Закон о поставках продукции для федеральных нужд

Закон о поставках продукции для федеральных нужд

Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ
«О поставках продукции для федеральных государственных нужд»

С изменениями и дополнениями от:

19 июня 1995 г., 17 марта 1997 г., 6 мая 1999 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г., 24 июля 2007 г., 19 июля 2011 г., 20 апреля 2014 г., 13 июля 2015 г.

Принят Государственной Думой 10 ноября 1994 года

О реализации настоящего Федерального закона см. постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594

О поставках товаров для государственных нужд см. также Гражданский кодекс Российской Федерации

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 222-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее — продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности, а также основы обеспечения охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

13 декабря 1994 г.

Под федеральными государственными нуждами понимаются потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ. Поставки такой продукции обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей. Федеральные государственные нужды и объемы их финансирования предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

Определены основные цели и принципы поставки продукции для федеральных государственных нужд.

Потребности субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ, определяются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с общими принципами и положениями Закона. Поставки такой продукции обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.

Закреплен порядок формирования заказов и размещения поставок продукции для федеральных государственных нужд. Государственным заказчиком может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Заказы размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (расположенных в РФ; независимо от форм собственности) посредством заключения государственных контрактов. По обязательствам государственного заказчика Правительство РФ предоставляет гарантии в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.

В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам на прибыль (доход), целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях.

Определены меры ответственности за неисполнение государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Закон РФ «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года и постановление Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года признаны утратившими силу.

Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 21 декабря 1994 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 декабря 1994 г., N 34, ст. 3540

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 75-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ

Федеральный закон от 17 марта 1997 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 19 июня 1995 г. N 89-ФЗ

base.garant.ru

Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»

О ПОСТАВКАХ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

10 ноября 1994 года

Статья 1. Поставки продукции для федеральных государственных нужд

1. Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 02.02.2006 N 19-ФЗ.

Поставки продукции для федеральных государственных нужд обеспечиваются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей.

Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее — федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

В целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам может присваиваться статус президентских программ, инициатором которых является Президент Российской Федерации.

2. Поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;

поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;

реализации федеральных целевых программ;

обеспечения иных федеральных государственных нужд.

3. Потребности субъектов Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ (поставки продукции для региональных нужд), определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами и положениями настоящего Федерального закона.

Поставки продукции для региональных нужд обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, привлекаемых ими для этих целей.

4. Отношения, возникающие в связи с закупками и поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия для федеральных государственных нужд, регулируются специальным законом.

Статья 2. Основные принципы разработки и реализации федеральных целевых программ

1. Разработка федеральных целевых программ организуется федеральными органами исполнительной власти, а также Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос».

Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ определяется Правительством Российской Федерации.

2. При разработке федеральных целевых программ необходимо предусматривать:

решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;

согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;

комплексность и экономическую безопасность разрабатываемых мероприятий;

согласованность решения федеральных и региональных задач;

достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.

Статья 3. Формирование и размещение заказов на поставки продукции для федеральных государственных нужд

1. Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство Российской Федерации утверждает государственных заказчиков.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 02.02.2006 N 19-ФЗ.

Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов.

2. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за реализацию федеральных целевых программ и обеспечение федеральных государственных нужд.

Правительство Российской Федерации предоставляет гарантии по обязательствам государственного заказчика в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета.

3. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта.

Государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.

4. Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать наряду с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, требованиям государственного заказчика, определенным в государственном контракте.

5. Государственные заказчики обеспечивают, исходя из интересов государства, размещение заказов на поставку продукции для федеральных государственных нужд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ.

7. Для федеральных казенных предприятий Правительство Российской Федерации может в необходимых случаях вводить режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

Статья 4. Стимулирование выполнения поставок продукции для федеральных государственных нужд

1. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для федеральных государственных нужд им могут предоставляться социальные гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

2. В целях экономического стимулирования поставщиков, осуществляющих поставки продукции для поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, по важнейшим видам материально-технических ресурсов предприятиям-изготовителям этих ресурсов могут устанавливаться специальные квоты (государственное бронирование) по обязательной продаже указанных ресурсов государственным заказчикам и поставщикам.

Порядок определения перечня и объемов материально-технических ресурсов, подлежащих государственному бронированию, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 4.1. Обеспечение охраны объектов топливно-энергетического комплекса, предназначенных для добычи, переработки, транспортировки, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, и имущества, необходимого для выполнения государственного контракта

Охрана объектов топливно-энергетического комплекса, предназначенных для добычи, переработки, транспортировки, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, и имущества, необходимого для выполнения государственного контракта, принадлежащих на праве собственности организации — собственнику Единой системы газоснабжения и (или) ее дочерним обществам, либо стратегическому акционерному обществу, осуществляющему управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, и (или) акционерным обществам, более 50 процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) которых находится в собственности этого стратегического акционерного общества или его дочерних обществ, либо стратегическому акционерному обществу, ведущему деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья, и (или) его дочерним обществам, обеспечивается ведомственной охраной, создаваемой соответственно организацией — собственником Единой системы газоснабжения, либо стратегическим акционерным обществом, осуществляющим управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, либо стратегическим акционерным обществом, ведущим деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья.

Статья 5. Ответственность за неисполнение государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд

1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона:

возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки;

несет иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и государственным контрактом.

2. Поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.

При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена настоящим Федеральным законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта.

3. Продукция, не соответствующая требованиям, указанным в пункте 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также некомплектная продукция считается непоставленной.

4. Государственный заказчик вправе отказаться (полностью или частично):

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 02.02.2006 N 19-ФЗ;

от оплаты продукции, не соответствующей требованиям, установленным законодательством для определения качества продукции или государственным контрактом.

5. Споры, возникающие между государственным заказчиком и поставщиком при заключении, изменении, расторжении и выполнении государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд, а также о возмещении понесенных убытков, рассматриваются в установленном законодательством порядке арбитражным судом.

Статья 6. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

1. Ввести в действие настоящий Федеральный закон со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившими силу Закон Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 27, ст. 1558) и Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 года (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 27, ст. 1559).

3. Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок:

привести в соответствие с настоящим Федеральным законом принятые им нормативные правовые акты;

обеспечить отмену министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти их нормативных актов, противоречащих настоящему Федеральному закону.

legalacts.ru

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 222-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и статью 12 Федерального закона «Об оружии»

Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года
Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года

Внести в Федеральный закон от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 34, ст. 3540; 1995, N 26, ст. 2397; 1997, N 12, ст. 1381; 1999, N 19, ст. 2302; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636) следующие изменения:

1) преамбулу изложить в следующей редакции:

«Настоящий Федеральный закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее — продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности, а также основы обеспечения охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества.»;

2) дополнить статьей 4 1 следующего содержания:

«Статья 4 1 . Обеспечение охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества

1. Стратегические предприятия, стратегические акционерные общества и их дочерние общества, осуществляющие эксплуатацию магистральных нефтепроводов и являющиеся их собственниками, и организация — собственник Единой системы газоснабжения (далее также — стратегические организации) после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел имеют право приобретать гражданское и служебное оружие в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (далее — Федеральный закон «Об оружии») в целях обеспечения охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества.

2. Перечни объектов, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, и при охране которых используется гражданское и служебное оружие и специальные средства, утверждаются стратегической организацией по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Перечень должностей работников стратегических организаций, которые при выполнении возложенных на них обязанностей, связанных с обеспечением охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества, имеют право на хранение, ношение и применение гражданского и служебного оружия и специальных средств, перечень дочерних обществ стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, работники которых наделяются таким правом, а также виды, типы, модели и количество данного оружия и специальных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Указанные в настоящей статье работники стратегических организаций применяют гражданское и служебное оружие и специальные средства в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ «О ведомственной охране».

5. Стратегические организации обязаны приобретать гражданское и служебное оружие и специальные средства, вести учет, хранить и осуществлять их выдачу в порядке, установленном для юридических лиц с особыми уставными задачами Федеральным законом «Об оружии» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.».

Внести в статью 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 1998, N 31, ст. 3834; 2002, N 26, ст. 2516; 2003, N 2, ст. 167; 2007, N 1, ст. 21) следующие изменения:

1) часть первую изложить в следующей редакции:

«Юридические лица с особыми уставными задачами имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц-поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое имеют право приобретать юридические лица с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

2) часть третью после слов «, а также иные юридические лица с особыми уставными задачами, за исключением частных охранных предприятий и служб безопасности организаций,» дополнить словами «стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ, их дочерних обществ, осуществляющих эксплуатацию магистральных нефтепроводов и являющихся их собственниками, и организации — собственника Единой системы газоснабжения,», дополнить предложением следующего содержания: «Указанные стратегические предприятия, стратегические акционерные общества, их дочерние общества в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право приобретать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для юридических лиц с особыми уставными задачами, отдельные типы и модели гражданского и служебного оружия и специальных средств для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей, связанных с обеспечением охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества.».

Президент Российской Федерации
В. Путин

rg.ru

Закон о поставках продукции для федеральных нужд

Нина КЛЕЙН
ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

Новый Гражданский кодекс закрепил принцип свободы договора, отражающий сущность рыночных отношений, для которых характерно свободное усмотрение субъектов гражданского права в решении вопроса, вступать ли в договорые отношения (заключать договор или не заключать), в выборе контракта, в определении условий договора. Однако договорая свобода не безгранична. Обеспечение государственных интересов, интересов общества требуют и государственного регулирования рыночных отношений. При этом отказ от административно-плановых методов вызвал потребность в новых экономических и правовых механизмах регулирования, к которым прежде всего относится антимонопольное регулирование, запрещающее злоупотребление доминирующим положением, ограничение конкуренции.

К новым методам регулирования следут отнести правовое регулирование поставок продукции для государственных нужд, устанавливающее условия и порядок выдачи государственных заказов на поставку такой продукции, определения потребностей в ней для государственных нужд, финансирования и стимулирования таких поставок.

Первый Закон Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» был принят 28 мая 1992 года. На его основе Правительство Российской Федерации издало ряд постановлений. Однако закон и иные правовые акты о поставках для государственных нужд не нашли широкого применения. Одной из причин их неэффективности было отсутствие четкого правового механизма.

Государственная Дума в ноябре-декабре 1994 года приняла новые федеральные законы о поставках для государственных нужд, отражающие особенности поставок в разных отраслях экономики. Наиболее общим из трех новых законов является федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3540). Закон определяет государственные нужды как потребности Российской федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ.

Понятие государственных нужд получило более четкое выражение при перечислении в нем целей поставки продукции для федеральных и региональных государственных нужд. К этим целям отнесены: создание и поддержание госрезерва; поддержание необходимого уровня обороноспособности страны; обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств; наконец, реализация федеральных и региональных целевых программ. Детальное регулирование поставок для создания и поддержания госрезерва нашло отражение в новом Федеральном законе «О государственном материальном резерве» от 29 декабря 1994 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 1, ст. 3).

Значение этого Закона состоит прежде всего в том, что он впервые за последние 50 лет ввел договорную основу отношений органов исполнительной власти, осуществляющих управление государственным резервом, с хозяйствующими субъектами — поставщиками и покупателями. До последнего времени обязательства по поставкам в госрезерв возникали из административных актов, что пришло в противоречие с развивающимися рыночными отношениями. И, наконец, поставки продукции агропромышленного комплекса для государственных нужд урегулированы Федеральным законом от 2 декабря 1994 года «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

Все три закона, хотя и приняты одновременно, почти не связаны между собой. Термины, понятия, порядок заключения и исполнения контрактов (договоров) и ответственность за их нарушение существенно отличаются, хотя все законы имеют один предмет регулирования. Можно найти и много общего между ними. Все три закона в той или иной мере сохраняют методы планового регулирования и создают условия для вмешательства государственных органов в хозяйственную деятельность. При этом не учитываются организационно-правовые формы юридических лиц и вид собственности.

Достаточно жесткое правовое регулирование поставок продукции государственных и муниципальных предприятий, казенных заводов еще может найти какое-либо оправдание, чего нельзя.сказать в отношении хозяйственных обществ и товариществ частной собственности, в том числе и действующих в сельском хозяйстве. Так, Закон о поставках продукции для государственных нужд вводит государственное бронирование материальных ресурсов и установление специальных квот по обязательной продаже ресурсов (пункт 2, статья 4 Закона).

Законы о поставках продукции для государственных нужд и о государственном материальном резерве предполагают свободное волеизъявление поставщиков при заключении контрактов (договоров), устанавливая обязанность поставки и заключения договоров прежде всего для поставщиков, занимающих на рынке доминирующее положение. Закон о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции не содержит прямой нормы об обязанности поставки и заключения договора. Но отсутствие обязательных, договоров толь к о кажущееся, так как в соответствии со статьей 5 Закона государственные заказчики определяют объемы закупок и поставок по видам сельхозпродукции, сырья и продовольствия и сообщают товаропроизводителям (поставщикам) объемы закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Если учесть, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 марта 1995 г. «О мерах по реализации Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (Собрание законодательства РФ, 1995 г., № 19, ст. 1055) в качестве государственных заказчиков должны выступать федеральные государственные органы — соответствующие министерства и ведомства, на которые, кроме того, возложено обеспечение своевременного заключения договоров, то становится ясно, что Закон предполагает наличие обязанности заключить госконтракт всех тех, до кого доведены объемы поставок. Эта мысль находит подтверждение также в том, что в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Закона споры, возникающие при заключении договоров, должны рассматриваться судами.

Все законы включают пункты о неустойке за нарушение обязательств по срокам поставок и срокам оплаты счетов. Этим нормам придан императивный характер.

К сожалению, законы не увязаны ни с первой частью Гражданского кодекса Российской федерации, который к моменту их утверждения уже был принят, ни с Основами гражданского законодательства 1991 года, нормы которых действуют в Российской Федерации до принятия второй части Гражданского кодекса, что снижает ценность принятых законов и затрудняет их использование.

Вторая часть Гражданского кодекса будет отведена регулированию отдельных видов обязательств, в том числе и такому важнейшему виду, как купля-продажа, разновидностью которой является поставка. . В этих условиях возникает вопрос о соотношении законов о поставках продукции для государственных нужд с основным гражданско-правовым законом — Гражданским кодексом и о целесообразности действия наряду с Гражданским кодексом этих самостоятельных законов. Содержание законов о поставках продукции для государственных нужд выходит за пределы гражданско-правового регулирования. В них включили нормы о стимулировании поставок для государственных нужд, о государственных органах, осуществляющих управление государственным резервом, об изучении и прогнозировании спроса на продукцию для государственных нужд, о федеральных государственных программах и ряд других, помимо норм о государственных контрактах (договорах) поставки продукции для государственных нужд. Поэтому представляется, что действие специальных законов об удовлетворении государственных нужд наряду с Гражданским кодексом оправданно.

Вместе с тем содержание ряда норм Закона о поставках для государственных нужд продукции агропромышленного комплекса является отступлением от концепции рыночных отношений, создает основания для вмешательства государственных органов в производственную деятельность предпринимателей, ограничивает действенность договоров. То же самое следует сказать об отдельных нормах Закона о поставках продукции для государственных нужд. Поэтому, видимо, ряд норм этих законов нуждаются в изменении.

Что же касается регулирования государственных контрактов и договоров на поставку продукции для государственных нужд, то их место в Гражданском кодексе. Включение общих норм о государственных контрактах (договорах) на поставку товаров для государственных нужд в Гражданский кодекс позволит увязать эти договоры с общим регулированием купли-продажи и поставки, преодолеть неоправданные различия в регулировании поставок, содержащиеся в анализируемых законах. Отдельные же особенности регулирования договорных отношений по поставкам продукции для государственных нужд могут сохраниться (с необходимыми изменениями) в действующих законах.

Одной из причин, тормозивших применение Закона о поставках продукции для государственных нужд 1992 года, послужило возложение обязанностей заключения государственных контрактов (договоров поставок) на министерства и ведомства, которые в силу своих полномочий и функций не являются участниками рынка, стороной отношений в хозяйственном обороте. Поэтому можно полагать, что в качестве государственных заказчиков будут выступать хозяйствующие организации. Вместе с тем при регулировании поставок продукции (товаров) для государственных нужд возможно использование государственных контрактов для организации заключения договоров поставки или контрактации (при поставках сельскохозяйственной продукции) непосредственными их исполнителями.

Применение термина «государственный контракт» для наименования договоров поставки, с одной стороны, подчеркивает особую значимость поставок продукции для государственных нужд, с другой, — участие государства в лице соответствующих органов в обеспечении исполнения обязательств по своевременной и безусловной оплате -государственного заказа. Правовой механизм государственного поручительства (гарантии) как средства обеспечения обязательств при поставках продукции для государственных нужд также требует правовой детализации в Гражданском кодексе.

Законы о поставках продукции для государственных нужд предусматривают размещение государственных заказов по конкурсу. Однако проведение конкурсов имеет смысл при привлекательности государственного заказа для поставщиков, что требует также более четкого правового регулирования стимулов, побуждающих принятие государственного заказа. В связи с этим возникает также вопрос о целесообразности использования императивных норм об ответственности за нарушение договорных обязательств при поставках продукции для государственных нужд. Представляется, что жесткие санкции (например, неустойки в размерено процентов Стоимости ‘недопоставлен-ной продукции) могут негативно воздействовать на принятие поставщиками государственного заказа. Нормам о санкциях, если они сохранятся, во всяком случае следует придать значение примерных условий договора (статья 427 ГК РФ).

В разделе Гражданского кодекса, отведенном государственным контрактам на поставку продукции (товаров) для государственных нужд, по-видимому, в отличие от разделов о договорах поставки и контрактации следует урегулировать основания заключения государственных контрактов, особенности порядка заключения и исполнения государственных контрактов, обязанности государственного заказчика принять и оплатить изготовленную (выращенную) в соответствии с государственным заказом продукцию и ряд других моментов. При этом детальные общие нормы Гражданского кодекса о купле-продаже, поставках, контрактации будут применяться и к государственным контрактам (договорам) на поставку продукции для государственных нужд, если иное не-предусмотрено нормами раздела Кодекса о государственных контрактах (договорах) на поставку для государственных нужд и специальными законами.

www.xserver.ru

Еще по теме:

  • Приказ мчс от 23031999 013 МЧС России Приказ МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных […]
  • Постановление верховного суда от 26042007 14 Постановление верховного суда от 26042007 14 от 26 апреля 2007 г. N 15 О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет признать утратившими силу следующие Постановления Пленума: от […]
  • 363 закон ростовской области Областной закон Ростовской области от 7 октября 2005 г. N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области"(с изменениями и дополнениями) Областной закон Ростовской […]
  • Федеральный закон 127-фз от 24 июля 1998 г Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ"О […]
  • Площадка продаж залогов Площадка продаж залогов У банков — непростая пора. С началом кризиса кредитов они выдают меньше, но зато у них появилось много лишнего имущества: автомобилей и квартир — залогов, полученных по дефолтным займам. «Сегодня стало больше реализуемого залогового […]
  • Закон об охране труда действующий Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ"Об основах охраны труда в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
  • Договор залога проводки Предмет залога имущество, которое нельзя взыскать. К такому имуществу относятся, например, некоторые виды огнестрельного оружия (ст. 6 Закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ), пестицидов и агрохимикатов (ст. 3 Закона от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ), наркотических и […]
  • Закон о выборах депутатов государственной думы федерального собрания рф Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального […]

Комментарии запрещены.