94 фз реестр недобросовестных поставщиков
Содержание:
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 июля 2011 г. N Ф01-2885/11 по делу N А79-10993/2010 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков — заключение государственного контракта — участник размещения заказа — проект контракта — муниципальный контракт)
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 21 июля 2011 г. N Ф01-2885/11 по делу N А79-10993/2010
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
при участии представителей от заявителя: Моченова Д.И. (директора, протокол от 09.01.2008 N 1) Коньковой И.Д. (доверенность от 16.08.2010),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике — Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.01.2011, принятое судьей Щетинкиным А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011, принятое судьями Смирновой И.А., Урлековым В.Н., Протасовым Ю.В., по делу N А79-10993/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛОТУС-Электроникс» о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике — Чувашии от 11.08.2010 N 06-11/3798 и установил:
общество с ограниченной ответственностью «ЛОТУС-Электроникс» (далее — ООО «ЛОТУС-Электроникс», Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике — Чувашии (далее — Управление, антимонопольный орган) от 11.08.2010 N 06-11/3798 о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, а также об исключении сведений из указанного реестра.
Решением от 28.01.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя, Общество признало свою вину в нарушении срока заключения государственного контракта в пояснительной записке от 23.07.2010 N 190/1 и в заседании комиссии Управления, поэтому комиссия пришла к правильному выводу об уклонении ООО «ЛОТУС-Электроникс» от заключения государственного контракта, в связи с чем принятые судебные акты являются незаконными.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили против доводов Управления.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, просило рассмотреть кассационную жалобу без участия его представителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 19.07. до 21.07.2011.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики решения и Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274 , 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.07.2010 в Управление поступило обращение Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков ввиду незаключения контракта по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме по поставке аккумуляторных батарей для источников бесперебойного питания.
В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено, что Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике, выступая государственным заказчиком, 16.06.2010 на сайте электронной торговой площадки sberbank-ast.ru ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов» разместило извещение N 201006/17045 о проведении 02.07.2010 открытого аукциона в электронной форме по поставке аккумуляторных батарей для источников бесперебойного питания с начальной (максимальной) ценой контракта 426 940 рублей.
По итогам аукциона победителем признано Общество с предлагаемой ценой контракта в размере 363 748 рублей.
Антимонопольный орган установил, что проект контракта был отправлен заказчиком 09.07.2010, однако в срок, установленный Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 94-ФЗ), Общество не представило государственному заказчику проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью.
По результатам проведенной проверки Управление приняло решение от 11.08.2010 N 06-11/3798 о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года ввиду его уклонения от заключения государственного контракта.
Посчитав указанное решение Управления не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 , частью 4 статьи 200 , частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводам о недоказанности факта уклонения Общества от заключения государственного контракта и об отсутствии у Управления оснований для принятия оспариваемого решения, и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права, а также статьей 65 , частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частями 2 и 8 статьи 19 Федерального закона N 94-ФЗ, пунктом 7 Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 292, приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках», и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт и порядок заключения контракта по его результатам установлен в главе 3.1 Федерального закона N 94-ФЗ.
В силу части 2 статьи 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган в течение четырех дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
В течение шести дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта ( часть 4 статьи 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Управление при принятии решения о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков руководствовалось уведомлением Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике оператора торговой площадки от 16.07.2010 в 23 часа 59 минут, пояснительной запиской от 23.07.2010 N 190/01 и признанием вины представителем Общества в нарушении срока заключения контракта в заседании комиссии Управления.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона N 94-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти ( часть 1 статьи 19 Федерального закона N 94-ФЗ).
В силу части 8 статьи 19 Федерального закона N 94-ФЗ в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.
Правительство Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона N 94 постановлением от 15.05.2007 N 292 утвердило Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее — Положение N 292).
В подпункте «д» пункта 7 Положения N 292 в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) от заключения государственного контракта заказчик не позднее трех дней с даты заключения государственного контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) от заключения контракта, направляет в уполномоченный орган иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или муниципального контракта.
В случае непредставления заказчиком документов, предусмотренных в том числе подпунктом «д» пункта 7 настоящего Положения, уполномоченный орган в течение десяти дней с даты поступления от заказчика сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного контракта осуществляет проверку факта уклонения от заключения контракта победителя аукциона ( пункт 12 Положения N 292).
В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного контракта, осуществления внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках», принятого в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ и постановлениями Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» и от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Положением N 292 проверка проводится антимонопольным органом в случае непредставления заказчиками сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих о таком отказе.
Следовательно, при поступлении сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения государственного контракта с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения), и только в случае подтверждения указанного факта он осуществляет размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.
Суды всесторонне исследовали имеющиеся в деле доказательства и установили, что вопрос о получении Обществом проекта государственного контракта от оператора электронной торговой площадки антимонопольным органом при проведении проверки не исследовался.
Таким образом, в нарушение указания закона Управление в ходе проведения проверки не выясняло наличие обстоятельств, подтверждающих факт уклонения (отказа) Общества от заключения государственного контракта, а также причины непредставления подписанного проекта государственного контракта в установленный срок.
Изучив материалы дела, а также проведя непосредственное исследование в судебном заседании электронных сообщений, поступивших от оператора электронной площадки в «личный кабинет» Общества, суд первой инстанции установил, что проект государственного контракта Обществу не поступал.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у антимонопольного органа на момент вынесения оспариваемого решения доказательств, свидетельствующих об уклонении Общества от заключения контракта.
Тот факт, что Общество в пояснительной записке от 23.07.2010 N 190/01, подготовленной антимонопольному органу, указало на то, что нарушение сроков подписания государственного контракта связано с невнимательностью при изучении регламента работы электронной площадки Сбербанк-АСТ, при отсутствии доказательств вручения Обществу проекта контракта не может являться основанием для принятия решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, поскольку это выходит за пределы его компетенции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.01.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 по делу N А79-10993/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике — Чувашии — без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
www.garant.ru
Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ
Впервые такой механизм защиты интересов заказчиков как Реестр недобросовестных поставщиков (далее — РНП) был введен ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и довольно быстро доказал свою эффективность. Действенность такого способа защиты обусловлена тем, что РНП фактически на 2 года лишает предпринимателя доступа к государственным и муниципальным заказам. Для лиц, чей рынок сбыта охватывается бюджетной сферой (медицинское оборудование, лекарственные препараты, строительство автомобильных дорог и т.п.) такой запрет приравнен к «выкидыванию» с рынка.
При принятии ФЗ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон 223-ФЗ) был учтен имеющийся опыт ведения РНП и в Закон 223-ФЗ были включены соответствующие положения.
Как и РНП в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) ведение РНП в сфере действия Закона 223-ФЗ осуществляется органами Федеральной антимонопольной службы (пп. 5.3.4. постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331). Общий срок нахождения сведений в РНП по Закону 223-ФЗ составляет 2 года, по истечении которых информация из него исключается.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона 223-ФЗ в РНП включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Особенностью ведения РНП согласно Закону 223-ФЗ является то, что сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, включаются в РНП только в том случае, если заключение договора по итогам закупки являлось обязательным. Поэтому при решении вопроса о возможности включения лица в РНП необходимо проанализировать соответствующее Положение о закупках и закупочную документацию. Как правило, к случаям обязательного заключения договора относятся торговые процедуры (конкурс, аукцион, электронный аукцион и т.п.) и не относятся иные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т.п.).
При включении в РНП сведений о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты судом в связи с существенным нарушением необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1) до обращения в суд с иском о расторжении договора заказчик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения спора в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ;
2) в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, в том числе, в порядке ст. 310 ГК РФ сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в РНП не включаются;
3) действующим законодательством не предусмотрено обязательное вступление в силу соответствующего судебного решения. Поэтому, с формальной точки зрения для включения в РНП сведений о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) достаточно решения суда первой инстанции, однако, на практике органы ФАС не осуществляют включение сведений в РНП до момента вступления решения суда в силу.
Перечень сведений, включаемых в РНП, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в ФАС РФ, порядок ведения РНП, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения РНП установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Необходимо отметить, что вопреки расхожему мнению направление информации о недобросовестных участниках закупки в ФАС является обязанностью Заказчика, а не его правом. Указанный вывод следует из п.п. 2, 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. N 1211. За ненаправление такой информации предусмотрена административная ответственность в размере от 10 000 до 15 000 рублей (для должностных лиц) или от 30 000 до 50 000 рублей (для юридических лиц) согласно ст. 19.7.2-1 КоАП РФ.
Для отказа в допуске участнику закупки, сведения о котором включены в РНП, заказчику необходимо обязательно устанавливать соответствующее требование в закупочной документации, при этом заказчик вправе также включить требование об отсутствии сведений об участнике в РНП, ведение которого осуществлялось в порядке, действовавшем до 01.01.2014 г. (по Закону 94-ФЗ).
Для получения более подробной консультации рекомендуем обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко, д. 20 В, офис 414, тел. 8-912-351-26-42.
advokativlev.ru
Gymnazium8.ru
Знайте ваши права!
Реестр недобросовестных поставщиков 94 фз
ФЗ № 44 пришел на смену ФЗ № 94. В новом нормативном акте был учтен практический опыт проведения закупок. Совершенствование законодательства направлено главным образом на обеспечение защиты и заказчика, и предприятий, принимающих участие в торгах и извлекающих из этого основной свой доход. В обновленном Законе предусмотрена возможность проверить недобросовестных поставщиков по реестру. 44-ФЗ предусматривает формирование единой информационной базы, в которой содержатся сведения о субъектах, участвовавших в закупках, выигравших их, но уклонившихся от заключения контракта. Кроме того, в ней присутствуют данные о лицах, договора с которыми расторгнуты по судебному постановлению либо в связи с допущенными нарушениями.
В статье рассмотрим особенности включения в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ .
В соответствии со 104 статьей 44-ФЗ, в реестре недобросовестных поставщиков должны содержаться сведения не только о самих организациях. В нем должны присутствовать данные и об их участниках, информация о которых, как правило, приводится в справке о бенефициарах.
Законодательство устанавливает обязанность заказчиков направлять данные в ФАС. За непредставление информации в КоАП предусмотрен штраф. Должностным лицам может вменяться до 15 000 р., а юрлицам – до 100 тыс. р.
Стоит сказать, что проконтролировать заказчика довольно сложно.
Предусмотренный по 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков находится на официальном сайте Единой информсистемы в сфере закупок, в разделе «Заказчикам».
Чтобы узнать, имеет ли субъект статус недобросовестного поставщика, необходимо в поисковом поле ввести ИНН либо наименование организации. Далее нужно нажать на поиск. В выпавшем перечне будут представлены нужные сведения.
В настройках расширенного поиска можно выбрать один из законов: 223-ФЗ или 44-ФЗ. В реестре недобросовестных поставщиков содержится большой объем сведений о каждом субъекте. Поэтому в поисковых полях можно указать страну происхождения, КПП, Ф. И. О. предпринимателя, местонахождение лица, основание и дату внесения данных. Также в разделе «Заказчикам» присутствует гиперссылка «Проверка юрлица/индивидуального предпринимателя. Нужно поставить точку напротив нужного поля, ввести ОГРНИП или ОГРН, КПП (для юрлиц) и ИНН. Система выдаст сведения о
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ субъект должен задекларировать. Раньше это можно было сделать через сайт ФАС. Декларацию подавали или в свободной форме, или в виде справки. Ее можно было подготовить в автоматизированной системе на сайте ФАС «Реестр недобросовестных поставщиков» по 44-ФЗ или 223-ФЗ.
На сайте ФАС нужно было открыть реестр, ввести наименование, ИНН или Ф. И. О. организации. После этого появлялись сведения об отсутствии или наличии информации о недобросовестном поставщике в реестре по 44-ФЗ или по 223-ФЗ. Далее нужно было нажать «Печать справки». В настоящее время все эти действия можно осуществить на сайте Единой информсистемы в сфере закупок.
Как установлено в п. 1 ст. 104 44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков ведется федеральным исполнительным институтом власти, осуществляющим контроль в сфере закупок. Им является ФАС. Внесение в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ может осуществляться региональным подразделением этой контролирующей структуры.
Предусмотренный по 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков способствует сокращению количества сорванных контрактов и исключает участие таких лиц в торгах.
Открывая тендер, заказчик вправе включить в условия участия требование об отсутствии сведений о поставщике в реестре. В любом случае заинтересованное лицо может проверить информацию самостоятельно. Сведения хранятся в течение двух лет и доступны бесплатно. Удаление записи из реестра производится только при отмене решения, на основании которого она была туда внесена.
Риск внесения информации о поставщике в реестр может обуславливаться разными причинами. Чтобы избежать негативных последствий хозяйствующим субъектам необходимо оперативно предпринимать защитные меры.
К примеру, проект договора отправляется заказчиком после истечения срока, отведенного для его подписания. Поставщику придется доказать, что его вины в том, что контракт не заключен, нет. В таких ситуациях суд, как правило, принимает сторону участника закупок.
Бывает так, что договор пришел вовремя, но поставщик не смог его подписать в связи с техническими неполадками, отсутствием электроэнергии, интернета и пр. Чтобы доказать непреднамеренность своих действий, необходимо предоставить доказательства форс-мажора. К примеру, это может быть чек о ремонте ПК, справка от интернет-провайдера о сбое. Причина неподписания контракта должна быть уважительной. Заказчик дает поставщику минимум 5 дней для подтверждения договора.
Условие о предоставлении банковской гарантии или внесении денежных средств присутствует практически во всех контрактах. Если поставщик не выполнил его в срок, установленный в документации по тендеру, то он может быть включен в реестр.
С денежным обеспечением, в целом, все ясно. Что касается банковской гарантии, то с ней могут возникнуть сложности. К примеру, она была предоставлена, но текст заказчика не устроил. В такой ситуации поставщик вполне может доказать, что причин для внесения в реестр нет.
При нарушении условий договора заказчик вправе направить иск в суд. В случае принятия решения в пользу него поставщик будет включен в реестр.
Этих последствий можно избежать, если участник заказа сможет доказать, что контракт был нетиповой и содержал третейскую оговорку.
Контракт все равно будет расторгнут, но оснований для внесения информации о поставщике в реестр не будет.
Среди заказчиков этот вариант расторжения контракта не особо пользуется популярностью. Дело в том, что причины одностороннего отказа необходимо доказывать в судебном порядке.
Порядок отказа регламентируется ст. 95 44-ФЗ. В реестр сведения о поставщике можно включить только после совершения определенных процедур. Заказчик, во-первых, должен вынести официальное решение об отказе от контракта. В трехдневный срок он направляет его поставщику. Решение вступит в действие только по истечении 10 дн. с момента получения его поставщиком. Если последний устранит за это время допущенные нарушения, то отказаться от контракта заказчик не сможет. При этом он обязан отменить свое решение в соответствии с п. 14 95 статьи 44-ФЗ.
В РНП информация разделена на несколько блоков по каждому поставщику. В первом блоке содержатся сведения о недобросовестном поставщике:
Следующий блок содержит общую информацию по заявке о включении в реестр:
- Наименование органа, внесшего информацию в РНП.
- Причина включение записи.
- Реестровый номер.
- Даты включения и исключения из реестра.
- Номере извещения, размещенного на сайте ЕИС. Если оно не опубликовано, в соответствующей строке будет стоять отметка.
- Название заказа/закупки, идентификационный код (при наличии).
- Способ размещения/определения поставщика. К примеру, это может быть электронный аукцион.
- Дата организации закупки, подведения итогов запроса котировок/предложений либо конкурса или дата признания торгов несостоявшимися.
- Номер лота.
- Наименование и реквизиты (номер и дата) подтверждающего документа.
- Номер записи в реестре.
- Стоимость контракта.
- Валюта сделки.
- Дата подписания контракта.
- Номер записи в реестре договоров.
- Предмет контракта/объект закупки. Здесь указывают название продукции, работы или услуги.
- Плановая дата выполнения.
- Дата расторжения договора.
- Основание для прекращения контракта.
- уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
- уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт в предусмотренных 44-ФЗ случаях.
- не подписал к установленному сроку проект контракта;
- не представил все экземпляры контракта заказчику;
- не представил надлежащее обеспечение исполнения контракта;
- направил протокол разногласий по истечении тринадцати дней после подведения итогов аукциона.
- заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
- односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных муниципальным контрактом).
- об участниках, которые уклонились от заключения договора (только если заключение договора по итогам процедуры являлось обязательным);
- об исполнителях, с которыми договоры расторгнуты по решению суда.
- участниках госзакупок, которые уклонились от оформления госконтракта,
- исполнителях госконтрактов, с которыми договорные отношения были прекращены на основании судебного акта или в случае одностороннего отказа госзаказчика от выполнения госконтракта по причине существенного нарушения условий последнего.
- название юрлица или ФИО физлица, уклонившегося от оформления госконтракта,
- ИНН такого участника,
- названия и/или ФИО учредителей уклонившегося участника,
- ФИО директора уклонившегося юрлица, членов совета директоров (при наличии),
- дата проведения конкурентной процедуры, от оформления госконтракта по итогам которой участник уклонился, дата подведения итогов такой процедуры.
- предмет госзакупки, ее стоимость и сроки,
- идентификационный код закупки,
- дату внесения участника госзакупки в реестр недобросовестных поставщиков.
- Номер и дата записи информации о компании (физ. лице) в реестр.
- Уполномоченный орган, включивший недобросовестного исполнителя в реестр.
- Информация о поставщике, подрядчике и о месте его нахождения, а именно: наименование юр. лица или ФИО физ. лица; страна, индекс, название территориальной единицы, города, населенного пункта, улица, номер строения, дома, квартиры или офиса; ИНН физического или юридического лица.
- Сведения о проведенных торгах: дата аукциона, подведения итогов или признания его несостоявшимся и реквизиты документа, подтверждающего это факт.
- Данные о контракте:
— дата заключения не исполненного контракта (если она присутствует);
—наименование товаров, работ или услуг, на получение которых был рассчитан контракт;
—код ОКВЭД товара (работ или услуг);
—цена и валюта договора;
—срок, в который должен быть исполнен контракт. - Причины по которым было вынесено решение о расторжении контракта.
- Дата прекращения действия договора.
В следующем разделе приводятся сведения о заказчике, направившем заявку на внесение информации о поставщике в реестр:
Следующий блок посвящен информации о проведенных закупках. В нем содержатся сведения о:
В последнем разделе приводится информация о контракте. Здесь указываются:
Если участник закупки занял первое место, но уклонился и не подписал договор, в связи с чем контракт был заключен со вторым победителем, заказчику дается 3 раб. дня для подготовки и отправки сведений о недобросовестном поставщике в ФАС.
Если хозяйствующий субъект был признан единственным участником тендера, но не подписал соглашение, заказчик может передать информацию в ФАС в пятидневный срок. Исчисление начинается с последнего дня периода, отведенного для заключения контракта.
При нарушении условий закупки, признанных судом существенными, выигравшей стороной заказчик должен направить сведения в ФАС в течение 10 дней. Исчисление начинается с даты составления и подписания решения о прекращении действия договора. В любом из перечисленных случаев заказчик обязан направить подтверждающие документы. Ими могут быть выписки из протоколов, отражающие отказ победителя от договора или результаты закупки. Также заказчик может приложить копию судебного постановления, в соответствии с которым контракт признан расторгнутым, или решение об отказе от договора с приведением пояснений, обосновывающих его.
Документы могут направляться через ЕИС в электронном виде. При этом они должны быть заверены усиленной цифровой подписью. Допускается направление сведений и на бумажных носителях. В этом случае отправка осуществляется заказным письмом с описью.
В законодательстве отсутствует ключевое определение «реестра недобросовестных поставщиков». В широком понимании, это систематизированные сведения об исполнителях, которых в установленном порядке признали недобросовестными. РНП по 44-ФЗ ведет Федеральная антимонопольная служба России, руководствуясь Порядком ведения реестра, который утвержден постановлением Правительства от 25.11.2013 № 1062.
Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников закупок о неблагонадежности контрагентов. Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их. Если же информация об индивидуальном предпринимателе, компании, ее руководителе и учредителях, членах правления или иного коллегиального органа юрлица есть в списке, это ограничивает их возможности участвовать в других закупках.
Общий срок нахождения сведений на официальном сайте РНП составляет два года, по истечении которых информация удаляется.
Направление информации в ФАС для включения является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит административная ответственность.
На официальном сайте «закупки гов» реестр недобросовестных поставщиков размещен в свободном доступе. С сайта ФАС России настроена переадресация на реестр недобросовестных поставщиков ФАС (официальный сайт).
РНП в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.
На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений являются:
Основания для включения уже на стадии исполнения контракта:
РНП по 223-ФЗ также ведут органы Федеральной антимонопольной службы.
Перечень сведений, которые включаются в РНП, и порядок их направления заказчиками в ФАС РФ установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211.
Причем в рамках 223-ФЗ заказчикам дается право установить к участникам процедуры требование об отсутствии сведений как в реестре по 223-ФЗ, так и в РНП по 44-ФЗ.
При решении вопроса о включении лица в РНП необходимо проанализировать соответствующее Положение о закупках и закупочную документацию. Как правило, к случаям обязательного заключения договора относятся торговые процедуры (конкурс, аукцион, электронный аукцион и т.п.) и не относятся иные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т.п.).
Расторжение договора во внесудебном порядке освобождает заказчика от обязанности направлять сведения в РНП.
На главной странице сайта ЕИС на выделенной черным цветом панели слева нажимаем кнопку «Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок». В открывшемся ниже списке выбираем «Реестр недобросовестных поставщиков».
В ЕИС размещены и реестр недобросовестных поставщиков 44 ФЗ, и реестр недобросовестных поставщиков 223 ФЗ. По умолчанию выбраны оба варианта. Но можно искать только по одному из них, убрав соответствующую галочку.
Самый быстрый способ узнать, включены ли сведения в реестр недобросовестных поставщиков — проверить по ИНН, ФАС размещает ИНН в качестве обязательной информации.
Добавляем в строку поиска ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя и запускаем поиск.
Быстрый поиск можно вести и по наименованию контрагента.
Если есть дополнительные данные, можно воспользоваться опцией «Расширенный поиск».
Выберите, по какому закону хотите искать, введите известную информацию о поставщике и нажмите на кнопку Найти.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой список участников госзакупок, допустивших нарушения при оформлении или выполнении госконтрактов. Такие реестры ведутся в рамках законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ. О правилах ведения указанных списков, а также негативных последствиях попадания в такие списки читайте в нашем материале.
Госзаказчик может установить такое требование к потенциальным поставщикам, как их отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков-44-ФЗ (п.1.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ). В случае если госзаказчиком данное требование не установлено, последний не имеет права отвести заявку участника, состоящего в списке недобросовестных поставщиков.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляет ФАС России по правилам, установленным в ст. 104 закона № 44-ФЗ. В соответствии с п. 2 указанной статьи в список недобросовестных поставщиков ФАС России включает о сведения об:
В течение 3 рабочих дней с того момента, как участник был признан уклонившимся от оформления госконтракта, заказчик для внесения в реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ передает в ФАС следующую информацию:
В том случае, если госконтракт и исполнителем был расторгнут по причине существенного нарушения его условий у госзаказчика также есть 3 рабочих дня на передачу указанных сведений (п. 6 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В этом случае предписывает 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков дополнить информацией о невыполненном контракте и копией документа, на основании которого контракт был расторгнут. У ФАС России есть 10 рабочих дней на проверку представленных сведений и 3 рабочих после подтверждения сведений на включение лица в список недобросовестных поставщиков 44-ФЗ.
Опасный или недобросовестный поставщик — не только тот, кого занесли в РНП. Жалобщики и провокаторы — особая категория участников, которые станут вашими поставщиками, если вы вовремя не распознаете их. Мы составили для вас «клиническую картину» опасного поставщика. Основа статьи — интервью крупного заказчика. Он рассказал, как вовремя распознать жалобщика или провокатора и как себя вести, если тот идет на конфликт.
Кроме указанной выше информации ФАС в реестр недобросовестных поставщиков включает также следующие данные:
Правила ведения ФАС списка недобросовестных поставщиков и его форма утверждены постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062.
Направьте информацию о недобросовестном поставщике в ФАС России в определенные законодательством сроки. Иначе антимонопольный орган откажется включать компанию в реестр. Сроки определяйте в зависимости от причины, по которой направляете информацию об участнике или контрагенте в РНП:
Реестр недобросовестных поставщиков — это список контрагентов, нарушивших положения соответствующего законодательства (44-ФЗ или 223-ФЗ) в ходе подписания или исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупок.
В Российской Федерации существуют правовые нормы, которые регулируют ответственность исполнителей, признанных победителями по результатам закупки. В случае их уклонения от исполнения контракта, они попадают в особый список, который называется Реестр недобросовестных поставщиков, что влечет за собой наложение определенных санкций на таких контрагентов.
22 ноября 2012 г. Правительством РФ было принято постановление, описывающее алгоритм действий — “О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц””.
Контролирующим органом, занимающимся рассмотрением жалоб заказчика, поданных на недобросовестных исполнителей, и ведением реестра занимается ФАС — Федеральная антимонопольная служба. А в регионах — местные территориальные органы.
В рамках 44-ФЗ в 2016 году было рассмотрено на 215 обращений больше, чем в 2015 году. В следствие чего в Реестр недобросовестных поставщиков попало 5 555 компаний, что составляет примерно половину от весех поданных обращений.
С каждым годом количество участиников занесенных в Реестр становится все больше.
По 223 Федеральному закону в 2016 году в РНП занесли 349 юридических лиц, что так же больше, чем в 2015 году.
Основанием для включения в этот список могут быть следующие причины:
отказ и уклонение заказчика от исполнения или заключения договора;
обращение Заказчика в суд и вынесение судом решения о расторжении контракта на основании серьезных нарушений со стороны подрядчика;
отказ со стороны заказчика от исполнения контракта, по причинам нарушения условия контракта со стороны исполнителя.
Информация о компаниях, занесенных в данную базу, согласно ст. 104 44-ФЗ должна размещаться на едином информационном портале и быть доступна всем желающим на бесплатной основе.
Многие заказчики ставят обязательным условием участия в торгах — отсутствие подрядчика в реестре.
В данном реестре содержится следующая информация о данных предприятиях или физических лицах:
Внесение в реестр недобросовестных поставщиков грозит подрядчику существенным сокращением торгов, в которых он сможет принять участие в течение 2-х лет, с даты включения его в список. Но помимо торгов по 44-ФЗ, так же есть коммерческие тендеры.
Важно: в случае, если организатор или учредитель компании, внесенной в РНП, будет подавать заявку на участие в качестве физического лица или ИП, то опираясь на инструкцию МинФина, такую заявку стоит отклонить.
Это относится только к тем случаям, когда заказчик устанавливает требование об отсутсвии исполнителя в реестре недобросовестных поставщиков.
Удалить его из данного списка преждевременно возможно при отмене судебного решения, вынесенного по данной организации (или физическому лицу).
Сокращение этого срока может быть только в том случае, когда контрагент был внесен в реестр по решению суда.
в ФЗ №223 нет четких требований к компаниям-подрядчикам относительно их причастности к реестру. Но практически повсеместно у заказчиков в документации встречается требование об отсутствии контрагента в этом списке.
Заказчик может самостоятельно в любой момент проверить поставщика на его добропорядочность в отношении заключенных сделок. Поэтому принимать участие в торгах по 223-ФЗ, в документации которых есть пункт об отсутствии подрядчика в реестре недобросовестных исполнителей, не имеет смысла.
В зависимости от ситуации, действия заказчика немного отличаются. Рассмотрим подробно каждую из ситуаций:
После того, как документы поступают в ФАС, сотрудники данного учреждения в течение 10 рабочих дней должны рассмотреть факты, предоставленные в документации и вынести решение.
Если информации будет недостаточно для вынесения решения, то заказчику в течение 3-х рабочих дней, с момента получения данных ФАС, отправляется об этом уведомление. И еще 3 дня дается заказчику на обратную связь со службой для предоставления недостающей информации. Если информация о недобросовестности подрядчика подтверждается, то в течение трех дней ФАС включает в реестр недобросовестных поставщиков данного исполнителя.
В случае, когда предоставление информации о недобросовестном поставщике является необходимым правовым действием, в рамках заключаемого контракта, то забывать и игнорировать это действие не стоит. Т.к. непредставление указанной информации влечет штрафные санкции (в соответствии с КоАП РФ, Статья 19.7.2.) в размере: для должностных лиц 15 000 руб; для юр. лиц — 100 000 руб.
Данные в статье актуальны на момент ее написания, для более полной и актуальной информации следите за правовыми нормами РФ.
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ,
от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ, от 24.11.2014 № 356-ФЗ,
от 01.12.2014 № 416-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ,
от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 08.03.2015 № 48-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗБ, от 29.06.2015 № 188-ФЗ,
от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 220-ФЗ, от 13.07.2015 № 226-ФЗ,
от 13.07.2015 № 227-ФЗ,от 13.07.2015 № 249-ФЗ, от 29.12.2015 № 390-ФЗ, от 30.12.2015 № 469-ФЗ,
от 09.03.2016 № 66-ФЗ, от 05.04.2016 № 96-ФЗ, от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 02.06.2016 № 167-ФЗ,
от 23.06.2016 № 203-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 266-ФЗ, от 03.07.2016 № 314-ФЗ,
от 03.07.2016 № 320-ФЗ, от 03.07.2016 № 321-ФЗ, от 03.07.2016 № 365-ФЗ, от 28.12.2016 № 474-ФЗ,
от 28.12.2016 № 489-ФЗ, от 28.12.2016 № 500-ФЗ, от 22.02.2017 № 17-ФЗ, от 28.03.2017 № 36-ФЗ,
от 28.03.2017 № 45-ФЗ, от 01.05.2017 № 83-ФЗ, от 07.06.2017 № 106-ФЗ, от 07.06.2017 № 108-ФЗ,
от 26.07.2017 № 198-ФЗ, от 26.07.2017 № 211-ФЗ, от 29.07.2017 № 231-ФЗ, от 29.12.2017 № 475-ФЗ,
от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 31.12.2017 № 504-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ, от 23.04.2018 № 108-ФЗ)
Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
3. В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;
2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;
3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.
4. В случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.
5. В случае, если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.
6. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
7. В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 — 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
8. Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
9. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
10. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации.
11. Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
gymnazium8.ru