402 статья уголовного кодекса

402 статья уголовного кодекса

Статья 402. Неповиновение

1. Неповиновение, то есть открытый отказ от исполнения приказа начальника, а равно иное умышленное

неисполнение приказа наказывается служебным ограничением на срок до

двух лет или содержанием в дисциплинарном батальоне

на срок до двух лет или лишением свободы на срок до

3. Неповиновение, совершенное в условиях военного

положения либо в боевой обстановке, наказывается лишением свободы на срок от пяти до

1. По своему служебному положению и воинскому званию один военнослужащий относительно другого может

быть начальником или подчиненным.

Начальник (командир) имеет право отдавать приказы,

подчиненные, в свою очередь, обязаны бесприкословно повиноваться начальникам (ст. 6 Временного дисциплинарного устава Вооруженных Сил Украины). Неповиновение

представляет собой опасное воинское преступление, посягающее на установленный порядок подчиненности (что

является объектом преступления), и может породить неорганизованность и беспорядок в войсках, нарушить твердый уставной порядок, отрицательно отразиться на боеготовности и боеспособности войск.

2. Объективная сторона преступления выражается в открытом отказе от исполнения приказа либо ином умышленном неисполнении приказа.

Приказ (служебное распоряжение) — это обязательное

для исполнения требование командира (начальника) о совершении или несовершении подчиненным какого-либо

действия по службе. Приказ может быть отдан письменно

или устно, непосредственно подчиненному или через других лиц. В особых случаях специальными актами предусмотрена определенная форма отдачи приказа, которая

должна соблюдаться (например, по вопросу расходования

денежных средств требуется письменный приказ начальника-распорядителя этих средств).

Неисполнение требований общих обязательных норм,

которые содержатся в уставах, инструкциях, в приказах,

имеющих общий характер и устанавливающих определенные функции или нормы поведения, не может рассматриваться как неповиновение. За неисполнение таких общих

распоряжений может наступить ответственность за халатное отношение к службе. За нарушение уставных правил

караульной службы, правил обращения с оружием, а также с веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, правил вождения и

эксплуатации машин и т.п., ответственность наступает по

специальным нормам УК.

Открытый отказ от выполнения приказа выражается в

устном или письменном заявлении подчиненного о нежелании выполнить полученный им приказ или молчаливом демонстративном совершении действий, свидетельствующих о том, что приказ выполняться не будет. Противоправность такого деяния отсутствует в том случае,

если неповиновение представляет собой неисполнение незаконного приказа (отданного в ненадлежащей форме или

ненадлежащим лицом и т.п.). Уголовная ответственность

отсутствует и в том случае, когда причиной неповиновения является приказ, выполнение которого уже представляет собой преступление.

При ином умышленном неисполнении приказа лицо,

получившее приказ, открыто не заявляет, что оно не будет

выполнять приказ начальника, но его не исполняет (умышленно не выполняет действий, предписанных приказом, совершает действия, запрещенные приказом, либо неточно

исполняет требования, содержащиеся в приказе).

Преступление признается оконченным с момента открытого отказа от исполнения приказа или с момента

умышленного его невыполнения, независимо от наступления последствий.

виной в форме прямого умысла.

4. Субъектом преступления является военнослужащий,

который по своему положению или воинскому званию является подчиненным начальнику, отдавшему приказ.

5. Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются: неповиновение, совершенное

группой лиц, причинившее тяжкие последствия, совершенное в условиях военного положения или в боевой обстановке.

Групповое неповиновение предусматривает действия двух

и более военнослужащих, объединенных общностью умысла. В групповом неповиновении каждый из отказывающихся от исполнения приказа сознает, что неповиновение

осуществляется им вместе с другими военнослужащими в

составе группы. Для группового неповиновения наличие

предварительного сговора необязательно. Наличие такого

сговора свидетельствует о более опасной форме групового

неповиновения. Если неповиновение совершено одним военнослужащим по подстрекательству другого, то лицо, не

исполнившее приказ, отвечает как исполнитель, а подстрекатель — по ч. 4 ст. 27 и соответствующей части ст. 402.

Для признания последствий данного преступления тяжким необходимо принять во внимание все обстоятельства

конкретного факта неповиновения. К тяжким последствиям можно отнести срыв определенных мероприятий по

обеспечению постоянной боевой готовности части, подразделения, срыв боевого задания, несчастные случаи с людьми, уничтожение или повреждение боевой техники, причинение существенного вреда и т.п. Для квалификации

преступления по этому квалифицирующему признаку необходмо наличие причинной связи между неповиновением и наступившими тяжкими последствиями, а также

умышленной или неосторожной вины субъекта преступления в отношении этих последствий.

Военное положение — это период фактического нахождения Украины в состоянии войны с другим государством. Начало военного положения — объявление состояния войны или момент фактического начала военных действий. Конец военного положения — объявленный день и

час прекращения военных действий.

Под боевой обстановкой следует понимать нахождение

воинской части (подразделения) в условиях непосредственной подготовки и ведения боя (операции). Боевая обстановка может возникнуть не только в военное, но и в

мирное время, когда подразделение (часть) отражает нападение на пограничную заставу, при вторжении на территорию Украины вооруженных банд-формирований, а также при нарушении неприкосновенности воздушного или

lawbook.online

Консультация военного адвоката: воинский учет, призыв и служба

Адвокат по военным делам, уголовному праву:
Глеб Николаевич Дубров (св-во ООКА № 1894)

Неповиновение и неисполнение приказа: статья 402 и 403 УК

Приветствую специалистов по военным делам.

Требуется консультация юриста, специализирующегося на данной тематике.

Какое наказание ожидает военнослужащего, который отказался исполнять приказ?

Поясню суть вопроса. Мужа мобилизовали в армию, а сейчас их собираются послать в зону боевых действий . Солдаты просят дать им письменный приказ, но командир его не показывает. Большинство мобилизованных готовы письменно отказаться участвовать в АТО , но хотят знать об ответственности и юридических последствиях таких действий. Начальник же голословно обещает посадить всех в тюрьму.

Благодарю за помощь.

Re: Неповиновение и неисполнение приказа (ст. 402, 403 УК)

Вопрос к адвокату по военному праву

Глеб Николаевич, добрый день!

Спасибо за Ваши советы в разделе о призыве в армию.
Они помогли сыну избежать мобилизации по здоровью .
Но второго сына таки призывали, сейчас он — участник АТО.

В настоящее время пытаюсь вернуть его из зоны проведения анти-террористической операции домой. Хорошо, что дезертировать пока не собирается никто, но мысли о неповиновении уже присутствуют. Я веду переписку с военным комиссаром нашего района и командиром воинской части, куда приписан мой сын. В ходе нашего общения потребовалось найти определение термина » военное положение » (не буду вдаваться в подробности зачем), но ни в одном из просмотренных мной нормативно-правовых актов такое не встречается. Прошу Вас, помогите мне пожалуйста в данном вопросе, это очень важно. Заранее огромное спасибо.

Re: Вопрос к адвокату по военному праву

Здравствуйте, Ирина. Благодарю за высокую оценку моей работы.

По существу вопроса — данный термин определен в профильном законе «О правовом режиме военного положения».

Невыполнение приказа командира

Благодарю за Ваши консультации, сложно найти компетентного юриста в военном деле.

Прошу ответить на такой вопрос. Согласно заключения ВЛК, моего супруга признали негодным к службе в аэромобильных войсках (где он служил) и годным к воинской службе в целом. По приказу командира части его переводят в танковые войска. Скажите, какое наказание последует, если военнослужащий не явится в часть? Военный билет у него на руках, с довольствования его сняли, оружие списали (в общем — из этой в/ч его уволили).

Читайте так же:  Образец заявления об уходе из колледжа

Что будет, если он откажется выполнять приказ и не явится в другую воинскую часть?

Re: Невыполнение приказа командира

Такие действия могут быть квалифицированы следователем (прокурором) по двум статьям Уголовного кодекса — ст. 407 УК или ст. 408 УК , в зависимости от конкретных обстоятельств уклонения от службы.

Важнейшим фактором, который должен учитываться при квалификации данной категории правонарушений, является наличие или отсутствие умысла на уклонение от воинской службы. В первом случае последует наказание за дезертирство — от 2-х до 5-ти лет лишения свободы, а во втором — за неявку на службу (это менее тяжкое преступление), за что предусмотрено несколько видов уголовной ответственности — от штрафа или содержания в дисциплинарном батальоне, до различных сроков лишения свободы. В последнем случае (при отсутствии умысла на уклонение) окончательная мера наказания будет зависеть от срока, в течение которого военнослужащий отсутствовал в расположении части без уважительных причин.

Вопросам дезертирства и неявки на службу, а также самовольного оставления воинской части, посвящена отдельная тема моего форума. При этом хочу заметить, что заочно дать правильную квалификацию и спрогнозировать последствия по таким делам практически невозможно, поскольку для этого требуется более глубокое и детальное изучение ситуации, которое обычно проводится в порядке индивидуальной консультации. Это можно сделать при личной встрече в Одессе, либо по e-mail [email protected] (для жителей других населенных пунктов Украины). В обоих случаях стоимость такой консультации составляет 300 грн.

Невиконання наказу та непокора начальнику

Доброго дня, Гліб Миколайович! Потрібна Ваша допомога в наступному питанні.

Я був мобілізований на початку 2015 року. Після навчань на Яворівському полігоні нас хотіли відправити до зони АТО, але я відмовився. Командир сказав, що подасть рапорт до військової прокуратури на притягнення мене до відповідальності за невиконання наказу . Сказав, і зробив — сьогодні подзвонив слідчий та викликав на допит. Також мною зацікавилась ВСП.

Хочу дізнатися, яке покарання за ст. 403 Кримінального кодексу мені загрожує? Чув, що останнім часом відповідальність суттєво посилили.

І ще одне запитання. Як себе вести, щоб знизити ризик опинитися за гратами? Цікавить, як кращу аргументувати свою непокору, та інше.
Розумію, що останнє питання виходить за формат відповідей на форумі, отже готовий сплатити Вашу приватну консультацію згідно тарифу.

Дякую наперед за допомогу.

Re: Невиконання наказу та непокора начальнику

Санкція вказаної правової норми дійсно була посилена Законом України № 194-VIII від 12.02.2015 року. Сьогодні відповідальність за статтею 403 КК становить від 2 до 5 років позбавлення волі (мається на увазі частина 2, що передбачає невиконання наказу в умовах особливого стану). Якщо ж такі дії скоєно в бойовій обстановці, або в період воєнного стану, строк буде складати від 3 до 7 років.

Для отримання детальної консультації з цих питань зв’яжіться зі мною по електронній пошті [email protected] .

Оновлено 09.07.2016: в Україні ухвалено Закон «Про амністію у 2016 році», який звільняє від покарання військовослужбовців, які скоїли злочини, передбачені статтями 402, 403 Кримінального кодексу (непокора та невиконання наказу командира). Крім того, амністія 2016 року поширюється й на інші види злочинів. Обов’язковою умовою є участь військовослужбовця в АТО і отримання статусу УБД (більш докладно).

www.criminal-attorney.od.ua

Бухгалтер против директора: «конфликтуем» правильно

Должностная обязанность главного бухгалтера – осуществлять ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2012 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ). При этом главбух несет ответственность и за исчисление налогов. Ведь налоговая база определяется на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных данных об объектах налогообложения, подтвержденных первичными учетными документами (п. 1 ст. 54 НК РФ). Более того, расчеты по налогам, сборам и страховым взносам подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета. А значит, соответствующие суммы должны устанавливаться «первичкой». Например, величину текущего налога на прибыль можно определить на основе налоговой декларации по налогу на прибыль (п. 22 ПБУ 18/02 «Расчеты по налогу на прибыль»). Следовательно, такая декларация фактически выступает первичным документом.

На практике между главным бухгалтером и руководителем компании нередки разногласия как в отношении первичных документов, так и в отношении статей бухгалтерской отчетности. Как действовать главбуху, разъясняет часть 8 статьи 7 Закона № 402-ФЗ. Но вначале напомним, чем грозит бухгалтеру несоблюдение требований данного закона.

Ответственность бухгалтера

В качестве работника главбух несет ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, на общих основаниях – в порядке, установленном главой 39 Трудового кодекса РФ. Такой ущерб может быть причинен компании взысканием административных или налоговых штрафов, а также санкций за невыполнение договорных обязательств (пример – выставление пени за несвоевременное перечисление денежных средств контрагенту). Вообще говоря, претензии к бухгалтеру можно предъявить и в связи с начислением пеней по налогам, сборам и страховым взносам, если эти задолженности возникли в результате нарушений платежной дисциплины.

Кроме того, штрафы могут быть предъявлены главбуху непосредственно. В случае применения статей 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса об административных правонарушениях суды исходят из того, что главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.10.2006 № 18, постановление Санкт-Петербургского городского суда от 05.08.2010 № 4а-1337/10, постановление Верховного суда РФ от 09.03.2017 № 78-АД17-8).

Но самое неприятное – это уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. В последнее время бухгалтеры все чаще фигурируют в делах по статьям 199 и 199.2 Уголовного кодекса РФ о неуплате налогов (п. 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»). А статья 176 Уголовного кодекса РФ прямо предусматривает ответственность за предоставление банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии организации (если таким деянием кредитору причинен ущерб на сумму свыше 2 500 000 рублей).

www.buhgalteria.ru

Обзор закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ

В январе 2013 года вступит в силу закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, согласно которому вести бухучет должны все интернет-магазины, независимо от их юридического статуса.

Для «упрощенки» все непросто

Соответственно, те магазины, которые применяют «упрощенку», должны сформировать остатки по бухгалтерским счетам на 1 января 2013 года. Разумным будет сразу восстановить сальдо путем проведения инвентаризации, сверок с контрагентами и т.д. Получив точную информацию о сумме, скажем, кредиторской задолженности, воспользуйтесь вспомогательным счетом 00.

Дебет 00 кредит 60 – отражена задолженность перед поставщиками за приобретенные товары, работы, услуги;

Дебет 00 кредит 66 (67) – отражена задолженность перед кредитной организацией (банком).

Дебет 00 кредит 68 – отражена задолженность по налогам и сборам.

План счетов приведен в приказе Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н. Принятые в России стандарты бухгалтерского учета можно найти на сайте Минфина, так называемые Положения о бухгалтерском учете. Особое внимание уделите ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Понятие учетной политики введено как раз законом № 402-ФЗ, а именно – «совокупность способов ведения организацией бухгалтерского учета». Обратите внимание, что в подпункте 10 пункта 3 статьи 21 Закона № 402-ФЗ говорится о том, что федеральные стандарты могут устанавливать упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, но в настоящее время такие стандарты установлены только для участников проекта «Сколково».

Читайте так же:  Закон камчатского края о муниципальной службе в камчатском крае

Главный бухгалтер – обязателен

Только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства (их критерии можно посмотреть в ст.4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») имеют право самостоятельно вести бухгалтерский учет. Но даже если в вашем магазине небольшое число сотрудников, будет разумнее пригласить профессионального бухгалтера, так как задачей руководителя – и это прописано в законе- является организация такого учета.

В законе № 402-ФЗ определены требования к образованию и стажу главного бухгалтера. Но эти требования распространяются только на сотрудников, принятых в компанию после 1 января 2013 года. А пока можно продолжать смотреть, прежде всего, на опыт кандидатов в главбухи.

Важно: ответственность руководителя и главного бухгалтера не одинакова в законе, но равнозначна согласно статье 199 Уголовного Кодекса. Главный бухгалтер освобождается от ответственности за исполнение сомнительного распоряжения, только если оно дано в письменном виде. Но это не уменьшает риск привлечения обоих по ч.2 ст.199 за «предварительный сговор». Способов законно снизить налоги много, и лучше выбрать компетентного специалиста, как с той, так и с другой стороны.

Первичку – сделай сам

Используемые в бухгалтерском учете унифицированные формы документов, строго говоря, отменены с появлением ПБУ 1/2008 по учетной политике, в котором говорится, что всю «первичку» нужно утверждать самостоятельно. А в новом законе вообще нет понятия «унифицированная форма». А как же быть магазину при отгрузке товара? По мнению специалистов в области налогообложения, применять формы, разработанные ранее. А в обязательной с будущего года учетной политике достаточно ссылки на альбомы унифицированных первичных документов, приведенные в Постановлении Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132. Однако если вы решите изменить реквизиты или вообще утвердить новую форму, тогда ее полностью нужно привести в приложении к учетной политике. Согласно п.4 ст.9 Закона 402-ФЗ формы утверждает руководитель по предложению главного бухгалтера.

Учетные регистры: от А до Я

Что такое регистр? Говоря простым языком, это каталог хозяйственных операций, представленных в хронологической последовательности. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (кассовая книга и др.), на отдельных листах и карточках, а также в компьютерных программах (чаще всего 1С). Различают синтетические и аналитические регистры, в последних операции более детализированы. Норма закона 402-фз содержит обязательные реквизиты бухгалтерского регистра. К таким реквизитам относятся: наименование регистра, наименование фирмы, дата начала и окончания ведения регистра, величина денежного измерения с указанием денежной единицы, наименования должностей ответственных лиц и подписи этих лиц. Налоговые органы не преминут воспользоваться этой нормой и будут проверять ведение бухгалтерских регистров с той же тщательностью, как и налоговых. И даже более – ведь налоговые регистры ведутся только по НДФЛ и налогу на прибыль (письмо Минфина России от 1 августа 2007 года № 03-03-06/1/531). А штраф за отсутствие регистров по статье 120 Налогового Кодекса доходит до 40 тыс. рублей.

Перечень обязательных реквизитов бухгалтерских и налоговых регистров теперь совпадает. И хотя работы у бухгалтера вашего магазина прибавится, ведение учета не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Подведем итоги. Объективно картина выглядит так: возьмем опытного бухгалтера – он со всеми нововведениями справится. Закона «О бухгалтерском учете» нужно бояться, только если до этого организация учета была не на уровне. Первичные документы те же, бухгалтерские регистры упрощают жизнь магазина («где там счет-фактура от ООО «Цветок» за какое-то января?»), а вот с бухгалтерской отчетностью – да, велика вероятность, что организации на «упрощенке» будут сдавать ее в полном объеме. Для тех, кто применяет общую систему налогообложения, все «по старинке», разве что владельцу интернет-магазина не помешает прочитать нашу статью.

oborot.ru

Закон о бухгалтерском учете продолжают совершенствовать

Елена Диркова, директор ООО «Инкубатор для бухгалтера»

С 1 января 2014 года Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) действует в новой редакции. Изменения в него внес Федеральный закон от 21.12.13 № 357-ФЗ. Неожиданными для профессионального сообщества они не стали. Пожалуй, самая эффектная новость – это то, что в Законе № 402-ФЗ появились такие понятия, как мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета. Их отражение в учете влечет умышленное искажение бухгалтерской отчетности. (Федеральный закон от 21.12.13 № 357-ФЗ)

Скачать Федеральный закон от 21.12.13 № 357-ФЗ

Общие требования к ведению бухгалтерского учета

В первую очередь мы рассмотрим нововведения, затрагивающие повседневную работу бухгалтеров компаний.

Оформление первичных документов

Итак, изменен подпункт 6 пункта 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

Согласно прежней редакции, лица, подписывающие первичный документ, отвечали за правильность оформления сделок, операций или событий.

Теперь эти лица отвечают лишь за оформление сделок, операций или событий. Правильность больше не упоминается. Спрашивается: в чем разница?

Если вдуматься, то ответственность за правильность подразумевает отдельный контроль. А это функция службы внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета (п. 2 ст. 19 Закона № 402-ФЗ, информация Минфина России № ПЗ-11/2013). Одновременно возникало впечатление, что в процесс создания документов должны вовлекаться лица, отвечающие за их оформление, то есть за содержание формы или шаблона, предназначенных для подписания. Между тем формы документов должен был утвердить руководитель компании. В итоге прежняя формулировка лишь запутывала документооборот.

Ответственность же за оформление подразумевает контроль со стороны лица, подписавшего первичный документ, за соблюдением его обязательных реквизитов.

Документооборот

Дополнен пункт 3 статьи 9 Закона № 402-ФЗ. У лица, ответственного за оформление факта хозяйственной жизни, появилась новая обязанность: он должен обеспечить своевременную передачу первичного документа для принятия его к учету. По сути, работник, подписавший документ, обязан принести его в бухгалтерию.

Требование своевременности раскрывается в графике документооборота. Со сроками, в нем установленными, работника нужно ознакомить под подпись. Их соблюдение относится к его трудовым обязанностям и может быть включено в должностную инструкцию.

Формы первичных документов

Внесены изменения в пункт 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

До 1 января 2014 года руководитель компании утверждал формы первичных учетных документов. Теперь он формы не «утверждает», а «определяет».

Чем руководствовался законодатель в данном случае?

Дело в том, что действия по определению форм шире, чем действия по их утверждению. Ведь некоторые формы установлены подзаконными нормативными актами. Их соблюдение является общеобязательным, в локальном утверждении они не нуждаются. К этой категории относятся, в частности, кассовые документы, транспортные накладные при автомобильных и железнодорожных перевозках грузов, приемосдаточные акты на металлолом.

Кроме того, руководителю не имеет смысла утверждать формы, разработанные Госкомстатом России и утвержденные его постановлениями. Разумеется, если компания применяет эти формы без каких-либо отступлений.

То же самое относится и к форме универсального передаточного документа (письмо ФНС России от 21.10.13 № ММВ-20-3/96).

Но по-прежнему утверждаются в составе учетной политики формы, разработанные компанией самостоятельно (п. 4 ПБУ 1/2008). Также требуют утверждения дополнения в общеобязательные формы. А вот исключать из них реквизиты, предусмотренные органами власти, недопустимо.

Наконец, если форма первичного учетного документа специально согласована договором, то речь идет скорее об определении формы руководителем, чем о ее утверждении (письмо Минфина России от 05.08.13 № 03-03-06/1/31261).

Основа для составления отчетности

Дополнены пункт 3 статьи 10, пункт 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ.

Теперь четко установлено, что бухгалтерская отчетность должна формироваться на основании:

Читайте так же:  Ликвидации ооо в мфц

– данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

– информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Что привнесла эта поправка?

По поводу ведения регистров законодатель уточнил: «Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета». Эта формулировка подразумевает недопустимость двойной бухгалтерии. Она была использована в информации Минфина России № ПЗ-10/2012 (разд. «Счета бухгалтерского учета»). В частности, под нее подпадают неофициальные выплаты заработной платы.

Между тем на счетах не отражается и в регистры не заносится информация заведомо описательного характера. Например, об изменениях в учетной политике, условных обязательствах и условных активах. До утверждения федеральных и отраслевых стандартов нужно соблюдать требования к раскрытию информации, предусмотренные ПБУ (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ).

Введены понятия новых объектов

Законодатель ввел в нормативный обиход новые термины – мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета. Отражение в регистрах таких объектов нарушает достоверность бухгалтерской отчетности.

Достоверность и ответственность

Дополнения внесены в пункты 1 и 3 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

Достоверное представление финансового положения, финансовых результатов и движения денежных средств требует правдивого отображения последствий совершенных операций, других событий и условий в соответствии с определениями и критериями признания активов, обязательств, доходов и расходов. В общем случае можно выделить три источника недостоверности отчетности:

1) недостоверность первичных учетных документов, на основании которых внесены записи в регистры бухучета;

2) несоответствие показателей отчетности данным, содержащимся в регистрах;

3) ненадлежащая учетная политика.

Согласно поправкам, внесенным в Закон № 402-ФЗ, за достоверность данных, содержащихся в первичном документе, отвечает лицо, его подписавшее.

Лица, ведущие бухучет, не несут ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Действительно, документы, оформленные на не имевшие места факты хозяйственной жизни, не подлежат отражению в регистрах. Однако бухгалтер не всегда осведомлен, имели ли место факты хозяйственной жизни, отраженные в первичных документах.

Пример 1

В бухгалтерию представлены документы, удостоверяющие доходы от аренды станков. Однако по данным бухгалтерского учета такие станки в компании отсутствуют. Документы об их передаче арендатору в бухгалтерию не поступали, поэтому обязательная инвентаризация станков не проводилась.

Бухгалтер столкнулся с противоречивой информацией. Что делать в таких случаях – закон прямо не регламентирует. Но универсальный подход состоит в том, чтобы направить руководителю докладную записку и действовать согласно его письменному распоряжению (подп. 1 п. 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

Мнимые и притворные объекты

Дополнения внесены в пункт 1 статьи 9, пункты 2 и 3 статьи 10 Закона № 402-ФЗ.

Финансовое ведомство уже предупреждало: не должны приниматься к учету документы, которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (информация Минфина России № ПЗ-10/2012). С 1 января 2014 года эта формулировка включена в закон.

В Законе № 402-ФЗ появились определения мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета. Из этого не следует, что расширен перечень объектов бухгалтерского учета, установленный в статье 5 Закона № 402-ФЗ.

Речь идет все о тех же объектах, но реально не отвечающих установленным для них критериям.

«Узаконивание» мнимых и притворных объектов объясняется присоединением России в феврале 2012 года к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Федеральный закон от 01.02.12 № 3-ФЗ).

Согласно Рекомендациям по применению Конвенции (разд. V«А»), страны-участницы должны:

– добиваться от компаний ведения точного учета полученных и израсходованных ими сумм с указанием того, по какому поводу происходит получение и расходование средств;

– ввести запрет на совершение компаниями скрытых сделок или ведение ими неучтенных счетов;

– применять адекватные санкции за пропуски, фальсификации и злоупотребления в сфере бухгалтерского учета.

Пример 2

Охранные услуги компании не оказывались, однако на основании документов была сделана учетная запись:

Дебет 26 Кредит 76.

В результате возникли мнимый расход (в отчете о финансовых результатах – по статье «Управленческие расходы») и мнимое обязательство (в балансе – по статье «Кредиторская задолженность»). В погашение последнего были перечислены денежные средства:

Дебет 76 Кредит 51.

На основании заключения службы внутреннего контроля первая проводка была сторнирована, а безналичный платеж квалифицирован как недостача денег.

Отметим, что перевод денежных средств по подложным документам на счета нерезидентов влечет уголовную ответственность (ст. 193.1 Уголовного кодекса РФ).

Мнимые и притворные объекты возникают не вследствие ошибки. Они порождены умыслом. Что касается мнимых и притворных сделок, то они ничтожны. Объекты бухучета возникают как последствия сделок. Но если последствия мнимых сделок компания вправе проигнорировать самостоятельно, то последствия притворных сделок может отменить только суд, да и то по иску не всякого лица (п. 3 и 4 ст. 166 ГК РФ). Эти нюансы нужно иметь в виду в отношении соответствующих (мнимых или притворных) объектов бухучета.

Примером притворных сделок может служить продажа объектов по заниженным ценам (постановление ФАС Поволжского округа от 25.01.11 № А65-19357/2009).

А нельзя ли использовать для борьбы с последствиями притворных сделок требование приоритета содержания перед формой (п. 6 ПБУ 1/2008)?

На этот вопрос нужно ответить отрицательно. В развернутом виде указанное правило гласит: учетная политика должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования. Это требование можно применить на стадии оформления первичных документов.

Но самостоятельно пересматривать первичные документы, представленные для принятия фактов к учету, бухгалтер не вправе.

Обязательный аудит

Следующий блок нововведений касается компаний, отчетность за 2013 год которых подпадает под обязательный аудит (изменения внесены в п. 10 ст. 13 и п. 2–4 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

Напомним, что ранее Закон № 402-ФЗ обязывал компании представлять бухотчетность вместе с аудиторским заключением. Данная норма распространялась на все случаи представления – не только в орган государственной статистики, но и в налоговую инспекцию (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Причем это правило начало действовать с 1 сентября 2013 года, когда сроки подачи отчетности за 2012 год уже истекли.

С 1 января 2014 года законодатель свои требования смягчил.

Во-первых, аудиторское заключение необходимо представлять лишь в дополнение к обязательному экземпляру годовой отчетности. Как известно, обязательный экземпляр предназначен для органа статистики. В иные инстанции, в том числе в налоговую инспекцию, аудиторское заключение направлять не нужно.

Во-вторых, представлять аудиторское заключение одновременно с отчетностью необязательно. Для его подачи установлены специальные сроки: не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Нелишним будет напомнить, что в бумажном варианте аудиторское заключение прошивается с той отчетностью, на которую оно выдано.

Итак, начиная с этого года обязательные аудиторские заключения входят в государственный информационный ресурс.

Разработка Федеральных стандартов

В 2014 году ожидается появление первых федеральных стандартов бухгалтерского учета. Надо признать, что процедура их принятия, первоначально прописанная законодателем, представляется весьма длительной и затратной. Теперь она отчасти упрощена (соответствующие изменения внесены в п. 2–4, 7 и 8 ст. 27 Закона № 402-ФЗ).

А именно: опубликования соответствующих материалов в печатном издании, определяемом Минфином России, не требуется. Достаточно их размещения на официальных сайтах главного финансового ведомства и разработчика.

Мотивы такого решения вполне очевидны.

Ведь пресса значительно уступает информационно-телекоммуникационной сети в оперативности и доступности.

www.audit-it.ru


Обсуждение закрыто.