Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Ст17 закона 181 фз

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г., 9 декабря 2010 г., 1, 19 июля, 6, 16, 30 ноября 2011 г., 10, 20 июля, 30 декабря 2012 г., 23 февраля, 7 мая, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 28 июня, 21 июля, 1 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 14, 29 декабря 2015 г., 19 декабря 2016 г., 7 марта, 1, 7 июня, 29 июля, 30 октября, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта 2018 г.

Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

24 ноября 1995 года

Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ и закрепляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Положениями закона четко установлена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты инвалидов, определены основы финансирования реабилитационных мероприятий.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 2 декабря 1995 г. N 234, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 477-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 30-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ)

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 312-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 183-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 168-ФЗ

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 296-ФЗ

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 124-ФЗ

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 110-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 299-ФЗ

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральным законом от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ настоящие изменения исключены с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ

Читайте так же: Подделка подписи в заявлении в прокуратуру

Изменения, распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 123-ФЗ

Федеральный закон от 9 июня 2001 г. N 74-ФЗ

Федеральный закон от 27 мая 2000 г. N 78-ФЗ

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ

Изменения вступают в силу одновременно с вступлением в силу положений федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

base.garant.ru

Получить участок под ИЖС, есть инвалидность

Исходные данные. Я прописан в областном центре(город Вологда). Хочу получить земельный участок под ИЖС в соседнем городе Грязовце. У меня есть инвалидность 3 группа(если это как-то может помочь).

Почитал на эту тему форумы. Понял,что я могу сам выбрать свободный участок на публичной земельной карте, которая находится по адресу maps.rosreestr.ru/PortalOnline. Открыл, нашел город Грязовец, это просто карта города. Там нет никаких обозначений, какие участки заняты, а какие свободные. Я так понимаю, что это карта не точная. Тогда как я могу узнать, свободен ли какой-то конкретный участок?

Далее по аукционам. Опять же вычитал, что при подаче заявления на участок местными органами назначается аукцион. И информация об этом аукционе дается в местных СМИ и на сайте администрации. Вот речь конкретно о Грязовце, город 16 тысяч жителей, одна газета, в которой никаких объявлений об аукционах никогда не было. На сайте администрации gradm.ru тоже ничего подобного не нашел. Как тогда потенциальные покупатели узнают об этих аукционах?

И последнее, у меня имеется инвалидность, 3 группа. Даст ли мне это какие-то привилегии в данном вопросе?

Ответы юристов (11)

Уважаемый Максим! Здравствуйте! Согласно последнему абзацу ст.17

Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации

инвалидам
и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на
первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного
строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и
садоводства.

Так, а Вы состоите на каком -либо учете в числе лиц, нуждающихся в получении жилья (улучшения жилищных условий) — ст.ст.50-54 ЖК РФ.

Далее уже смотрим Земельный кодекс РФ… Вам в любом случае стоит обратиться напрямую в соответствующие органы местного самоуправления где и какая земля может быть испрошена для предоставления в аренду или выкупа (причем Вам как инвалиду без торгов — п.15 ч.2 ст.39.6 ЗК РФ, а то и бесплатно — если состоите в списке).

Уточнение клиента

Спасибо за ответ, ни в каких списках не состою. Вы пишите «без торгов». То есть я, имея инвалидность, могу получить в аренду любой понравившийся участок, если он никем не занят, так?

26 Января 2016, 19:31

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте. Вот такую информацию нашла на сайте Правительства Вологодской области.

Земля для инвалидов
Дата обращения — 10.06.2015
Текст обращения:
Добрый день, прошу предоставить обширную информацию как и на каких условиях, и о размере и порядке предоставления земли инвалидам, для ИЖС, ЛПХ и т.д., в Вологодской области, и в г.Вологда. Какие законы приняты в Вологодской области по этому поводу.

Текущий статус: [Ответ подготовлен]

Дата ответа — 17.06.2015
Комментирует Департамент имущественных отношений области.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 39(6) Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Таким образом, возможность первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, достаточно урегулирована на федеральном уровне.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель:
— для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства установлены в правилах землепользования и застройки соответствующих муниципальных образований Вологодской области. В соответствии с пунктом 20 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу Федерального закона (до 1 марта 2015 года) в соответствии со статьей 33 ЗК РФ (в действующей до 1 марта 2015 года редакции) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков (предельные размеры земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливались нормативными правовыми актами органов местного самоуправления);
— для ведения садоводства и дачного хозяйства установлены законом Вологодской области от 03.12.2009 № 2157-ОЗ «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства» в размере для садоводства 0,3 га и 0,03 га, для дачного хозяйства 0,3 га и 0,15 га, соответственно.
В связи с прекращением с 1 марта 2015 года полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территориях, где утверждены правила землепользования и застройки, указанные полномочия осуществляют органы местного самоуправления поселений. При отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района (пункт 2 статьи 3(3) Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
С информацией о наличии или отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки на территории интересующего Вас поселения Вологодской области, а также с информацией о наличии свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на территории интересующего Вас поселения Вы можете ознакомиться на официальном сайте поселения.
По вопросу предоставления конкретного земельного участка в аренду Вы вправе обратиться:
— на территории интересующего Вас поселения Вологодской области, в зависимости от наличия или отсутствия утвержденных правил землепользования и застройки на территории данного поселения, либо в орган местного самоуправления поселения по месту нахождения земельного участка, либо в администрацию муниципального района, в состав которого входит данное поселение;http://vologda-oblast.ru/onlayn_priyemnaya_gubernatora/index.php?ID=9542

Здравствуйте, Максим!

То есть я, имея инвалидность, могу получить в аренду любой понравившийся участок, если он никем не занят, так?
Максим

В Определении Верховного Суда РФ от 21.01.2015 N 53-КГ14-22 указано:

Между тем наличие у инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не означает обязанность органа местного самоуправления предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок.
Исходя из положений статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего определенным характеристикам.

Таким образом, Вам должны предоставить выбор з/участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, но не обязаны предоставлять любой произвольно выбранный Вами земельный участок.

Максим, з/участок для ИЖС может быть предоставлен, только если Вы стоите на жилищном учете или имеете основания для постановки на жилищный учет. Такова позиция ВС РФ.

Определение Верховного Суда РФ от 21.01.2015 N 53-КГ14-22

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.

Читайте так же: Если стаж меньше 20 лет

Если Вы стоите на жилищном учете или имеете основания для постановки на жилищный учет, Вы имеете право на купить з/участок для ИЖС без торгов. Подробнее:

«Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года»
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008)
(ред. от 04.06.2014)

(Извлечение)
Вопрос 2: Порождает ли право инвалида на первоочередное предоставление ему земельного участка для жилищного строительства обязанность органа местного самоуправления заключить с инвалидом договор купли-продажи земельного участка без торгов?
Ответ: Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.

Так, а Вы состоите на каком -либо учете в числе лиц, нуждающихся в получении жилья (улучшения жилищных условий)
Максим
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. N 772-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ПЯТАКОВА АНДРЕЯ ЕВГЕНЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ЧАСТЬЮ ЧЕТЫРНАДЦАТОЙ СТАТЬИ 17 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
И ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЬГОТ ИНВАЛИДАМ И СЕМЬЯМ,
ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИХ ЖИЛЫМИ
ПОМЕЩЕНИЯМИ, ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.Е. Пятакова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, гражданину А.Е. Пятакову — инвалиду II группы было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в приостановлении выделения такой категории граждан, как инвалиды, земельных участков, и о возложении на данный орган обязанности предоставить ему конкретный земельный участок в первоочередном порядке для индивидуального жилищного строительства.
Как указали суды, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что инвалид А.Е. Пятаков и его ребенок-инвалид состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а оспариваемое А.Е. Пятаковым приостановление предоставления земельных участков такой категории граждан, как инвалиды, носило временный характер и было связано с формированием базы данных о свободных земельных участках.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.Е. Пятаков оспаривает конституционность части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющей право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, а также постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», утвердившего Правила предоставления льгот указанным категориям граждан.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположение и правовой акт Правительства Российской Федерации, как применяемые во взаимосвязи с нормами земельного и жилищного законодательства и исключающие для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, возможность реализации права на первоочередное получение земельного участка, если они не были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, не соответствуют Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7) и, кроме того, предписывает органам государственной власти и органам местного самоуправления поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище (статья 40, часть 2).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, часть четырнадцатая статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятая в порядке реализации указанных конституционных положений, закрепляет для граждан-инвалидов гарантии в жилищной сфере (определения от 20 ноября 2014 года N 2728-О, от 23 декабря 2014 года N 2963-О и N 2986-О). Соответственно, эта норма не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя, обратившегося за льготным получением земельного участка для индивидуального жилищного строительства без представления документов, подтверждающих признание его и членов его семьи в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации, как это следует из его содержания, призвано обеспечить реализацию льгот, предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и, соответственно, само по себе конституционные права заявителя также не нарушает.
Разрешение же вопроса о расширении круга лиц, которым предоставляются земельные участки на льготных условиях, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пятакова Андрея Евгеньевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Увы, но нужно быть нуждающимся в жилье.

Однако для тех, кто не стоит на жилищном учете или не имеет для этого оснований, есть лазейка — просить землю не под ИЖС, а для ведения подсобного, дачного хозяйств, садоводства.

Гусев А.Ю. Судебная защита прав инвалидов // Российский судья. 2014. N 10. С. 30 — 32.

Приведенные судебные постановления отражают сложившуюся судебную практику разрешения споров по вопросам обеспечения инвалидов земельными участками. Представляется, что такая позиция государственных органов и судов нарушает права и интересы российских инвалидов. Хотелось бы обратить внимание на то, что ст. 17 Закона об инвалидах предоставляет им и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, право на первоочередное получение земельных участков не только для индивидуального жилищного строительства, но и для ведения подсобного, дачного хозяйств, садоводства. В трех последних случаях предоставление земельного участка не может рассматриваться как возможность улучшения жилищных условий. В упомянутых же выше Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901, на которые ссылаются суды, речь идет о предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, а не о предоставлении земельных участков. Мы полагаем, что нормы Закона об инвалидах, исходя из того что юридическая сила этого нормативного акта выше, должны непосредственно применяться к описанным правоотношениям.

Читайте так же: Разъяснения по налогу на имущество в 2018 году

Спасибо всем за ответы. Понял, что инвалидность в моем случае мне ничего не даст. Но 2 момента хотелось бы уточнить.

Первое. По публичной карте. Правильно ли я понимаю, что сейчас, сидя за компьютером в другом городе, я не смогу посмотреть какие участки в Грязовце свободные. Мне нужно лично ехать в администрацию города Грязовца?

И второе. Аукционы. Или торги. Кто и где их проводит. Как я могу в них поучаствовать. Есть ли где публичная информация о них. Вот допустим я подам заявку на какой-то участок, далее назначаютcя торги. Как другие люди об этих торгах узнают?

26 Января 2016, 20:43

Конечно, в интернете эти вопросы не решаются. Для начала Вам необходимо обратиться в местную администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и представить необходимые документы. Подробнее:

ЗК РФ
Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка
1. В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее — испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
2. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

Можете, если границы участка установлены и он поставлен на кадастровый учет, что большая редкость, т.к. у муниципалитетов нет денег для таких действий. Нужно смотреть информацию по кадастровым кварталам и если в нем есть пустые места, то тогда уже можно говорить, чтобы в указанном месте образовать земельный участок, если конечно категория земель и вид разрешенного использования это позволяют.

И второе. Аукционы. Или торги. Кто и где их проводит. Как я могу в них поучаствовать. Есть ли где публичная информация о них. Вот допустим я подам заявку на какой-то участок, далее назначаютcя торги. Как другие люди об этих торгах узнают?
Максим ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 11 января 2016 г. N ИА/90/16

1. Изменения в земельном законодательстве

23.06.2014 под N 171-ФЗ принят Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 171-ФЗ), положениями которого предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на торгах за исключением закрытого перечня случаев. В соответствии со статьей 35 Закона N 171-ФЗ данный документ вступил в силу с 1 марта 2015 года, за исключением отдельных положений, вступивших в силу со дня официального опубликования.
Законом N 171-ФЗ введен блок новых норм, регулирующих вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
При рассмотрении антимонопольным органом заявлений о признаках нарушения антимонопольного законодательства разрешению подлежат вопросы равного доступа к использованию земли, реализации имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
Согласно статьям 39.3 ЗК РФ, 39.6 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением закрытого перечня случаев, установленных данными статьями.
Статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ введен единый порядок, используемый при предоставлении земельных участков на торгах вне зависимости от целей предоставления таких земельных участков.
Статьей 39.3 ЗК РФ предусмотрены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. При этом, данной статьей предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением десяти случаев, изложенных в пункте 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 39.6 ЗК РФ предоставление земельных участков в аренду осуществляется по результатам аукционов, при этом, перечень исключений из данного общего правила состоит из тридцати трех случаев, изложенных в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
В соответствии с положениями статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) торги представляют собой особый способ заключения договора, при котором договор заключается с лицом, предложившим наиболее высокую цену или лучшие условия исполнения договора. Процедура проведения торгов основана на состязательности хозяйствующих субъектов.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Непроведение торгов лишает потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право доступа к земельному ресурсу, что приводит к ограничению конкуренции.
Порядок предоставления земельных участков сформулирован в статьях 39.11 — 39.13 ЗК РФ. Важно, что в действующей редакции ЗК РФ отсутствует возможность проведения конкурса в качестве возможной процедуры.
Согласно пункту 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее — официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы на сайте www.torgi.gov.ru.

Эти вопросы регулируются следующими НПА (см. прикрепление).

m.pravoved.ru