Соблюдение каких правил считалось проявлением хорошего воспитания на руси

Соблюдение каких правил считалось проявлением хорошего воспитания на руси

§ I. Что значит жить по правилам. —

1. Подбери 2-3 синонима к слову «правила». Объясни смысл, объединяющий эти слова.

Правило — требование для исполнения неких условий (норма на поведение) всеми участниками какого-либо действия (игры, правописания, судебного процесса, организации, учреждения), за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание.

Закон – в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

Обычай
– унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «обычай» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд» («ритуал»); однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обычая ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. Обряд же только разновидность обычая, символ определенных социальных отношений, в то время как обычай может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов.

Порядок
– 1) состояние благоустройства и налаженности, систематичность, правильность в расположении чего–нибудь. 2) Последовательность, ход. 3) Способ, метод, путь в осуществлении чего–нибудь. 4) Строй, системы управления, режим.

Для чего, по твоему мнению вводятся правила?

Правила необходимы для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, чтобы была какая-то грань, за которую переступать нельзя. Если эту грань переступает человек, то за нарушение правила он должен отвечать по закону.

2. Читая учебник, ты узнал, что правила, регулирующие жизнь общества или социальные нормы, разнообразны: они регулируют различные области деятельности людей, содержат различные по характеру нормы. Приведи примеры различных социальных норм. Заполни таблицу.

3. Ниже приведён перечень норм. Все они, за исключением двух, относятся к неформальным социальным нормам:

1) умываться и чистить зубы по утрам;
2) оплатить проезд в общественном транспорте;
3) уступить место пожилому человеку;
4) здороваться со старшими;
5) помочь инвалиду перейти улицу;
6) убрать мусор после пикника на природе.

Отметь нормы, выпадающие из этого ряда.

Неформальные социальные нормы – это складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается, люди должны придерживаться без принуждения.

Формальные социальные нормы – нормы представляют собой специально разработанные и установленные правила поведения. Главное место здесь принадлежит правовым нормам – содержащимся в законах, указах, постановлениях и других нормативных актах. Они защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны.

4. Соотнеси понятия и определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

Запиши в таблицу цифры под соответствующими буквами

5. Прочитай фрагмент «Поучения детям» Владимира Мономаха (XII в.) и выполни задания.
«Еде и питью быти без шума великого, при старых молчать, пре-мудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутёвыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держать книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почёт. Всего же более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его».

1) Соблюдение каких правил считалось проявлением хорошего воспитания в Древней Руси?

Не шуметь во время еды, уважать старших, быть дружелюбным со сверстниками, не обижать маленьких, не разговаривать с незнакомыми, не гордиться, не избегать бедных, помогать бедным, сиротам, вдовам, не заниматься самосудом.

2) Какие качества человека ценились больше всего?

Порядочность, гуманность, послушание, вдумчивость, ум, трудолюбие, честность, щедрость

3) Сравни выписанные тобой нормы поведения с современными требованиями. Есть ли сходство? В чём оно проявляется?

В наше время ценности практически не изменились, все так же в почёте порядочность, гуманность, послушание, вдумчивость, ум, трудолюбие, честность, щедрость, доброта, смелость.

6. Объясни понятие и заполни схему.

Санкция — элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило. Мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемое обществом или группой отклонение от норм.

7. В учебнике приведён фрагмент «Сетикета» — сборника правил для пользователей Интернета. Один из пользователей, познакомившись с нормами «Сетикета», воскликнул: «Я не увидел здесь ни одного нового правила! Всё это нормы нашей повседневной жизни». Прав ли пользователь, решивший, что основу «Сетикета» составляют правила общего характера? Своё мнение обоснуй.

Сетевой этикет — правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство.
Пользователь, решивший, что основу «Сетикета» составляют правила общего характера, прав. В повседневной жизни люди должны быть воспитанными, лояльными, вежливыми, не употреблять ненормативную лексику и т д. В Сети точно также нужно вести себя корректно.

Какие правила «Сетикета» актуальны только для пользователей Сети?

Когда используешь компьютерную связь, перед тобой нет лица собеседника. и ты должен думать как ты будешь выражать эмоции.

Флуд — это сообщения в интернет-форумах и чатах, не несущие никакой полезной информации. Флуд распространяется как от нечего делать, так и с целью троллинга, например, из желания кому-то досадить.
Спам — сообщения, присылаемые вам от неизвестных людей или организаций, которым вы не давали на это разрешения. Наиболее часто термин «спам» употребляется в смысле «почтовый спам» — рассылка электронных писем, содержащих рекламу.
Хотлинк — включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сервера. Этот прием используется недобросовестными вебмастерами, которые заставляют браузер посетителя загружать картинки с чужого сервера. Тем самым расходуются чужие ресурсы и трафик.
Офтопик — сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения. Например, запись на веб-форуме, не соответствующая либо общему направлению форума, либо той теме, в рамках которой запись оставлена.

8. Объясни своими словами смысл высказывания итальянского писателя А. Мандзони (1785—1873): «Действовать без правил — самое трудное и самое утомительное занятие на этом свете».

Любые действия, выполняющиеся без закономерности, приводят к беспорядку. Работа, выполняемая без соблюдения последовательности, превращается в бессмысленное и бесконечное передвижение предметов с места на место.
С самого детства нас приучают жить, учиться и работать по определенным правилам, так сказать алгоритмам, это относится и к режиму дня, и к режиму работы, приема пищи, на работе мы то же пытаемся выработать определенные правила и последовательность, чтобы рационально использовать рабочее время, это особенно очевидно на производстве, именно там есть понятие цикла, процесса и правил, норм, требований, инструкций. И как следствие если необходимо принимать новое решение, вырабатывать процесс, новое поведение, правил для которого не существует, здесь и приходится заняться утомительным умственным трудом, чтобы выработать максимально, верное и рациональное «правило». Т.е. это пойти новым неизведанным путем, возможно путем проб и ошибок, но зато в итоге оглянувшись на происходящее, происходившее возможно выработать стратегию, правило, поведение.

poobschestvu.ru

СПЕЦПРОЕКТ «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»

Воспитание на Руси

Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло славянских языческих традиций почитания старших. По мнению историков, изучающих тот далекий период, Русь заимствовала не столько идеал воспитания Нового Завета, основанный на проповеди любви, кротости, ценности каждого человека, сколько старый идеал Ветхого Завета – во многом суровый. По нему служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, оскорбление их – его оскорблению.

Почитание родителей было не столько добродетельной жизнью христианина, сколько было основано на выполнении сыновнего долга. Но именно уважение старости – было главной основой воспитания детей на Руси. Семьи были большие, бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт. Так представлялась преемственность традиций в русской семье. Христианская традиция «Почитай отца своего» стала основой воспитания на Руси.

Огромное внимание наши предки уделяли воспитанию в детях почитания и бережного отношение к природе, так как «Земля – кормилица» давала урожай. Не будет его – пропадет род. Нельзя было, стоя на земле, говорить о ней плохо, ибо «Мать Земля не простит этого». Специальные запреты (запуки) оберегали природу от бессмысленного уничтожения – охраняя птиц, зверей. «Синицу не зори – будет дома пожар», «Не трогай пчел – будешь плакать».

Очень сильны были на Руси традиции гостеприимства. Н.М. Карамзин писал, что, уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. В давние времена хозяин своей головой отвечал за сохранение жизни гостя. Сегодня дома же современных горожан все больше походят на крепости, куда нет входа посторонним. Да и встречи с друзьями все чаще переносятся в кафе и рестораны.
Еще в воспитании прививалась любовь к своему Отечеству: «Своя земля и в горести мила», «С родной земли умри, не сходи».

Детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Трудовое воспитание было главным. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6-7 делали почти полностью работу взрослых – пахали землю, ловили рыбу. Девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте, счету, детей правителей приучали к исполнению государственных дел, заботе о своих подданных, защите их.

Среди русских князей в древности существовал обряд посажения сына на коня. Этот обряд был особой гордостью. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в два-три года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет. Примерно в этом же возрасте мальчику вручали его первый меч. В 12 лет юноша получал второй меч. Он был обязан в совершенстве овладеть военным делом, боевыми приемами владения мечами и стать воином, защитником своего города.

Очень любопытно в связи с этим кормильство на Руси. Кормильцы – специально подобранные воеводы, знатные бояре из отдаленных областей государства, в семью которых на обучение и воспитание отправляли сыновей из княжеской семьи. Кормилец выполнял роль наставника в делах управления, на него возлагались все обязанности по воспитанию мальчика.

Сейчас много разговоров относительно того, что дети не хотят учиться. А ведь очень важно, как в обществе относятся к знаниям вообще. Русские пословицы, поговорки, и иные источники позволяют утверждать, что обучение, знание весьма ценились на Руси. «Учить – ум точить», «Ученье в детстве – как резьба по камню», «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается». Очень почитались книги как источник знания. Они бережно переписывались, хранились. Огромными библиотеками владели монастыри.

Ученики монастырских школ могли пользоваться книгами. На Руси утвердилось отношение к знанию как исходящему от Бога духовному опыту. В Изборнике 1076 года написано, что чтение книг – «доброе дело» для каждого христианина, ибо там слова Божьи.

Детей учили – с детства читаешь святые книги – совершаешь добрые дела. Надо ли говорить, что подавляющее число книг на Руси имело религиозный характер, и очень популярны были жития святых, откуда детишкам предлагалось брать пример для подражания?

Древнерусские женщины, особенно из царских и княжеских семей знали «инемние» (иностранные) языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они старались передавать им свои знания.

Так, «до излиха вкусившей мудрости книжной» назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя Тарусского, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского. Янка, или Анна Всеволодовна (XII век), княгиня киевская, обучала «младых девиц» «писанию, також и ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети трудолюбие».

В старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен. Даже при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им начальное образование.

О воспитании мальчиков на Руси стоит сказать несколько слов отдельно. Первое письменное свидетельство о воспитании мальчиков на Руси в привилегированной княжеско-боярской среде можно встретить в начальной русской летописи – «Повести временных лет» там, где говорится о юных годах сына Игоря Старого и Ольги – Святослава.

Впервые Святослав появляется в летописном рассказе во время похода Ольги в Древлянскую землю. Его сажают на коня и дают в руки копье. «И когда сошлись обеими полками на схватку, сунул Святослав копье на Древлян, и пролетело копье между ушами коня и ударило коню в ноги, потому что [Святослав] был еще ребенком» (в подлиннике – «дитеском»). «И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем».

Из этого эпизода видно, что маленький князь воспитывался, прежде всего, как воин, и не будущий, а как бы уже действующий. Символически подающий пример дружине броском копья или выстрелом из лука.
Полтора века минуло со времен Святослава Игоревича, когда был написан замечательный памятник литературы – «Поучение Владимира Мономаха своим детям» – свод жизненных правил, которые завещал своим потомкам православный князь, праправнук Святослава. Старый мудрый князь, приготовляясь к смерти, «сидя на санях», размышляет о самом главном в жизни с точки зрения церковного учения и семейной морали русской знати.

Важно проследить, что в принципах воспитание князя осталось неизменным со времен Х в., а что появилось совершенно нового. Прежним осталось представление о предпочтительности скромного образа жизни, близости к дружине, военной доблести. «На войну выйдя, не ленись, – пишет князь, – не полагайся на воевод, ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью. около воинов ложитесь, а вставайте рано». Постоянная ратная выучка и боеготовность, подвижный образ жизни диктовались условиями бесконечных княжеских междоусобиц, возобладавших на Руси к XII в. и борьбы с постоянными вторжениями степных кочевников.

Мономах с тщательностью рассказывает о труде своем, «как трудился я в разъездах и на охотах с 13 лет». Князь научился забавам, которые любил всю жизнь: укрощать руками диких коней, вступать в единоборство с вепрем, медведем и «лютым зверем» (барсом или, может быть, львом – в те времена этих южных зверей можно было встретить на Дону). И это несмотря на то, что «с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки, и ноги свои повреждал – в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею. »

Новым же было христианское воспитание, следование святым заповедям. «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем. » Первая часть «Поучения» просто усыпана цитатами из Псалтыри – это свидетельствует о том, что знание священных книг стало признаком большого достоинства не только для духовных лиц, но и для княжеской среды. Частью образа жизни становится соблюдение молитв. «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи современные. На заутрене воздавши Богу хвалу, потом – на восходе солнца, надо с радостью прославлять Бога. ».

«Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем», – обращается к своим читателям Владимир Мономах. К благочестию, по его мнению, относится милосердие к страждущим: бедным, нищим, больным и убогим. К смирению перед старшими добавляется «ума смирение» – отказ от мести, нанесения обиды, гнева. Мономах приводит слова из поучения вселенского отца Василия Великого о надлежащих правилах общежития: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь».

Еще одно новое достоинство, которое ценит Владимир Мономах, – учение. «Чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Ранее, при Ярославе Мудром, предпочтение в образовании, похоже, отдавалось скорее девочкам.

Присутствуют в «Поучении» и правила этикета: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». Наконец, управляя своими владениями, надо следить за подчиненными: «Не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам».

«Поучение Владимира Мономаха» переписывалось и вставлялось в редакции летописей вплоть до XV в. – столько времени оно оставалось руководством по воспитанию князей. Другие произведения литературы XII и последующих веков подтверждают эти воспитательные ценности в феодальной среде.

Социально-бытовые условия в той части Руси, которая стала Московским государством, заметно изменились в XVI в., когда сложилась централизованная система власти во главе с Государем всея Руси, а затем – царем (1547). Российское государство сплачивалось как, с одной стороны, сословно-представительное, а, с другой, крепостническое. Главным в морали правящих кругов постепенно становится служение государю и общеполитическим интересам. Несколько больше начинает проявлять себя мораль городской среды купцов, ремесленников. Крестьянские устои остаются в целом патриархальными.

Показательно, что именно в первые годы правления Ивана IV, когда осуществлялось укрепление государственного аппарата, видный деятель совета ближайших людей при молодом царе Избранной рады игумен Сильвестр составил «Домострой», ставшую нарицательной книгу об устройстве семейных отношений. К теме этого материала «Домострой» имел прямое отношение – книга начинается с «Наставления отца сыну». Отец «вразумляет» сына и его родных и домочадцев жить «по-христиански». После глав о соблюдении церковных обрядов, молитв и почтении к церкви следует сказание о том, «как детей своих воспитывать в поучении и страхе Божием».

Хоть и «бунташный», но поступательно развивающийся в России дальнейший XVII в. способствовал усердному накоплению знаний и деловых навыков, разнообразному проявлению способностей «сильных мира сего». В то же время молодой человек еще всецело зависел от отцовской воли и семейных устоев. Как это было, можно с известной долей условности представить себе по нравоучительным повестям времени правления Алексея Михайловича.

Сменяют друг друга эпохи, возникают и распадаются великие державы, меняются традиции. Природой заведено, что мы своим детям все даем: жизнь, образование школьное и высшее, играем свадьбы, помогаем с жильем и с внуками и т.д. И приходит время детей возвращать родителям добрым отношением и куском хлеба в старости.

Сегодня с этим возникают проблемы. С каждым годом все больше. Мы много сил тратим на поиски новых систем, методик и принципов воспитания. Но всегда ли новое лучше старого? Нужно ли отрицать прежний опыт, забывать уроки прошлого? Тем более, что традиции воспитания на Руси – феномен, выдержавший испытание веками! А может быть стоит на традиции воспитания обратить внимание, тем более, что оно было проверено русским народом веками.

www.press-line.ru

Олимпиадные задания по праву 7 — 8 класс (с ответами)

Задания по праву

1. Что такое личность?

1) Любой родившийся человек;

2) Человек, который обладает качествами, присущими всем людям;

3) Существо биосоциальное;

4) Совокупность качеств человека, приобретаемые в процессе жизни в обществе.

2. Как называется международный документ, который был принят 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН?

1) Конвенция о правах ребенка;

2) Конституция о правах человека;

3) Всеобщая декларация о правах человека;

4) Всеобщий закон о правах человека.

3. Сравни два высказывания:

А. «Закон — это особенное правило, которому должны подчиняться все, включая Президента и других государственных деятелей».

Б. «Обычай — это правило традиционного поведения, которое выполняют не все люди».

1) Верно высказывание А;

2) Верно высказывание Б;

3) Оба высказывания верны;

4) Оба высказывания не верны.

4. В годы Великой Отечественной войны многие советские люди совершали подвиги. Например, летчик капитан Гастелло направил свой подбитый самолет на вражескую автоколонну и погиб. Какое право других людей он защищал?

2) Право на жизнь;

3) Право на труд;

4) Право на образование.

5. О каком праве человека говорят следующие пословицы: «Счастье без труда не дается», « Что посеешь, то пожнешь», «Дело мастера хвалит».

1) Право на труд;

2) Право на образование;

3) Право на охрану здоровья;

4) Право на участие в управлении государством.

6. 10 октября 2010 года во многих российских регионах прошел Единый день голосования. Многие взрослые россияне побывали на избирательных участках и сделали свой выбор. Какое право они реализовали?

1) Право на жизнь;

2) Право на охрану здоровья;

7. Как называется основной закон нашего государства:

1) Конвенция России;

2) Декларация России;

3) Конституция России;

Задание 1. Соотнеси понятия и их определения. Ответ представь в виде таблицы.

1) выработанный на протяжении долгого времени порядок совершения чего — либо

2) правила поведения в сети Интернет

3) правило, установленное государством

4) принятая в особых кругах общества система правил поведения

1. Распредели права человека по группам прав.

А. Гражданские права

Б. Политические права

В. Культурные права

Г. Экономические права

Д. Социальные права

1) Право на жизнь

2) Право на исповедование любой веры

3) Право на участие в управлении государством

4) Право на труд

5) Право на защиту своей чести и достоинства

6) Право на медицинское обслуживание

7) Право на участие в митингах и шествиях

8) Право заниматься предпринимательством

9) Право на образование

10)Право на доступ к культурным ценностям

Ответы занеси в таблицу. Соответствующие цифры прав человека пиши через запятую.

Задание 3. Напиши «да» или «нет»

1) В Конституции РФ названы права, свободы и обязанности граждан;

2) Конституция определяет понятие «преступление»;

3) Конституция закрепляет основы общественного строя;

4) Конституция РФ — это свод всех законов, действующих в государстве.

Задание 1. Прочитай фрагмент «Поучения» Владимира Мономаха (XII в.) и выполни задания.

Еде и питью быти без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, глаза держать книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет… Всего же более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его.

1) Соблюдение каких правил считалось проявлением хорошего воспитания в разные исторические эпохи? Найди в тексте не менее 4 правил.

2) Какие качества человека ценились больше всего? Укажи 4 качества.

3) Сравни выписанные тобой нормы поведения с современными требованиями. Есть ли сходство? В чем оно проявляется? Укажи три сходства.

Задание 2. Сформулируй предложение с ниже перечисленными словами и объясни, как ты его понимаешь, приведи один — два примера.

(Примечание, слова даны в Именительном падеже)

Люди, свобода, других, моя, права, ограничена.

Полностью ознакомиться с материалом можно, если нажать на «кнопку» скачать

ya-uchitel.ru

Соблюдение каких правил считалось проявлением хорошего воспитания на руси

Цели и задачи: познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан и принципами, которые лежат в их основе, группами гражданских прав.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять сущность правового статуса человека; определять принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина; находить нужную правовую информацию в различных источниках; применять основные правовые термины и понятия права, естественные права, неотчуждаемые права, обязанности; анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку социальным и правовым явлениям с позиций, принятых в современном российском обществе; метапредметные — 1) коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: формирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека, чувства ответственности за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия новых знаний.

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и ответьте на вопросы.

— Пусть присяжные решают, виновен он или нет, — произнес Король в двадцатый раз за этот день.

— Нет! — сказала Королева. — Пусть выносят приговор! А виновен он или нет — потом разберемся!

— Чепуха! — сказала громко Алиса. — Как только такое в голову может прийти!

— Молчать! — крикнула Королева, багровея.

— И не думаю, — ответила Алиса.

— Рубите ей голову! — крикнула Королева во весь голос.

Вопросы к классу

— Как вы думаете, права ли Королева?

— Какие права гражданина были ею нарушены?

Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков.

1. Формальные социальные нормы:

а) умываться и чистить зубы по утрам;

б) платить за проезд в общественном транспорте;

в) уступить место пожилому человеку;

г) здороваться со старшими;

д) помочь инвалиду перейти дорогу;

е) убрать мусор, оставшийся после пикника.

2. Установите соответствие между понятиями и их определениями.

1. Принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое

2. Правила или образцы действий, одобряемые обществом

3. Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих

4. Совокупность действий, установленных ритуалами

Заполните таблицу, записав выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. Прочитайте фрагмент древнерусского памятника «Поучения детям» Владимира Мономаха (XII в.) и ответьте на вопросы.

«Еде и питью быти без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить в беседе глаза держать книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Всего же более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его».

— Соблюдение каких правил поведения считалось проявлением хорошего воспитания в Древней Руси?

— Какие качества человека ценились больше всего?

— Есть ли сходство между описанными в тексте нормами поведения и современными требованиями?

— В чем оно проявляется?

4. На с. 15 учебника приведен фрагмент «Сетикета» — правил поведения в Интернете. Один из пользователей, познакомившись с ними, сказал: «Я не увидел здесь ничего нового. Все это нормы нашей повседневной жизни». Прав ли он? Свое мнение обоснуйте.

5. Объясните смысл высказывания итальянского писателя А. Мандзони: «Действовать без правил — самое трудное и самое утомительное занятие на свете».

(Проверка выполнения заданий.)

Тема уроков: «Права и обязанности граждан».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)

1. Права и свободы человека и гражданина.

2. Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина.

3. Права ребенка и их защита.

4. Нет прав без обязанностей.

Задание: вспомните, сколько раз за день вы употребили слова «свобода» и «права».

— Какие ассоциации у вас возникают при этих словах?

— Почему в правовой статус человека входят не только права, но и обязанности?

Обсудим на наших уроках вопросы соотношения прав и свобод человека.

IV. Работа по теме уроков

1. Права и свободы человека и гражданина

По своей природе и системе гарантий права и свободы гражданина не имеют принципиальных отличий. Термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора: свобода совести, мысли, слова, выбора профессии или рода деятельности и др. Термин «право» определяет конкретные действия человека: право избирать и быть избранным, право на участие в митингах и демонстрациях, на занятие государственных должностей, на образование, медицинскую помощь и т. п.

Существует и такое понимание свободы и прав человека:

• что хочу, то и ворочу;

• долой любые законы и порядки — да здравствует свобода;

Но свобода человека не означает вседозволенности.

Известна история о хулигане, утверждающем, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движений вашего кулака ограничена положением носа вашего соседа».

Нельзя вести себя, руководствуясь принципом: «Раз я свободный человек, то могу делать все, что хочу». Не следует забывать и о границах, в рамках которых эта свобода должна проявляться.

Демократия — это свобода граждан осуществлять свой выбор, однако нельзя ущемлять интересы других людей. Например, одно из важных гражданских прав — свобода слова — подразумевает возможность любого человека выражать свое мнение. Но при этом в своей устной или письменной речи люди не должны подрывать репутацию других граждан.

Задание: работая в группах, придумайте ситуации, в которых ваши права не должны нарушать права других.

(Проверка выполнения задания.)

Следовательно, права, свободы и обязанности человека связаны между собой. Вместе они составляют правовой статус гражданина.

В современной политологии выделяют три основных поколения прав человека (по времени их возникновения и кругу распространения).

К первому поколению относят личные и политические права человека: право на жизнь, свободу, безопасность и собственность. Они появились в XVII—XVIII вв. и были направлены на защиту от произвола государства.

Второе поколение — социальные и экономические права — появились в XIX — начале XX в. Они связаны с развитием цивилизации и усложнением техники, подразумевают ограничение хозяев предприятий при использовании труда наемных работников.

Третье поколение — коллективные права, защищающие интересы больших групп людей. Они возникли после Второй мировой войны. Мир становится «теснее», и локальные проблемы государства или региона превращаются в глобальные проблемы всего человечества.

Международные документы, закрепляющие важнейшие права и свободы человека:

• Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) — состоит из 30 статей, в которых перечислены основные права;

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);

• Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);

• Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);

• Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г.);

• Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (26 мая 1995 г.).

Правовой статус человека в нашей стране определяется в Конституции Российской Федерации (гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»).

Задание: работая с материалом на с. 18, 19 учебника, заполните таблицу.

(Во время выполнения задания составляется таблица.)

Принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина

www.compendium.su

Еще по теме:

  • Закон всемирного тяготения невесомость Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Невесомость Между любыми телами в природе существует сила взаимного притяжения, называемая силой всемирного тяготения (или силами гравитации). Закон всемирного тяготения был открыт Исааком Ньютоном в 1682 году. Когда еще ему […]
  • Законы об авторском праве на картину Закон Российской Федерации от 09.07.93г. №5351-1 “Об авторском праве и смежных правах” Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ, вступили в силу с 28 июля 2004 года (дня официального опубликования Федерального закона в "Российской […]
  • Прокурорский надзор за исполнением законов общий надзор это 2. Прокурорский надзор за исполнением законов 2.1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов2.2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов2.3. Организация работы по надзору за исполнением законов2.4. Проведение прокурором […]
  • Ветировал закон что значит ветировать Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 . Смотреть что такое "ветировать" в других словарях: Cursus honorum — («путь чести») последовательность военных и политических магистратур, через которые проходила карьера древнеримских политиков […]
  • Как оформить договор подряда в ооо Образец договора ООО с ИП Договор ИП с ООО - образец его представлен в данной статье. Это одна из правовыхконструкцийв обязательственном праве. Кроме того, мы расскажем о том, как контрагентам правильно согласовать условия различных видов гражданско-правовых […]
  • Заявление на пост лидера swat Заявление на пост лидера S.W.A.T Crazy_Jonson Admin Сообщения : 30 Дата регистрации : 2014-06-30 Возраст : 23 Откуда : Украина,Тернополь 1. Ваш ник в игре:2. Почему именно S.W.A.T?3. Были ли вы лидером этой фракции на других серверах?4. Были ли вы лидером любой […]
  • Лукинская 1 нотариус Все Нотариусы Москвы "К" Нотариус Кабанова Галина Александровна Адрес: Давыдковская ул., 6 Телефон: 445-49-49 Нотариус Кабыш Татьяна Николаевна Адрес: Лукинская ул., 1 Телефон: 732-90-98 Нотариус Кавуновская Надежда Сергеевна Адрес: Хорошевский 3-й пр., 8 Телефон: […]
  • Приказ 723 росстата Приказы и постановления министерств и ведомств Главное бюро г.Салехард, мкрн Теремки, 80 Телефон/Факс: 8 (34922) 3-23-41 E-mail: [email protected] Время работы: Пн-Пт 9:00 - 17:00 Руководитель-главный эксперт по медико-социальной экспертизе: Надежда Павловна Городцова […]

Комментарии запрещены.