие стабильного законодательства, в полной мере обеспечивающего эффективное правовое регулирование, является необходимым условием функционирования и развития системы образования.29 декабря 2012 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(далее ─ Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации)[1].

С момента вступленияв силу(1сентября 2013года)Федерального закона «Об образовании в РоссийскойФедерации» он выступает в качестве основополагающего (базового) законодательного акта, осуществляющего нормативноправовое регулирование отношений в сфере образования, выполняет системообразующую функцию в отношении всего комплекса законодательных и подзаконных нормативноправовых документов,действующихв сфере образования. В системедействующегозаконодательства об образовании в Российской Федерациинормативноправовое регулирование отношений осуществляется на федеральном и региональном уровнях законодательными и подзаконными актами.В составего источников входят:Конституция Российской Федерации;Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №273ФЗ); законы и подзаконные акты, в том числе указы и распоряжения Президента РФ,постановления и распоряжения Правительства РФ, а также иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования;законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования;нормативноправовые акты органов местного самоуправления, а также локальные нормативные правовые акты образовательных организаций. С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе законодательства об образовании произошли качественные изменения. Они связаны с тем, что в результате систематизационных процессов часть правоотношений, оказалась в поле действия законодательных норм. В статье 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[2]впервые законодатель даёт определение такому понятию как правовой статус педагогического работника.Данная статья является новацией действующего образовательного законодательства. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и субъектов РФ. В Российской Федерации признаётся особый статус педагогических работников в обществе,и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности, предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда. Для педагогическихработниковв соответствии с ч.3 ст.47 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации»былисформулированы академическиеправа и свободы, в том числе свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свободавыбораииспользованияпедагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу,разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания; на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания; на осуществление научной, научнотехнической, творческой, исследовательской деятельности, участие вэкспериментальной и международной деятельности разработках и во внедрении инноваций; право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсамиправодоступакинформационнотелекоммуникационным сетям и базам данных,учебным и методическим материалам, музейным фондам, материальнотехническим средствам обеспечения образовательной деятельности; на участие в управлении образовательной организацией; на объединение в общественные профессиональные организации, на защиту профессиональной чести идостоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.Особо подчеркнуто, что академические права и свободы,предоставленные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательныхотношений.

Педагогическим работникам в соответствии с ч. 5 ст.47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[3]предоставлены трудовые права и социальные гарантии, в т. ч. такие как право на сокращенную рабочую неделю, на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, на длительный отпусксроком до одного года не реже чем через каждые десять летнепрерывной педагогической работы, на досрочное назначениестраховойпенсии по старости, на предоставление педагогическим работникам вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Сохранены льготы для сельских учителей. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. За субъектами Российской Федерации законодательно закреплено право устанавливать дополнительные меры государственной поддержки выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Основные обязанности педагогическихработников, регламентируются ст.48 Федеральногозакона«Об образовании в Российской Федерации»[4].

Педагогический работникдолжен осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин(модулей) в соответствии с утверждённой рабочей программой, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни. В своей деятельностионобязан применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуя при необходимости с медицинскими организациями; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. Педагогическому работнику необходимосистематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, медосмотры (при поступлении на работу, периодические, внеочередные), обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, соблюдать устав, правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты образовательной организации. Современные тенденции общественного развития требуют особого внимания со стороны государства к профессии педагога, учителя, его правовому и социальному статусу. Международными документами статус учителя определён в Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ «О положении учителей» (принята 05.10.1966 г. Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей)[5].

В Рекомендации признаётся ведущая роль учителей в развитии образования.Профессия учитель должна быть окружена уважением в обществе, что соответствует тому общественному вкладу, который педагогические работники вносят в его развитие.Поэтому учитель должен иметь соответствующий социальный статус.

«Права человека,─ считает Н.М. Канаев, участник Межправительственной конференции ЮНЕСКО в Париже 1966 года,─ начинаются с прав учителя. Если учитель бесправен и едва сводит концы с концами, то он никогда не сможет передать ученикам, будущему поколению, веру в права человека, даже если он выучит наизусть Всеобщую декларацию прав человека» [6].

В международных документах определены профессиональные свободы учителя такие, как:участие в разработке новых образовательных программ, учебников и учебнометодических пособий, ограждение от необоснованного вмешательства в профессиональную деятельность, обжалование необоснованных действий и оценок его труда. В статьях Рекомендацииполучили юридическое определение права учителей на различные привилегии и пособия (за выслугу лет, по старости, по уходу за ребёнком и другие) а также их обязанности. Данные Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ, которыезатрагивают профессиональную деятельность педагогов являются своеобразным международным стандартом. В различных странахдолжны бытьучтены положения Рекомендации и соответственно внесены изменения и дополнения в нормы национального законодательства по вопросам прав и статусных характеристик учителей.

В ряде европейских стран педагогические работники имеют специальный правовой статус. Условия его по сути сходны с условиями статуса гражданских служащих, как, например, в Бельгии. В других странах Европы правовой статус педагогов зависит от того в каком сектореобразованияобщественном или частном они осуществляют свою деятельность. В общественном секторе образования учителя, как правило, становятся государственными служащими, в частном−нет. Странами, относящимивсех учителей к государственным служащим,являются Австрия, Бельгия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ, США и Канада.

В отдельных европейских странах действуют смешанные правила, когда в соответствии с действующим законодательством в общественном секторе образования частьпедагогических работников являются гражданскими служащими, а часть−нет. В Нидерландах к гражданским служащим относятся только учителя школ, принадлежащих центральномуправительству и муниципалитетам.

Читайте так же:  Мини сочинение по преступлению и наказанию

Частные образовательные организации, как правило, имеют право свободного набора специалистов. Правовые отношенияоформляются с ними в соответствии с нормами гражданского и трудового законодательства посредством заключения срочных трудовых соглашений (контрактов), с попечительскими советами или юридическими владельцами образовательных организаций.Однако и в этом случае имеются исключения из правила. Так в Финляндии и Австрии педагоги, осуществляющие образовательную деятельность в частном секторе входят в перечень государственных служащих[7].В Англии все служащие публичного сектора, включая системушкольного образования,относятся к государственным служащим[8]. В Японии принят специальный закон о работниках просвещения, в котором определён статус учителей в государственных, префектуральных и муниципальных образовательных учреждений как государственных служащих. Для привлечения в образование наиболее подготовленных и квалифицированных специалистов заработная плата учителей в государственных и муниципальных образовательных организациях, согласно закону, должна быть выше, чем у других государственных служащих,имеющих тот же стаж и уровень образования[9]. Для педагогических работников зарубежных стран статус государственного служащего,как правило,означает конкурсный приёмна службу с довольно жёсткими критериями к кандидатам и регулярную оценку их деятельности.Одним из основных условий служебного роста (при удовлетворительном выполнении своих непосредственных обязанностей) выступает стаж работы, с которым связывают должностной рост, повышение заработной платы,а в отдельных случаяхобъём учебной нагрузки[10]. Одним из основных принципов государственной службы является гарантия пожизненного пребывания на ней при условии не совершения поступков и действий,несовместимых со статусом государственного служащего.Педагогическиеработникиполучившиеназначение,до установленного возраста выхода напенсию не подлежат увольнению за исключением действий, которые порочат профессию и статус, кроме того им гарантирована достойная пенсия. В большинстверазвитых стран Запада на работников образования распространяются все общие положения законов о государственной службе. В системе классификации должностей государственной службыпедагогические работники относятсяк«среднему звену» т.е. пользуются привилегированным положением.В Финляндии профессия педагога─ одна из самыхуважаемых ивостребованных. Педагогическая деятельность достойно оплачивается. Учитель обладает свободой творчества, по уровню образования он всегда магистр. Важным направлением деятельности государства в зарубежных странах является социальная поддержка педагогов. В США социальные гарантии учителю и иным школьным работникам законодательно закреплены в виде формулы расчёта минимальной заработной платы. Данная формула, помимо гарантированной заработной платы педагогического работника соответствующего уровня, учитывает количество обучающихся, а также педагогический стаж[11].

В Китае заработная плата учителей в соответствии с национальным законодательством должна быть не ниже либо выше, чем угосударственныхслужащих, и постепенно расти. Анализируя имеющийся мировойопыт правового регулирования статусного положения педагогических работников зарубежных стран как государственных служащих необходимо отметить, что ряд элементов,по сути,составляют содержание правового статуса педагогического работника в Российской Федерации,рассмотренного нами выше.Элементы определённого сходства имеют следующие показатели: оценка деятельностипедагогических работников (аттестация, рейтинги), законодательно определённый порядок и сроки повышения квалификации педагогическими работниками, взаимосвязь стажа педагогической деятельности с должностнымростом и увеличениемзаработной платы и другие.

Тем не менее,в отличиеот опыта ряда стран, педагогическая деятельность в образовательном законодательстве Российской Федерации не признаётся государственной службой.Необходимо обратить внимание на то, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» признаётся особый статус педагогических работников в обществе. Однако на данный момент эта правовая норма в определённой степени носит декларативный характер. Вэтой связивполне оправданно,одной из целей развития законодательства об образовании в Российской Федерации,

можно назвать дальнейшее совершенствование правовых актов регулирующих правовой статус педагогических работников.

Ссылки на источники1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: по состоянию на 2015 год: с комментариями к последним изменениям. –Москва: Эксмо, 2015. –336с. 2.Там же. С. 167.3.Там же. С. 169.4.Там же. С. 171.5.Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. С. 122.6.Канаев Н. М. ЮНЕСКО и защита прав учителей // Вестник Академии права и управления. 2010. №19. С.138.7.Алфёров Ю. С. Нормирование нагрузки учителей в развитых странах // Педагогика. 2000.№4. С. 77.8.Литвинцева Е. А. Управление персоналом государственной службы в зарубежных странах. М., 2010. С.11.9.Образовательные системы и образовательное законодательство государств Востока / Под ред. Козырина А. Н. М.: Готика, 2005. С. 14, 31.10.Алфёров Ю. С. Нормирование нагрузки учителей в развитых странах// Педагогика. 2000. №4. С. 78.11.Корф Д. В., Васильева Н. М. Правовое регулирование образования в США / Под ред. Проф. А. Н. Козырина. М.: Готика, 2005. С. 52.

e-koncept.ru

Статья 47. Правовой статус педагогических работников

Сфера образования — одна из важнейших во всей жизнедеятельности государства. Все сотрудники, которые трудоустроены в ней, вносят неоценимый вклад в будущее страны и ее населения. Именно поэтому государство гарантирует особый правовой статус педагогических работников. В чем он заключается и из каких элементов состоит? Об этом далее.

Общее понятие

Под правовым статусом педагогических работников понимается сочетание всего спектра возможных свобод и прав, которые гарантируются им со стороны государства. Кроме этого, в понятие правового статуса включаются также и социальные гарантии, дополнительные возможности, особенные виды ответственности, отраженные в законодательной базе РФ.

Правовой статус педагогического работника — это совокупность особенных гарантий, которая представляет возможным осуществление данными лицами своей профессиональной деятельности в обществе. Государство предоставляет все возможности, необходимые для того, чтобы поддерживать и развивать уровень каждого сотрудника в сфере образования. Кроме этого, в стране регулярно проводятся мероприятия, направленные на поддержание и повышение социальной значимости работников данной сферы.

Законодательное закрепление статуса

Права педагогических работников образования закреплены в положениях различных нормативных документов. Примером тому являются нормы, указанные в статьях Трудового кодекса РФ. Данный вопрос также широко раскрывается в Законе РФ «Об образовании» — в статье 47 «Правовой статус педагогических работников». Данная статья содержит в себе большое количество положений, которые отражают весь спектр прав, свобод и гарантий, которые страна гарантирует сотрудникам такой сферы.

Кто относится к педагогическим работникам

Все элементы, которые понимаются под правовым статусом педагогических работников, могут быть использованы только лицами, относящимися к данной категории. Итак, кого можно назвать педагогическим работником? Законодатель четко определяет круг лиц, которые могут так именоваться. В статье 46 Закона «Об образовании» говорится о том, что таковыми являются те лица, которые занимаются образовательной деятельностью, состоя в трудовых отношениях с соответствующими организациями, зарегистрированными в установленном порядке. Кроме этого, данный сотрудник должен заниматься деятельностью по организации учебного процесса, его ведению или осуществлять воспитательную работу. Работником образования может быть признано только физическое лицо.

В соответствии с понятием, которое приводится в данной статье, можно сделать вывод о том, что к категории работников образования относятся воспитатели дошкольных учреждений, преподаватели в школе, а также в высших учебных заведениях. К таковым относятся и педагоги, которые занимаются предоставлением дополнительного образования: учителя-логопеды, психологи, организаторы и т. д.

Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность неких свобод, которые можно реализовать, только осуществляя свою профессиональную деятельность. Перечень таковых предлагается в законодательстве, данные свободы являются неотъемлемыми и присущи любому сотруднику в сфере образования.

Законодатель в своих актах предписывает то, что каждый работник сферы образования может свободно заниматься ведением своей преподавательской деятельности и выражать свое мнение, независимо от обстоятельств. Кроме этого, все педагоги защищаются государством от любого вмешательства в ведение их деятельности, связанной с исполнением профессиональных обязанностей.

В числе прав и свобод педагогических работников также определяется свобода их права выбора в использовании материалов, которые необходимы для передачи знаний ученикам и студентам. В рамках данной возможности он могут выбирать любые технологии преподавания, а также использовать свои лично разработанные методики.

Как уже указывалось выше, правовой статус педагогического работника — это совокупность не только его свобод, но и прав.

Читайте так же:  Заявление оказание материальной помощи

В соответствии с положениями законодательства об образовании, любой педагогический работник имеет право на творческую инициативу в процессе разработки различных обучающих программ и технологий. В данной сфере законодатель приветствует новаторство, за которое нередко сотрудники в сфере образования награждаются различными знаками отличия. Любой сотрудник данной сферы имеет право заниматься разработкой новых методик преподавания в своей отрасли, однако данные техники не должны противоречить закону. В процессе обучения они могут предлагать студентам и ученикам использовать книги определенных авторов и литературу, которая наиболее легкая к восприятию, по их мнению. Однако здесь законодатель также отмечает то, что их содержание должно соответствовать рекомендуемой программе и не противоречить закону.

Любой педагог имеет право вести собственную научную деятельность, а также занимать творчеством, а также созданием отдельных образовательных направлений и программ. Данная деятельность, при условии ее полезности для общества, также отмечается со стороны государства наградами разного типа. В процессе своего образования они имеют на бесплатной основе пользоваться библиотечными ресурсами, а также образовательными услугами, которые предлагает государство.

Сотрудник данной сферы имеет право на участие в управлении образовательными организациями. Однако, как показывает практика, на такие должности избираются исключительно выдающиеся работники, особенно, это касается высших учебных заведений. Занимая высокопоставленные должности, сотрудники учреждений имеют право участвовать в решении организационных вопросов, связанных с его деятельностью, а также обсуждать вопросы, связанные с образовательной деятельностью, участвуя в коллегиальных собраниях.

В профессиональные права педагогических работников входит возможность защиты профессиональной чести и достоинства. Они также имеют специальную возможность участвовать в разрешении споров, которые проводятся в специальной комиссии между участниками образовательных отношений, а также становиться их инициаторами.

Трудовые права

Если говорить кратко о правовом статусе педагогических работников в трудовой сфере, то следует отметить увеличенную продолжительность отпуска для них. Кроме основного ежегодного отпуска, каждый преподаватель имеет право взять для отдыха годовой отпуск, причем, законодатель обязывает делать это не реже, чем раз в 10 лет. Что касается дополнительной продолжительности основного отпуска, то он составляет от 42 до 56 дней.

Кроме особенных условий для отпуска сотрудникам образовательных организаций представляется сокращенный рабочий день. В общей сложности, количество рабочих часов для такой категории работников составляет 36 в неделю. Если говорить о преподавателях музыкальных учреждений, то для них установлена общая продолжительность в 20 часов, а для воспитателей и лиц, осуществляющих присмотр за детьми — 25.

Рабочее время

Рабочее время работников сферы образования исчисляется по особенному плану. В данный промежуток могут быть включены разные типы работы: ведение преподавательской деятельности, воспитательные работы, организационная или методическая, а также другие типы деятельности, которые связаны с осуществлением профессиональных обязанностей. Период проведения ЕГЭ, а также время, которое затрачивается на прохождение переподготовки и повышения квалификации также засчитывается в рабочее, и оплачивается по отдельному установленному тарифу (данная ставка определяется территориальными единицами РФ индивидуально). Что касается процедуры повышения квалификации, то в ходе последних законодательных изменений сотрудники сферы образования могут производить свое обучение чаще, нежели это было раньше — раз в три года (ранее — раз в пять лет). Все расходы, связанные с дополнительным обучением работодатель обязан брать на свой расчет.

В правовой статус педагогических работников включается целый спектр трудовых прав, в рамках которого с каждым сотрудником должен быть заключен договор. Именно в его содержании должен быть указан индивидуальный рабочий график, на основании которого производятся все выплаты денежных средств.

Социальные гарантии

В чем особенности правового статуса педагогических работников? Прежде всего, он заключается в предоставлении особенных социальных гарантий, свойственных только для определенных категорий трудящихся.

В частности, для сотрудников в сфере образования предлагается досрочный выход на пенсию, в некоторых случаях, задолго до достижения установленного законодательством возраста. Данное право установлено Законом «О пенсионных выплатах», который является единым для всей РФ. Для назначения денежных выплат в рамках социального обеспечения необходимо наличие не менее 25 лет трудового стажа в области образования.

В ряде социальных гарантий для педагогических работников также предусматривается возможность внеочередного получения жилого помещения по договорам социального найма. В специализированных жилищных фондах для такой группы лиц также предоставляется жилье вне очереди. Кроме этого, все сотрудники сферы образования, которые проживают в отдаленных районах, но сами ведут трудовую деятельность в городе, имеют право на получение денежной компенсации расходов, связанных с арендой жилья недалеко от места работы. Кроме этого, государство обязано предоставить средства на оплату коммунальных услуг в данном жилище (вода, электроэнергия, а также расходы, связанные с отоплением помещения).

Федеральными законами отдельных территориальных единиц РФ также могут быть предписаны особенные социальные гарантии для работников в сфере образования. Сущность дополнительных возможностей не должна противоречить законодательству, которое действует в пределах России.

Огромный спектр социальных и других гарантий для работников сферы образования устанавливается государством не только для того, чтобы поддержать действующих работников и обеспечить для них нормальные условия для проживания. Кроме этого, одна из задач страны — привлечение новых кадров в структуру педагогических работников, которые будут хорошо образованы и смогут передать полученные знания другим поколениям. Будущих педагогических работников подготавливают в учебных заведениях высшего и среднего звена. Практически в каждом из них имеется весомая доля учебных мест, которые финансируются за счет средств, взятых из федерального или местных бюджетов.

Обязанности

Правовой статус педагогических работников также составляют определенные обязанности, которые предписываются законодательством к обязательному исполнению. Все они напрямую связаны с профессиональной деятельностью работников.

В первую очередь, любой сотрудник в сфере образования обязан осуществлять все свои действия на высоком профессиональном уровне, предоставляя максимально возможный объем знаний в наиболее доступной форме. Любой педагог должен в полном объеме предоставлять предписанный учебной программе комплекс знаний по конкретной учебной дисциплине.

Что запрещается сотрудникам сферы образования

Все педагогические работники имеют право на ведение обучающей деятельности и преподавать в образовательных учреждениях. Однако если данные действия проводятся на платной основе и такая деятельность ведется вразрез с интересами учебного заведения, то есть, не установлены его уставом или направленностью, то, в таком случае, к данному сотруднику могут быть применены соразмерные меры наказания.

Законодатель также запрещает всем преподавателям использовать свое положение для агитации. В том случае, если работник сферы образования принуждает учеников или студентов принять определенную веру или стать приверженцем определенной политической партии, он может быть подвержен наказанию, установленному законодательством. Кроме этого, преподавателям запрещено во время подачи учебных материалов предоставлять сведения, которые способны разжечь рознь по различным принципам: религиозным, расовым, половым и т. д. Побуждение учеников и студентов к тем действиям, которые запрещены законодательством, также наказываются мерами, определенными в статьях Уголовного и Административного кодексов.

Ответственность

В правовой статус педагогических работников также входит такой элемент как ответственность. Такое понятие подразумевает собой определенные последствия, которые наступают в результате совершения каких-либо неправомерных действий. Так, сотрудники системы образования несут ответственность, установленную законодательством, в полном размере, в том случае, если они совершают преступления или правонарушения в любых сферах общественной жизни. Кроме этого, такие работники, наряду со всеми, могут быть подвергнуты дисциплинарной ответственности за нарушение правил внутреннего распорядка, а также трудовой дисциплины.

Что касается проступков в профессиональной сфере, то все они учитываются в процессе прохождения работниками сферы образования аттестации. Именно в этот период производится анализ всех действий, связанных с неисполнением своих должностных обязанностей.

businessman.ru


Обсуждение закрыто.