Закон о банковских платежных агентах

Закон о банковских платежных агентах

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ
«О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября 2009 г., 8 мая 2010 г., 27 июня 2011 г., 5 мая 2014 г., 3 июля 2016 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 22 мая 2009 года

Одобрен Советом Федерации 27 мая 2009 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. разъяснения о порядке применения отдельных норм настоящего Федерального закона, подготовленные Банком России

Президент Российской Федерации

В настоящее время широко распространена услуга по приему от населения различных социально значимых платежей через терминалы. Необходимость в принятии Федерального закона обусловлена отсутствием специального нормативно-правового регулирования данной сферы деятельности.

Согласно закону прием платежей от населения осуществляется на основании договоров между платежными операторами и поставщиками товаров (работ, услуг). По условиям такого договора оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика принимать денежные средства от физлица в целях исполнения денежных обязательств последнего перед поставщиком.

В число обязанностей оператора входит проведение последующих расчетов с поставщиком. При этом должно соблюдаться требование о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юрлица или ИП. Кроме того, оператор в предусмотренных законом случаях обязан проводить идентификацию плательщика в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Договор также должен предусматривать условие об обеспечении обязательств оператора перед поставщиком. Способы могут быть разными: неустойка, залог, банковская гарантия и др.

Платежи могут приниматься только через платежные терминалы. Применение иных устройств запрещено.

Установлены специальные требования к платежным терминалам. В частности, они должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой.

Особое внимание уделяется защите прав плательщика. Так, платежный агент должен обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам определенной информации (наименование поставщика, размер комиссии, телефоны оператора, поставщика и контролирующих органов и др.).

Перечень товаров (работ, услуг), оплата которых через терминалы запрещена, будет определять Правительство РФ.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением части 12 статьи 4, статьи 5, частей 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона

Часть 12 статьи 4, статья 5, части 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 апреля 2010 года

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 9 июня 2009 г. N 31, в «Российской газете» от 10 июня 2009 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июня 2009 г. N 23 ст. 2758

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

base.garant.ru

Обслуживание платежных агентов

Уважаемые клиенты, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц!

АО «ИК Банк» ставит Вас в известность о том, что 29 сентября 2011 года частично вступили в силу новые законы:
1. Федеральный закон от 27.06.2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон «О национальной платежной системе»)
2. Федеральный закон от 27.06.2011 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее — Закон 162-ФЗ),
которые устанавливают правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулируют порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления приема платежей физических лиц и перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Указанными нормативными документами установлено следующее:

1. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц, является платежным агентом. Платежным агентом является также оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежный субагент — платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (ст.4 Закона о платежных агентах

2. Платежный агент (субагент) обязан при приеме платежей физических лиц для осуществления расчетов использовать специальный банковский счет (счета), открытый в банке на балансовой позиции 40821 (п. 14 ст.4 Закона о платежных агентах, п.4.43.1. Положения Центрального банка России от 26.03.2007г. № 302-П «О правилах ведениях бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ»).

3. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается (п.16, 17 ст.4 Закона о платежных агентах).

4. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (п.15 ст.4 Закона о платежных агентах).

5. Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет не допускаются. (п.4 ст. 8 Закона о платежных агентах).

6. Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации. (п.4 ст.7 Закона о платежных агентах).
7. Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ч.2 ст.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

8. Осуществление платежными агентами операций по приему платежей физических лиц без использования банковского счета N 40821 нарушает требования Закона о платежных агентах и создает условия для вовлечения кредитной организации в осуществление противоправной деятельности, что, в свою очередь, может являться причиной возникновения у кредитной организации банковских рисков при обслуживании платежных агентов.

В связи с вышеизложенным всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц, необходимо срочно открыть специальный банковский счет № 40821 для осуществления операций по указанному виду деятельности.

Перечень документов для открытия специального банковского счета размещен на сайте банка в разделе «Услуги юридическим лицам».

За более подробной информацией обращайтесь в Юридический департамент банка по телефону: +7(843) 231 72 64, +7(843) 264 34 89 или в каб. 209 по адресу: г.Казань, ул.Вишневского, 24.

Администрация АО «ИК Банк»

Подробнее с тарифами можно ознакомиться на странице «Тарифы Банка» >>>

icbru.ru

Федеральный Закон Российской Федерации от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ г. Москва О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 22 мая 2009 года
Одобрен Советом Федерации 27 мая 2009 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

2) плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

Читайте так же:  Закон о полиции условия службы

3) платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

4) оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

5) платежный субагент — платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

6) платежный терминал — устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц

1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее — прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее — вознаграждение).

3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

Статья 4. Условия осуществления приема платежей

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

3. Поставщик должен предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, а также о местах приема платежей.

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц — платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, — от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», запрещена.

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным суб агентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным суб агентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать отдельный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой отдельный банковский счет (счета).

Статья 5. Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику

1. Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

2. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа — кассовый чек;

2) наименование оплаченного товара (работ, услуг);

3) общую сумму принятых денежных средств;

4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;

5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;

6) адрес места приема денежных средств;

7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;

8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным суб агентом.

3. Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.

4. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц

1. Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;

2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;

4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

2. Платежные терминалы, используемые платежными агентами при приеме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление другой информации и выполнение других функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. Применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

4. Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

5. В случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.

6. Применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается.

7. Оператор по приему платежей не вправе осуществлять прием платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приеме таких платежей платежные терминалы.

Статья 7. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом

1. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

2. Оператор по приему платежей обязан осуществлять контроль за соблюдением платежным субагентом, с которым у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, требований настоящего Федерального закона.

3. Несоблюдение оператором по приему платежей требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения поставщиком с таким оператором по приему платежей договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Несоблюдение платежным суб агентом требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения оператором по приему платежей с таким платежным субагентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Читайте так же:  Федеральный закон от 27072010 n 190-фз

Статья 8. Заключительные положения

После 1 января 2010 года прием платежей без использования контрольно-кассовой техники и выдачи кассовых чеков, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона, не допускается.

Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года.

Президент
Российской Федерации
Д. Медведев

Москва, Кремль
3 июня 2009 года N 103-ФЗ

rg.ru

Особенности исполнения требований по ПОД/ФТ операторами по приему платежей

Деятельность по приему от плательщика-физических лица денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги), а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.

Платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

Платежный субагент — платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Платежный терминал — устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.

Порядок расчетов между поставщиком, оператором по приему платежей и плательщиком и ответственность за несоблюдение данного порядка.

Федеральным законом от 03.06.2009 №103-ФЗ (далее – Закон №103-ФЗ) установлены специальные требования приема денежных средств от физических лиц в пользу третьих лиц по оплате товаров (работ, услуг). Так, статьей 4 Закона №103-ФЗ предусмотрен специальный порядок расчетов между поставщиком, оператором по приему платежей и плательщиком. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 4 Закона №103-ФЗ). Следует отметить, что постановлением Правительства от 15.11.2010 г. №920 утвержден перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц:

  • прием лотерейных ставок, за исключением всероссийских государственных лотерей, проводимых в режиме реального времени;
  • прием платежей за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее;
  • прием ставок для участия в азартных играх.
  • В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона №103-ФЗ оператор по приему платежей при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

    Если платежи принимаются оператором по приему платежей наличными от физических лиц в кассу, то оператор по приему платежей обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (п. 15 ст. 4 Закона №103-ФЗ).

    Нарушение операторам по приему платежей обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование специального банковского счета для осуществления соответствующих расчетов влекут административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, и на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. По специальному банковскому счету оператора по приему платежей могут осуществляться следующие операции:

  • зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
  • зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета оператора по приему платежей;
  • списание денежных средств на специальный банковский счет оператора по приему платежей или поставщика;
  • списание денежных средств на банковские счета.
  • Осуществление других операций по специальному банковскому счету оператора по приему платежей не допускается.

    В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона №103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с оператором по приему платежей при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые оператором по приему платежей в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

    Осуществление поставщиком расчетов с оператором по приему платежей при приеме платежей возможно только с использованием специального банковского счета, проведение соответствующих расчетов без использования специальных банковских счетов, в том числе и в случае их отсутствия (неоткрытия), или с использованием банковских счетов, не являющихся специальными, нарушает требования Закона №103-ФЗ и влечет для поставщика ответственность согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, и на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

  • зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета оператора по приему платежей;
  • Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

    Напомним, что в феврале 2016 года Минфин России опубликовал письмо от 05.02.2016 №05-06-05/1/5921 в котором еще раз напомнил поставщикам и оператором по приему платежей, что в соответствии с частями 1, 4, 14 статьи Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей на основании заключенного с поставщиком договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

    При приеме платежей платежный агент обязан использовать специальный банковский счет (счета). По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться операции, в том числе по списанию денежных средств на банковские счета.

    При применении специального счета у платежных агентов, часто возникают следующие вопросы:

    Вопрос №1. Возможно ли списание денежных средств со специального банковского счета платежного агента, банковского платежного агента (субагента) на счета по вкладам (депозитам)?

    Ответ: Частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» установлен режим специального банковского счета платежного агента, банковского платежного агента (субагента), который не предусматривает возможности списания денежных средств со специального банковского счета на счета, не являющиеся банковскими счетами (в том числе счета по вкладам (депозитам)).

    Вопрос №2. Возможно ли использование поставщиком нескольких специальных банковских счетов для осуществления расчетов с платежными агентами?

    Ответ: Частью 18 статьи 4 Федерального закона №103-ФЗ установлено, что поставщик при осуществлении расчетов с платежными агентами при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. При этом Федеральный закон №103-ФЗ не устанавливает ограничений в отношении количества платежных агентов, как и не устанавливает ограничений в отношении количества специальных банковских счетов.

    Вопрос №3. Разрешает ли Федеральный закон от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» юридическому лицу, выполняющему функции оператора по приему платежей, привлекать в качестве платежных субагентов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации и имеющих статус нерезидентов?

    В рамках деятельности по приему платежей физических лиц юридические лица — нерезиденты будут осуществлять прием наличных денежных средств в иностранной валюте посредством принадлежащих им платежных терминалов, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в целях исполнения денежных обязательств плательщиков перед поставщиками товаров (работ, услуг), являющимися резидентами Российской Федерации, а также осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в валюте Российской Федерации с использованием конверсионных счетов.

    Ответ: Федеральный закон №103-ФЗ непосредственно не указывает на возможность осуществления деятельности платежного субагента юридическими лицами, созданными исключительно в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции между резидентами и нерезидентами (в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте) осуществляются без ограничений.

    Вместе с тем при привлечении юридического лица — нерезидента для осуществления деятельности платежного субагента необходимо принимать во внимание, что в соответствии с ч. 14 ст. 4 Федерального закона №103-ФЗ платежный субагент обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, связанных с приемом платежей физических лиц.

    При этом частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона №103-ФЗ установлен режим специального банковского счета платежного агента (субагента), который не предусматривает возможности зачисления денежных средств на специальный банковский счет со счетов, не являющихся специальными банковскими счетами (в том числе конверсионных счетов). Аналогичная позиция сформулирована Банком России в письме от 12.04.2013 №14-27/406.

    Рассмотрим, отдельные виды деятельности в которыхприменяется Федеральный закон от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

    Прием платежей по продаже пассажирских билетов и провозу багажа

    Прием платежей физических лиц по продаже пассажирских билетов и провозу багажа во исполнение агентского договора является деятельностью, регулируемой Федеральным законом №103-ФЗ от 03.06.2009 г. «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Аналогичная позиция отражена в письме ФНС России от 05.06.2013 №АС-4-2/10250.

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 22.02.2013 №ВАС-17076/12 поддержал позицию Арбитражного Суда Красноярского края о необходимости соблюдения организацией, осуществляющей прием платежей физических лиц по продаже пассажирских билетов и провозу багажа во исполнение агентского договора, требований Федерального закона №103-ФЗ.

    Читайте так же:  Мы с вами соседи или правила общежития

    Так, из материалов дела следует, что организация принимала платежи физических лиц по продаже пассажирских билетов и по провозу багажа на рейсы, осуществляемые индивидуальным предпринимателем по междугородным перевозкам, во исполнение агентского договора.

    Полученную выручку от продажи пассажирских билетов и багажа за минусом суммы вознаграждения организация передавала индивидуальному предпринимателю по расходному кассовому ордеру, минуя специальный банковский счет.

    Организация, оспаривая постановление налогового органа по делу об административном правонарушении, указала, что квалификация организации, действующей на основании агентского договора и реализующей билеты на междугородние перевозки за счет принципала, в качестве платежного агента, подпадающего под действие Федерального закона №103-ФЗ, является необоснованной.

    Суд рассмотрел указанный довод и отклонил его в силу следующего. Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона №103-ФЗ платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

    Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона №103-ФЗ установлено, что оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

    Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона №103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

    Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что организация на основании агентского договора о междугородных пассажирских перевозках является оператором по приему платежей физических лиц по поручению и за вознаграждение индивидуального предпринимателя, следовательно, его деятельность регулируется в том числе нормами Федерального закона №103-ФЗ.

    Представленные в подтверждение расходов кассовые чеки, содержащие номер контрольно-кассовой техники, которая в налоговом органе за контрагентом не зарегистрирована, свидетельствуют о том, что хозяйственные операции организацией, от имени которой представлены кассовые чеки, фактически не осуществлялись.

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 23.11.2012 №ВАС-15161/12 поддержал позицию Федерального Арбитражного Суда Уральского округа, выраженную в постановлении от 03.08.2012 №Ф09-6778/12, которым кассационная жалоба организации оставлена без удовлетворения.

    Прием платежей управляющей компанией в пользу членов и председателя совета многоквартирного дома

    Федеральным законом от 29.06.2015 г. №176-ФЗ в статью 161.1 Жилищного кодекса РФ введена часть 8.1, которая установила право собственников помещений принять решение на общем собрании о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

    В письме России от 29.09.2015 №32395-ОГ/04 Минстрой разъясняет, что на практике существует несколько вариантов выплаты вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома.

    Выплата вознаграждения не представляется без участия третьих лиц, в качестве которых выступает управляющая организация. Управляющая организация может быть выбрана в качестве уполномоченного лица по аналогии с выбором лица, уполномоченного на заключение договора с пользователем общего имущества (пп. 3.1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ).

    По мнению Минстроя России, наиболее приемлемым является следующий вариант выплаты вознаграждения. Договором управления устанавливаются дополнительные обязанности управляющей организации, действующей по поручению собственников помещений:

    • начислять и выставлять к уплате в платежных документах собственникам помещений в многоквартирном доме взнос на выплату вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома в размере, установленном общим собранием собственников помещений;
    • с периодичностью, предусмотренной общим собранием собственников помещений, выплачивать фактически полученные по данной статье денежные средства членам и председателю совета многоквартирного дома.
    • Таким образом, фиксируются обязательства управляющей организации перед собственниками помещений по распоряжению по их поручению денежными средствами на определенную цель. При этом управляющая организация не вступает ни в какие правоотношения с членами и председателем совета многоквартирного дома, только собственники помещений (контрагенты по договору управления) вправе требовать от нее надлежащего исполнения обязательств по выплате вознаграждения либо возврату неосновательного обогащения. При подобной организации правоотношений поступление денежных средств по статье «Вознаграждение председателю совета МКД» при надлежащей организации раздельного учета не подлежит налогообложению на основании пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ . Управляющая организация не является налоговым агентом по НДФЛ и плательщиком страховых взносов, так как не признается источником выплат, не начисляет вознаграждение. Члены и председатель совета многоквартирного дома самостоятельно уплачивают НДФЛ, объекта обложения страховыми взносами не возникает. Судебная практика подтверждает правомерность освобождения управляющей организации от обложения НДС, поскольку в аналогичной ситуации вознаграждение старшему по дому не является операцией управляющей организации по реализации.

      В части сбора и перечисления вознаграждения членам и председателю совета многоквартирного дома на управляющую организацию не распространяются требования Федерального закона от 3 июня 2009 г. №103-ФЗ, регулирующего деятельность платежных агентов, так как председателя совета дома нельзя рассматривать как поставщика товаров, работ, услуг для собственников помещений в многоквартирном доме.

      Дополнительные требования к оператору по приему платежей в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ от 07.08.2001.

      В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон №115-ФЗ) операторы по приему платежей относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которых распространяются обязанности предусмотренные статье 7 указанного закона.

      В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона №130-ФЗ оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 №58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» (далее – Положение №58)

      В соответствии с пунктом 3 Положения №58 постановка на учет в территориальном органе Росфинмониторинга осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

      Кроме этого, операторы по приему платежей в соответствии со статьей 7 Закона №115-ФЗ обязаны выполнять следующие обязанности:

    • разработать Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) (абз. 1 п. 2 ст. 7 Закона №115-ФЗ);
    • директор организации, бухгалтер (при наличии), юрист (при наличии) обязаны пройти целевой инструктаж в целях ПОД/ФТ (п. 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203);
    • назначить специального должностного лица в целях ПОД/ФТ (абз. 1 п. 2 ст.7 Закона №115-ФЗ);
    • зарегистрироваться в Личном кабинете на портале Росфинмониторинга;
    • не реже одного раза в три месяца проверять наличие среди поставщиков, плательщиков, платежных субагентов, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг (пп. 7 п. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ);
    • проводить идентификацию клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев (пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона №115-ФЗ);
    • вести мониторинг операций поставщиков, плательщиков, платежных субагентов в целях выявления операций подлежащих обязательному контролю и необычных операций (ст. 6 Закона №115-ФЗ);
    • и другие обязанности предусмотренные Законом №115-ФЗ и нормативными актами в сфере ПОД/ФТ.
    • За неисполнение требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлена административная ответственность статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях (см. таблицу №1). Указанные правонарушения, перечисленные в ст. 15.27 КоАП РФ носят длящийся характер, так как обязанность организаций выполнять требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не исчезает после истечения срока ее выполнения.

      Контроль операций операторов по приему платежей и поставщиков кредитными организациями.

      Кроме вышесказанного, также обращаем Ваше внимание, что в апреле 2015 года Банк России на своем официальном сайте опубликовал документ под названием «Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», утвержденные Банком России 2 апреля 2015 №9-МР. В данном документе Банк России сообщает, что «на фоне снижения объемов операций по обналичиванию денежных средств в банковском секторе недобросовестными хозяйствующими субъектами и физическими лицами используются альтернативные незаконные схемы по получению наличных денежных средств, в том числе при активном участии платежных агентов, осуществляющих свою деятельность в рамках Федерального закона от 3 июня 2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон №103-ФЗ). Далее ЦБ РФ приводит примеры того, как платежные агенты и поставщики нарушают требования Закона №103-ФЗ. Так, платежные агенты не сдают либо сдают не в полном объеме в кредитную организацию для зачисления на свой специальный банковский счет (счета) наличные денежные средства, полученные от плательщиков при приеме платежей. В свою очередь, поставщики при приеме платежей от платежных агентов не используют специальный банковский счет, получая денежные средства на свои банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. На основании вышесказанного, Банк России приходит к выводу, что действительными целями указанных операций с наличными денежными средствами могут являться уклонение от уплаты налогов и отмывание доходов, полученных преступным путем. В целях недопущения вовлечения кредитных организаций в сомнительные операции платежных агентов Банк России предлагает банкам и небанковским кредитным организациям целый комплекс контрольных мероприятий.

      Руководствуясь данным документов кредитные организации, в первую очередь, обязаны вести тщательный мониторинг операций операторов по приему платежей и поставщиков по банковскому счету.

      В приложении к настоящему письму прилагается текст Методических рекомендаций о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», утвержденные Банком России 2 апреля 2015 №9-МР.

      Нормативные акты:

      1. Федеральный закон от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
      2. Постановление Правительства РФ от 15.11.2010 №920 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц»
      3. Приказ ФНС России от 13.02.2014 №ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении формы и порядка предоставления оператором по приему платежей физических лиц информации по запросам налоговых органов, а также формата представления операторами по приему платежей физических лиц в электронном виде информации по запросам налоговых органов»
      4. Приказ ФНС России от 13.02.2014 №ММВ-7-2/[email protected] «Об утверждении формы и порядка направления налоговым органом запроса оператору по приему платежей физических лиц»
      5. Письмо ФНС России от 11.07.2013 №АС-4-2/[email protected] «О применении платежными агентами контрольно-кассовой техники»

      Если у Вас возникли вопросы пишите нам на наш электронный адрес [email protected] мы ответим на Ваши.

      law115.ru

    Обсуждение закрыто.