Законы ужкх

Законы ужкх

Недвижимость

Штрафы в пользу жильцов

5 изменений в ЖКХ, вступивших в силу в этом году

В этом году вступает в силу целый ряд законов, касающихся сферы ЖКХ. Большинство из них направлены на усиление платежной дисциплины, повышаются пени, вводятся дополнительные штрафные санкции. «Газета.Ru» разобралась, что изменится для жильцов.

В этом году нас ожидает очередное плановое повышение тарифов ЖКХ. В октябре 2015 года правительством РФ утверждены индексы изменения размера платы с граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2016 год. Для разных регионов устанавливается разный процент допустимого роста коммунальных платежей.

В 2016 году наибольшее допустимое повышение платежей за ЖКХ установлено для Москвы (на 7,5%), Камчатского края, Якутии и Санкт-Петербурга (6,5%). При этом плата за отдельные виды коммунальных услуг может и превышать эти значения, но усредненный показатель должен укладываться в установленные правительством пределы.

Подобные повышения вводятся каждый год. Однако, помимо этого, произошел ряд существенных изменений в законодательстве, о которых следует знать.

Подняли пени

За неплательщиков решили взяться всерьез. Действующие ранее пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ применяются теперь только при просрочке до 90 календарных дней. При более длительной просрочке пени увеличиваются до 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолженности за каждый день просрочки.

«К примеру, при задолженности в 5000 руб. в течение одного года за первые три месяца придется заплатить 165 руб. (1 руб. 83 коп. в день), а за последующие девять месяцев — 1163 руб. (4 руб. 23 коп. в день). Общая сумма пеней за год составит 1328 руб.», — пояснил Николай Захаров, руководитель проектов практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «НЭО Центр».

Борьба за счетчики

С 1 января 2016 года повышаются коэффициенты при оплате воды и электричества без счетчика (по нормативу). Теперь он будет равен 1,4, а с 1 июля 2016 года повысится до 1,5. (Постановление правительства РФ от 16.04.2014 №344.) Напомним, что граждане, не установившие счетчики, оплачивают не реальное потребление, а прописанные на каждого человека нормативы. Зачастую они меньше реальных объемов потребления, поэтому некоторые жильцы не торопятся устанавливать счетчики. Чтобы убедить их, размер платежей повышается согласно введенным штрафным коэффициентам.

В Госдуму внесен законопроект, который регламентирует срок передачи дома от одной управляющей компании к другой

Возможно, нормативы еще вырастут. Как рассказал Александр Козлов, руководитель проекта «Школа грамотного потребителя», сейчас рассматривается возможность дополнительного увеличения штрафных коэффициентов.

«Планировалось ввести трехкратное увеличение с января и пятикратное с июля. Январь уже подходит к концу, пока эту норму не ввели, но, возможно, к лету все-таки примут, и тогда тем, кто не установил счетчики, платить придется значительно больше», — рассказывает эксперт.

Штрафы в пользу жильцов

Штрафы ввели не только для жильцов, но и для управляющих компаний и ресурсников. С 28 декабря прошлого года вступили в силу законы, которые позволяют жильцам получить компенсацию за некачественные услуги ЖКХ. Как пояснил Валерий Новиков, начальник управления юридического сопровождения НП «ЖКХ Контроль», если услуги были оказаны ненадлежащего качества (существуют четкие нормативы для температуры отопления, напора воды и т.п.) или с перебоями, превышающими установленные законом нормы, то в пользу жильцов поставщик услуг обязан уплатить штраф в размере 30% от начисленного.

Если же счет был составлен некорректно, то жильцам вернут 50% от суммы.

«Речь идет о случаях, когда неправильно посчитали объем потребленных ресурсов, счет был составлен с ошибками. После того как это будет выявлено, потребитель получает скидку в 50% от реально использованного объема», — пояснил Новиков.

Платежки переводят в интернет

С 1 января вся информация о коммунальных услугах должна размещаться в государственной информационной системе (ГИС ЖКХ). Если же информация о какой-то услуге туда не попала, то ее можно не оплачивать. Эта норма вступит в силу с 1 января 2017 года.

«Эта норма введена, чтобы обеспечить открытость ЖКХ. У каждого гражданина в системе ГИС есть свой личный кабинет, где он сможет спокойно изучить счета, проследить их динамику», — рассказывает Новиков.

Льготы для долгожителей

Позаботились и о пенсионерах. Региональные власти получили право компенсировать одиноко проживающим пенсионерам расходы на уплату взноса на капитальный ремонт. По достижении возраста 70 лет могут компенсироваться 50% от суммы взносов, 80 лет — в размере 100%. Однако применять ли эту норму на практике, в каждом регионе решают самостоятельно.

m.gazeta.ru

Законы о ЖКХ

Экзамен и вопросы по лицензированию управляющих компаний ЖКХ (Приказ Минстроя РФ от 28.10.2014 № 659/пр) ( Скачать )
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.10.2014 г. № 659/пр «Об утверждении порядка проведения квалификационного экзамена, порядка определения результатов квалификационного экзамена, порядка выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, порядка ведения реестра квалификационных аттестатов, формы квалификационного аттестата перечня вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене».

Постановление Правительства РФ от 24.12.2014 № 1464 ( Скачать )
Постановление Правительства РФ от 24.12.2014 N 1464 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2014 — 2016 годы».

Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 ( Скачать )
Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».

Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 ( Скачать )
Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (ред. от 27.09.2014) «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 ( Скачать )
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 26.03.2014) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Жилищный кодекс ( Скачать )
Жилищный кодекс Российской Федерации с изменениями согласно Федеральных законов: от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 250-ФЗ, от 29.12.2006 N 251-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ,от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 27.09.2009 N 228-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 17.12.2009 N 316-ФЗ, от 04.05.2010 N 70-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 30.11.2010 N 328-ФЗ, от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 30.11.2011 N 349-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 01.04.2012 N 26-ФЗ, от 05.06.2012 N 55-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 05.04.2013 N 38-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 417-ФЗ, от 04.06.2014 N 152-ФЗ, от 28.06.2014 N 182-ФЗ, от 28.06.2014 N 200-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ,от 21.07.2014 N 263-ФЗ, от 29.12.2014 N 485-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ

Закон о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ (ФЗ РФ от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ) ( Скачать )
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Закон о ГИС ЖКХ (ФЗ РФ от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ) ( Скачать )
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Приказ от 23 марта 2015 г. № 89/204/пр ( Скачать )
Приказ Минкомсвязи России и Минстроя России от 23 марта 2015 г. № 89/204/пр «Об утверждении Порядка взаимодействия государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с иными информационными системами, а также единых форматов для информационного взаимодействия иных информационных систем с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства»

Приказ от 30 декабря 2014г. № 504/934/пр ( Скачать )
Приказ Минкомсвязи России и Минстроя России от 23 марта 2015 г. № 85/200/пр «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»»

Приказ от 23 марта 2015 г. № 85/200/пр ( Скачать )
Приказ Минкомсвязи России и Минстроя России от 23 марта 2015 г. № 85/200/пр «Об утверждении функциональных требований к государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»

Приказ от 23 марта 2015 г. № 88/203/пр ( Скачать )
Приказ Минкомсвязи России и Минстроя России от 23 марта 2015 г. № 88/203/пр «Об утверждении форматов электронных документов, размещаемых в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»

Приказ от 23 марта 2015 г. № 86/201/пр ( Скачать )
Приказ Минкомсвязи России и Минстроя России от 23 марта 2015 г. № 86/201/пр «Об утверждении порядка хранения, обработки и предоставления информации,содержащейся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»

Приказ от 23 марта 2015 г. № 87/202/пр ( Скачать )
Приказ Минкомсвязи России и Минстроя России от 23 марта 2015 г. № 87/202/пр «Об утверждении требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения
пользования государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства, в том числе требований к ее архитектуре»

Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 3 июля 2016 г. № 355-ФЗ ( Скачать )
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 355-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении».

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 304-ФЗ ( Скачать )
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 ( Скачать )
Постановление от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

real-gkh.ru

ЖКХ в 2018 году: изменения, новшества

Наступающий 2018 год начнётся с реформационных преобразований системы ЖКХ на всех уровнях. Большинство изменений коснётся работы Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и лицензионных требований к управляющим организациям. Кроме того, Минстрой России ставит перед собой задачу перейти на авансовую систему оплаты коммунальных услуг и наладить полноценную автоматизацию жилищно-коммунального хозяйства.

Нужно создать более действенную систему учёта услуг ЖКХ, внедрить автоматизацию за расчёты по потреблению энергоресурсов. Сейчас даже при наличии приборов учёта невозможно своевременно собрать данные, начислить платежи и выявить незаконные подключения в онлайн-режиме.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

Изменения в сфере ЖКХ начнут действовать уже с 01 января 2018 года.

Содержание

ГИС ЖКХ заработает в полную силу

Причин всего две: несовершенство традиционных средств измерения, которые, несмотря на заверение С июля текущего года все жилищно-коммунальные предприятия обязаны размещать информацию о своей деятельности в ГИС ЖКХ. В том числе, в систему необходимо вносить исчерпывающие сведения о действующих тарифах, деятельности управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.

Уже сейчас собственники жилых и коммерческих помещений могут через ГИС ЖКХ подать обращение в контролирующие органы с заявлением о проведении комплексной проверки деятельности поставщиков коммунальных услуг. А с 01 января 2018 года управляющие и ресурсоснабжающие организации России будут штрафовать за неразмещение требуемой информации или искажение данных.

Для городов федерального значения работа в системе станет обязательной с 01 июля 2019 года.

Юридические новшества в системе ЖКХ в 2018 году

В соответствии со статьёй 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, с 01 января 2018 года размещение информации о деятельности управляющей организации в ГИС ЖКХ станет лицензионным требованием. Однако до 31 декабря 2017 года актуальным остаётся действующий стандарт раскрытия информации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

ЖКХ по предоплате

В 2018 году будет введена предоплата при расчёте за потребляемые коммунальные услуги. Программа начнет работать в тестовом режиме, и участие в ней будет добровольным. При этом, у потребителей появится возможность самостоятельно выбрать удобную форму внесения авансовых платежей.

В качестве стимула для перехода на предоплату Минстрой обещает снижение тарифов тем потребителям, которые присоединятся к системе.

uchet-jkh.ru

Список нормативных актов, связанных с деятельностью предприятий сферы ЖКХ

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства

№ 43/пр от 26 января 2018 г.

регионального развития РФ

№ 495 от 15 ноября 2010 г.

№ 74-ФЗ от 03.06.2006г.

№ 188-ФЗ от 29.12.2004г.

№ 136-ФЗ от 25.10.2001г.

№ 14-ФЗ от 26.01.1996г.

№ 51-ФЗ от 30.11.1994г.

N 307-ФЗ от 03.11.2015г.

N 176-ФЗ от 29.06.2015г.

N 209-ФЗ от 21.07.2014г.

№ 255-ФЗ от 21.07.2014г.

№ 271-ФЗ от 25.12.2012г.

№ 261-ФЗ от 23.11.2009 г.

№ 185-ФЗ от 21.07.2007г.

№ 152-ФЗ от 27.07.2006г.

№ 210-ФЗ от 30.12.2004г.

№ 189-ФЗ от 29.12.2004г.

№ 35-фЗ от 26.03.2003г.

№ 184-ФЗ от 27.12.2002г.

№ 69-фЗ от 31.03.1999г.

№ 52-ФЗ от 30.03.1999г.

№ 89-ФЗ от 24.06.1998г.

№ 116-ФЗ от 20.06.1997г.

№ 28-ФЗ от 03.04.1996г.

№ 69-ФЗ от 21.12.1994г.

№ 4218-1 от 24.12.1992г.

№ 1541-1 от 04.07.1991г.

№ 528 от 27.05.1997г.

Указ Президента РФ

№ 425 от 28.04.1997г.

№ 432 от 29.03.1996г.

№ 1498 от 26.12.2016 г.

№ 679/30 от 20.09.2016 г.

Постановление Правительства РФ

№ 657 от 30.06.2015 г.

№ 988 от 27.09.2014г.

№ 400 от 30.04.2014г.

№ 874 от 04.10.2013г.

№ 614 от 22.07.2013г.

№ 416 от 15.05.2013г.

№ 344 от 16.04.2013г.

№ 290 от 03.04.2013г.

№ 1468 от 28.12.2012г.

№ 468 от 10.09.2012г.

№ 857 от 27.08.2012г.

№ 258 от 28.03.2012г.

№ 253 от 28.03.2012г.

№ 231 от 22.03.2012г.

№ 124 от 14.02.2012г.

№ 94 от 06.02.2012г.

№ 459 от 10.06.2011г.

№ 354 от 06.05.2011г.

№ 731 от 23 сентября 2010г.

№ 491 от 13.08.2006г.

№ 307 от 23.05.2006г.

№ 306 от 23.05.2006г.

№ 83 от 13.02.2006г.

№ 75 от 06.02.2006г.

№ 47 от 28.01.2006г.

№ 25 от 21.01.2006г.

№ 315 от 21.05.2005г.

№ 392 от 30.07.2004г.

№ 109 от 26.02.2004г.

№ 167 от 12.02.1999г.

№ 1223 от 26.09.1997г.

№ 155 от 10.02.1997г.

№ 713 от 17.07.1995г.

№ 1086 от 26.09.1994г.

Приложение к приказу
МинРегионального развития РФ

Об учете коммунальных платежей ТСЖ
Министерство финансов РФ письмо от 10.02.2010 № 03-11-06/2/16

Об учете доходов ТСЖ на «упрощенке»
Министерство финансов РФ письмо от 27.04.2010 № 03-05-05-02/28

О расходах на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования
Информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 23 июня 2005 г. N СН-3765/9

Приказ Минкомсвязи России

N 204/пр от 23.03.2015г.

№ 288 от 11.09.2012г.

№ 310/ГС от 23.08.2013г.

№ 303 от 28.12.2000г.

№ 153 от 15.12.1999г.

Приказ Госстроя РФ

№ 145 от 10.12.1999г.

№ 66 от 23.03.1999г.

Приказ Госстроя СССР

№ 13-8 от 01.06.1989г.

№ 170 от 27.09.2003г.

№ 51 от 05.05.2000г.

Постановление Госстроя РФ

№ 312 от 23.11.1988 N 312

№ 359 от 23.08.2013г.

№ 288 от 10.07.2013г.

№ 253 от 14.06.2013г.

№ 124 от 02.04.2013г.

№ 162 от 09.04.2012г.

№ 454 от 19.09.2011г.

Приказ Минрегиона РФ

№ 591 от 21.12.2011г.

№ 454 от 21.10.2010г.

№ 45 от 01.06.2007г.

N 59 от 26 августа 1998 г.

N 924/пр от 29.12.2014г.

№ 882 от 22.12.2014г.

Приказ Минстроя РФ

№ 17-48 от 06.12.1994г.

№ 251 от 11.11.1992г.

Приказ Минжилкомхоза РСФСР

№ 120 от 12.05.1988г.

№ 182 от 19.05.2010г.

Приказ Минэнерго РФ

№ 115 от 24.03.2003г.

Приказ Минтопэнерго РФ

№ ВК-4936 от 12.09.1995г.

№ 37 от 29.09.1999г.

Закон города Москвы

№ 30 от 13.11.1996г.

№575-ПП от 02.08.2005г.

Постановление Правительства Москвы

№ 114-ПП от 01.03.2005г.

№ 566 от 28.07.1998г.

Закон Московской области

№ 54/2006-ОЗ от 13.04.2006г.

№ 334-51 от 30.06.2004г.

№ 547-74 от 29.09.2003г.

Постановление Администрации города Хабаровска

№ 2421 от 17.07.2017г.

Методические документы в строительстве (МДС)

МДК 2-02.01 Часть 4

Методические документы в жилищно-коммунальном хозяйстве (МДК)

МДК 2-02.01 Часть 3

МДК 2-02.01 Часть 2

МДК 2-02.01 Часть 1

Ведомственные строительные нормы (ВСН)

ГОСТ Р 51929-2002

Государственный стандарт (ГОСТ)

ГОСТ Р 51870-2002

ГОСТ Р 51617-2000*

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

10 июня 2010 г. N 64

Санитарные правила и нормы (СанПиН)

СанПиН 2.1.4. 1074-01

пособие 8.91 к СНиП 2.04.05-91

Правила пожарной безопасности (ППБ)

Санитарные правила (СП)

Правила безопасности (ПБ)

Правила по охране труда (ПОТ)

ПОТ Р О-14000-004-98

Правила технической эксплуатации

Правила технической безопасности (ПТБ)

Правила устройства электроустановок. Издания 6-е и 7-е

Сборники расценок на техническое обслуживание и ремонт оборудования городского хозяйства ТСН 2001 Глава 14

Территориальные сметные нормативы для Москвы (ТСН)

Сборники расценок на ремонтно-строительные работы

vgkh.ru

Энергетика

Россияне расплатятся за коммуналку напрямую

Россияне смогут платить за коммунальные услуги, минуя управляющие компании

Как стало известно «Газете.Ru», россияне смогут расплатиться за ЖКХ в обход управляющих компаний. Минстрой согласовал законопроект, который должен ликвидировать недобросовестных посредников между населением и энергетиками. Долги за ЖКХ, общая сумма которых по России достигла 1 трлн руб., в основном скапливаются на счетах фирм-посредников, зачастую аффилированных с местными властями. Такие компании банкротятся, на их месте создаются другие, а миллионные долги остаются, что не позволяет энергетикам ремонтировать и обновлять мощности.

Законопроект, который есть в распоряжении «Газеты.Ru», предусматривает механизм перехода ресурсоснабжающей организации (поставщики тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, газа) на прямые расчеты с населением за коммунальные ресурсы. Документ прошел согласования в Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минэнерго, ФАС и Минюсте и в ближайшее время должен поступить в аппарат правительства.

Если закон вступит в силу, поставщики смогут принимать платежи от населения напрямую, в обход управляющих компаний.

Согласно документу, договоры ресурсоснабжения будут заключаться поставщиками непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме. При заключении договора интересы собственников будет представлять лицо или организация, осуществляющая управление многоквартирным домом. Но плата за коммуналку будет в таком случае осуществляться на счета ресурсоснабжающих организаций, а не в управляющие компании и ТСЖ. Показания приборов учета также должны будут передаваться в ресурсоснабжающую организацию, если собственники жилья в многоквартирных домах решат делать это напрямую. В то же время у жильцов сохранится возможность платить и в жилищную организацию, управляющую домом, если та получит согласие от поставщика коммунальных ресурсов на прием платежей.

Минэнерго разработало критерии для пилотных проектов по тарифам на тепло

В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что для большинства потребителей его принятие не повлечет никаких изменений. А вот должники, несвоевременно оплачивающие коммунальные услуги, после принятия законопроекта будут вынуждены взаимодействовать напрямую с ресурсоснабжающими организациями.

Как пояснили «Газете.Ru» в нескольких энергокомпаниях, в результате принятия этого закона у ресурсоснабжающих организаций появится возможность вытребовать долги у физлиц за коммунальные услуги в судебном порядке.

«Исключение из маршрута оплаты коммунальных услуг посредника — управляющей компании — позволит завершить процедуру очистки рынка от недобросовестных УК, бизнес-модель которых предусматривает не столько управление домами, сколько воровство денег, перечисляемых потребителями. Для добросовестных УК никаких негативных последствий законопроект не несет», — пояснил «Газете.Ru» замглавы Минстроя Андрей Чибис. В ведомстве уточнили, что сейчас законопроект дорабатывается в соответствии с замечаниями правовой экспертизы.

Упразднение недобросовестных посредников позволит остановить рост задолженности в сфере ЖКХ, который достиг почти 1 трлн руб. Причем рост долгов наблюдается не только на Северном Кавказе, но и по всей России. Общая задолженность в сфере ЖКХ составляет около 937 млрд руб., отметил в январе президент Владимир Путин, подчеркнув, что в коммунальной отрасли огромное количество «серых схем».

«И есть попытки. переложить на население проблемы, которые в этой сфере скапливаются уже не один год, может быть, десятилетия», — подчеркнул президент. Он добавил: ничего не изменится, если граждане сами не возьмут контроль за ситуацией.

Основная доля долгов за энергоресурсы приходится на тепловую и электрическую энергию и газ.

По данным Росстата за девять месяцев 2015 года, из всех подотраслей ЖКХ самый высокий объем задолженности наблюдается у теплоснабжающих организаций — 334 млрд руб., на втором месте долги за электроэнергию — 162 млрд руб., на третьем месте газоснабжение — 141 млрд руб.

Задолженность за тепло в 2015 году выросла на 14%, до 169,9 млрд руб., за электричество — на 17, 4%, до 216 млрд руб., рассказали «Газете.Ru» в Совете производителей энергии (считают данные крупных генераторов). Задолженность за газ в 2015 году увеличилась на 19,8%, до 152,1 млрд руб. (данные «Газпром межрегионгаза»).

Самые низкие темпы роста задолженности — на оптовом рынке электроэнергии.

Задолженность по итогам 2015 года выросла на 9%, до 75 млрд руб. (с учетом долгов по цессии). Это объясняется правилами расчета на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ), на котором действует строгая система контроля, предполагающая предоплату и жестко установленные сроки проведения платежей. В теплоснабжении таких жестких правил нет. Потребители платят за тепло постфактум, при этом за счет того, что большинство потребителей — это жилищные организации, обеспечивающие теплом население, отключать их от услуги запрещено. Именно эти посреднические организации, работающие с населением, и являются главными неплательщиками. К ним относятся управляющие компании, ТСЖ, жилищные организации, краевые и муниципальные предприятия. Самой дисциплинированной категорией потребителей выступают промышленники: по данным совета, их задолженность за тепло в 2015 году составила всего 4 млрд руб. (2,3% от общей доли на рынке), при этом за год она снизилась почти на 20%. Уровень оплаты за электроэнергию у промышленников на розничном рынке также один из самых лучших — 97,4%. Граждане тоже в основном добросовестные плательщики, что видно при переходе с ними на прямые расчеты, говорят генераторы.

Управляющие компании наращивают задолженность

Властям нужно срочно принимать решения по бюджету, налогам и приватизации

На долю жилищных организаций и территориальных сетевых организаций (ТСО) приходится более 57% задолженности (97,36 млрд руб. по итогам года) за тепло, а в Москве из 26,6 млрд руб. общей задолженности за тепло и горячую воду на жилищные организации приходится 22,4 млрд руб., т.е. 84%, по данным МОЭК (входит в «Газпром энергохолдинг»). При этом объем неплатежей таких компаний-посредников продолжает расти: за 2015 год жилищные организации в целом в России нарастили задолженность стремительнее, чем в среднем на рынке теплоснабжения, — на 17,5% (14,48 млрд руб.) против среднестатистических по рынку 14%.

В Сибирской генерирующей компании (СГК) «Газете.Ru» сообщили, что 80–85% от общей суммы дебиторской задолженности за тепло предприятий СГК приходится на группу «ЖКХ и население». Низкую платежную дисциплину управляющих компаний отметили и в «Газпром теплоэнерго». «Выступая в роли посредников, они собирают с населения оплату за тепловую энергию, но не перечисляют ее поставщикам — теплоснабжающим организациям», — посетовали в разговоре с «Газетой.Ru» в компании. В ТГК-2 на управляющие компании приходится и вовсе 91% задолженности за тепло — с 2012 по 2015 год она подскочила на треть, с 7,2 млрд до 9,2 млрд руб.

Управляющие компании либо на два-три месяца задерживают выплаты, либо не платят вообще, прибегая к мошенническим схемам, жалуются энергетики. Бывают случаи, когда УК «рисуют» гражданам неадекватные платежки. В частности, в Санкт-Петербурге в январе у теплоэнергетиков и подконтрольного чиновникам ГУП «ВЦКП», которое выставляет 70% многоквартирных домов Петербурга счета за коммунальные услуги по данным ЖКС, не совпали показания общедомовых приборов учета (ОДПУ) по 250 домам, на основании которых рассчитывается плата за отопление. По сути ВЦКП собирает с населения одну сумму, а генераторы тепла должны были получить совершенно другую, которая, как правило, на 5–10% ниже, сообщал «Коммерсантъ». Многие из этих организаций собирают денежные средства с жильцов за поставляемую энергетиками тепловую энергию, однако не перечисляют их генератору, а накапливают вместо этого многомиллионные долги и на завершающей стадии банкротятся, не заплатив по счетам. По сути, единственной мерой воздействия на компании-должники является начисление пени, которые обычно удается взыскать только в судебном порядке. Но если управляющая компания вступила в состояние банкротства, полное взыскание долгов становится невозможным.

Большинство энергетиков сходятся во мнении, что рост задолженности жилищных организаций перед энергогенерирующими компаниями кроется в мошеннических схемах вывода финансовых средств, полученных от населения, через посреднические компании.

После банкротства одних управляющих компаний на их месте учреждают другие, с похожим названием и тем же руководящим составом, часто аффилированным с муниципальными властями. «От обанкротившихся фирм новые порой отличаются одной-двумя буквами в названии либо изменившейся организационно-правовой формой: было ОАО — стало ООО либо ЗАО», — уточнили в ТГК-2.

Наш дом — Архангельск. Это не лирическое отступление от темы теплоснабжения. ООО «Наш дом — Архангельск» — это жилищная компания, в управление которой с 2006 по 2010 год постепенно поступили более 150 многоквартирных домов в Архангельске. За эти четыре года компания получила из областного бюджета 170 млн руб. в качестве возмещения убытков, которые она понесла за скидки на тепло и горячую воду для льготной категории граждан. Как позднее выяснилось в ходе следствия, деньги распределялись по счетам других компаний и выводились через подрядные организации. К этому времени у управляющей компании образовалась задолженность за тепло в размере 100 млн руб., хотя жители домов, находившихся в управлении компании, в подавляющем большинстве исправно оплачивали счета за тепло и электричество. С марта по октябрь 2010 года руководство и собственники должника создали более десяти новых управляющих компаний, слегка видоизменив названия: УК 1 «Наш дом — Архангельск», УК 2 «Наш дом — Архангельск», ООО УК 7 «Наш Дом», ООО УК «Наш Дом» и так далее. Многоквартирные дома передавались в ведение новых компаний (по отзывам жильцов, протоколы общих собраний собственников жилья были сфальсифицированы), а старые, уже накопившие многомиллионные долги управляющие компании входили в процедуру банкротства. В 2014 году бывший гендиректор УК «Наш дом — Архангельск» Лариса Марчук, которая также успела поработать депутатом городской Архангельской думы 24-го созыва, была осуждена по уголовному делу за умышленное искажение показаний приборов учета тепла, злоупотребление полномочиями и нецелевое использование полученных от населения финансовых средств. Приговор по уголовному делу, в котором фигурировали долги на несколько десятков миллионов рублей, составил три года. Условно.

Энергетики за ужесточение

Минэнерго разработало методику расчета предельной цены на тепловую энергию

Генерирующие компании выступают за ужесточение мер воздействия на недобросовестных потребителей, в первую очередь управляющих компаний. Среди предлагаемых мер — существенное повышение штрафов, упрощение судебной процедуры взыскания задолженности и запрет для учредителей обанкротившихся ТСЖ и УК вновь создавать компании с тем же функционалом. Другим предложением со стороны энергетиков является повышение ответственности «неотключаемых» потребителей тепловой энергии, работающих с населением: в случае с УК и ТСЖ — обязательная банковская гарантия, в случае с госучреждениями — гарантия бюджетной выплаты от того органа власти, который включил это учреждение в список неотключаемых потребителей. В компаниях уверены, что переход на прямые расчеты повысит собираемость платежей.

С начала года вступил в силу федеральный закон об укреплении платежной дисциплины: он предусматривает увеличение неустойки за просрочку платежа за энергоресурсы и предоставление банковской гарантии некоторыми категориями потребителей в случае просрочки платежей. Но пока закон не работает в полной мере, так как он не обеспечивает в равной степени усиление контроля над выплатами по всей цепочке платежей в энергоснабжении, отметил Сергей Огороднов, исполнительный директор компании Voltaware.

Высокий уровень задолженности в ЖКХ, который продолжает повышаться, угрожает надежности всей отрасли. Износ оборудования, в частности, в теплоснабжении по России достигает 80% в некоторых регионах.

На ремонт требуются длинные кредиты, долгосрочные инвестиции с понятным сроком и уровнем окупаемости. В «Газпром межрегионгазе» отметили, что неплатежи лишают компанию стимула к проведению газификации, поскольку новые потребители зачастую являются генераторами новых долгов. Рост задолженности негативно сказывается и на состоянии тепловых сетей, которые уже имеют очень высокую степень износа, увеличивается риск аварийных ситуаций в отрасли, полагают в СГК. Это приводит к невозможности проведения модернизации энергообъектов, добавляют в ТГК-2. Ситуация с долгами в сфере ЖКХ приводит к снижению показателей ликвидности и платежеспособности энергокомпаний. Инвесторы, и так немногочисленные в сфере теплоэнергетики, не решаются вкладываться в рисковые активы.

Еще по теме:

  • Единый налог на вменённый доход 2014 Налог ЕНВД 2016 год Доброго времени суток! Вот и наступил новый 2016 год и пора подвести итоги, какие изменения налога ЕНВД ждут нас в этом 2016 году по сравнению с ЕНВД 2015 года. Налогообложение ЕНВД в 2017 году для ООО и ИП. Изменения ЕНВД в 2016 году Первым и […]
  • Когда пенсия у пилотов vlozitdengi.ru Куда вложить деньги, инвестиции, заработок денег, бизнес Пенсия летчикам гражданской авиации: сколько она составляет? Условия труда летчиков гражданской авиации приравнены к тяжелым. Это действительно так. Летчик подвергается излучениям радиации, […]
  • Пособие на ребенка сотрудникам полиции Приказ МВД России от 29 августа 2016 г. № 500 "О внесении изменений в Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 65” Внести изменения в Порядок обеспечения […]
  • Приказ мвд 931 от 27112013 Приказ МВД России от 31 января 2013 г. N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД России от 31 января 2013 г. N 65"Об утверждении Порядка обеспечения […]
  • Размер пени на налоги Алгоритм расчета пеней по налоговым и страховым платежам 13.10.2016   Бухгалтерия    Бухучет    Практически всем предпринимателям и юридическим лицам приходится сталкиваться с требованиями налоговых инспекций или внебюджетных фондов […]
  • Начисление пени по налогам проводка Начисление пени по налогам: бухгалтерские проводки Похожие публикации Налоговый кодекс и ПБУ 10/99 регулируют вопрос начисления, уплаты и списания пеней и штрафных санкций по налоговым обязательствам. При отражении пени по налогам проводки в бухгалтерском учете могут […]
  • Новосибирск работа вакансии с проживанием Новосибирск работа вакансии с проживанием СК "ВИРА-Строй" • Новосибирск Управляющий Директор мебельной компании OcOO EUROSTYLE • Новосибирск Помощник по хозяйству Заимка Пихтовый Гребень • Новосибирск Гросс/год: 42 000 руб. Оператор вибропресса, начальник […]
  • Тонировка как не платить штраф Штрафы за тонировку: какая тонировка разрешена и как законно противостоять уловкам инспекторов? Начиная 90 х годов, тонировка стала непременным атрибутом стиля многих «дорогих» авто. На улицах небольших городов и мегаполисов России можно было встретить […]

Комментарии запрещены.