Слова на правило чу щу слова

Слова на правило чу щу слова

Школа XXI век

(с) мы все учились понемногу

  • Сочетания ча, ща, чу, щу

    .
    ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

    Записать и прочитать слова.

    Чай, чайник, чашка, чаща, роща, щавель, выручай, гуща, часто, час, часы, часовой, чайка, туча, чугун, хочу, часть, чуб, чудо, учу, щука, щуплый. (22 слова.)

    Мяч, щенок, ящик, щука, часы, ножницы, плащ, кирпич, станция, рукавицы, чайка, туча, чашка, чайник, циркуль, цыплёнок. (16 слов.)

    Записать и прочитать сочетания слов.

    Чужие края, тёмные чулки, чуткий сон, кислый щавель, щадить растения, зубастая щука, щурить глаза, чистить зубы, лесная чаща, живой уголок, широкая дорога. (22 сло­ва.)

    Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ча, ща, щу.

    ЧИЖИ.
    У меня в клетке жили два чижика. К весне они окрепли. Выпущу-ка я их на волю! Вдали зеленела роща. Оттуда доносился щебет птиц. Мои чижики забеспокоились. Я зашёл в чащу и открыл клетку. Птички исчезли в вершинах деревьев. (39 слов.)

    Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ща, щу.

    ОБЫКНОВЕННАЯ РОЩА.
    Через поле бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу и спешит дальше. Роща самая обыкновенная. Да только входят в рощу, а из рощи не выходят. Уж не завёлся ли в роще Змей Горыныч? Я не вытерпел и тоже пошёл в рощу. А там всё красное от костяники! (48 слов.)

    Выборочные диктанты.

    Записать слова с буквами ш, ч, щ.

    Листья в поле пожелтели,
    И кружатся, и летят,
    Лищь в бору поникши ели
    Зелень мрачную хранят…

    Часовщик, прищурив глаз,
    Чинит часики для нас.

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

    Чашка, роща, щавель, часы, чулки, чуб, часть, чижи, чайка, щука, жёлтый, чёрный, ёжик, машина, жи­вой, широкий, туча, чулок. (19 слов.)

    НАЧАЛО ЗИМЫ.
    Птицы улетели в тёплые края. На землю падают пер­вые снежинки. Утренние заморозки побелили крыши домов, деревья. За ночь выросли снежные рощи на стёклах окон. Пришла зима. (28 слов.)

    Письмо по памяти.

    Гонимы вешними лучами,
    С окрестных гор уже снега
    Сбежали мутными ручьями
    На потопленные луга. (14 слов.)
    (А. П у ш к и н.)

    Горные вершины
    Спят во тьме ночной,
    Тихие долины
    Полны свежей мглой.
    Не пылит дорога,
    Не дрожат листы…
    Подожди немного,
    Отдохнёшь и ты. (22 слова.)
    (М. Лермонтов.)

    irina-se.com

    Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу

    Записать и прочитать слова. Подчеркнуть гласные после шипящих ж, ш, ч, щ.

    Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

    1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    В сочетаниях жи, ши

    Только и всегда пиши!

    Лыжи, лужи, крыши.

    Жирафы, шины и моржи,

    Шиповник и карандаши,

    Кружить, служить, дружить и жить,

    Спешить, смешить, шипеть и шить.

    Запомни слоги жи и ши

    И только с буквой и пиши.

    В сочетаниях ча, ща

    Пишем только букву а.

    Куча, гуща, каланча,

    Туча, роща, саранча,

    Чаща, дача и печать

    Нужно с буквой а писать.

    В сочетаниях чу, щу

    Пишут только букву у.

    Я грамотно писать хочу,

    Слова на чу и щу учу:

    Чулок, и чудо, и чугун,

    Чудак, и щука, и ворчун,

    Чумазый, чучело, чурбан,

    Чудесный, чувства и чулан,

    Кричу, ворчу, тащу.

    Я с у пишу и чу, и шу.

    (Из сборника «Занимательная грамматика»)

    2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

    1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    А инженеру — лучше,

    Я бы строить дом пошёл —

    Пусть меня научат.

    Я сначала начерчу

    Дом такой, какой хочу.

    Хороший дом, большущий дом

    На все четыре стороны,

    И заживут ребята в нём

    Удобно и просторно.

    Поворчав себе в усы,

    Часовщик Иван Петрович

    Осторожно взял часы.

    2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    Золотое решето чёрных домиков полно.

    Сколько чёрненьких домиков,

    столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

    Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

    Никого не огорчаю,

    но всех плакать заставляю. (Лук)

    Летит, как стрела,

    жужжит, как пчела. (Самолёт)

    Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

    1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком — торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

    Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

    Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

    В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.

    idikt.ru

    Правописание буквосочетаний ЧУ–ЩУ

    Презентация к уроку

    Загрузить презентацию (150,5 кБ)

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Тип урока: открытие нового знания.

    Цели:

    • Закрепление умения правильно обозначать на письме сочетания жи- ши, ча — ща; формирование представления о написании буквосочетаний чу-щу.
    • Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций : анализ, обобщение, сравнение.
    • Воспитание интереса к урокам русского языка.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран.

    Демонстрационный и раздаточный материал:

    • Карточки со словами:
    • Ж, _ знь, ш _ на, маш _ на, ч _ стый ч _ щ _ .

    • Карточка-задание для пробного действия со словами:
    • Щ _ ка, ч _ дак.

    • Набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и.
    • Карточки для групп со словами:
    • Верчу, кручу, ищу, тащу.

    • Карточки для первичного закрепления и самостоятельной работы.
    • Щ _ка, ч _ м, ищ _ , молч _ ,
      Все слова на чу и щу.
      Я их твердо зауч _
      И пятерку получ _ .

      Я грамотно писать хоч _ ,
      Слова на ч _ и щ _ уч_ :
      Ч _ лок, и ч _ до, и ч _ гун,
      Ч _ дак, и щ _ ка, и ворч _ н,
      Ч _ мазый, ч _ чело, ч _ рбан,
      Ч _ десный, ч _ вство и ч _ лан,
      Крич _ , ворч _ , ищ _ , тащ _ —
      Я с у пишу и чу и щу!

      • Яблонька, нарисованная на листе ватмана.
      • Набор «яблок» красного, желтого, зеленого цвета.

      Ход урока

      1. Мотивация к учебной деятельности.

      Прозвенел для нас звонок —
      Начинается урок.
      К нам без опоздания приходи старание —
      Помоги нам потрудиться
      Мы пришли сюда учиться.

      — На каком уроке вы продолжаете учиться? (На уроке русского языка.)

      — Чему учились на предыдущих уроках русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча-ща, жи-ши)

      — Вы уверены, что научились правильно их писать? (Да)

      — Как вы думаете, что вы будете изучать сегодня на уроке? (Будем изучать что-то новое.)

      — Вам хочется узнать что — то новое? (Да.)

      — Что надо сделать, прежде чем начнете узнавать новое? (Повторить то, что мы знаем и умеем.)

      2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

      — Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные буквы.)

      — Но вы будете не просто вставлять букву, а еще обосновывать выбор правильной буквы, почему эту букву пишем в слове. Что вам поможет обосновать выбор буквы? (Правила «Правописание буквосочетаний жи — ши, ча — ща».)

      — А как вы будете действовать? (По алгоритму.)

      — Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом? (Нет.)

      — Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку.)

      — Предлагаю вам в группах восстановить необходимый алгоритм правильного написания слов по изученным правилам?

      — Предлагаю каждой группе представить свой вариант алгоритма.

      — Почему последовательность шагов будет именно такой?

      — Какое именно правило вы будете применять для данных слов? (Жи — ши пиши с буквой и)

      — Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)

      — Я вам предлагаю выполнить задание на карточках. Вставьте в слова пропущенные буквы.

      — Проверяем по образцу.

      — У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?

      Индивидуальное задание .

      — Сейчас я вам предложу задание с затруднением. Вам нужно будет вставить буквы в слова.

      — Прочитайте слова, подумайте и запишите эти буквы на планшетках.

      — У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в слова щука, чудак.)

      — У кого есть ответы, покажите их. (У, ю:)

      Учитель выставляет разные ответы детей на доску.

      — У вас получились разные ответы. Кто считает, что его ответ правильный?

      — Обоснуйте свое мнение. (Мы не можем обосновать, мы не знаем правила.)

      3. Выявление причины затруднения.

      — Какое задание вы выполняли? (Вставляли буквы в слова чудак и щука.)

      — В каком месте вы засомневались? (Какую букву писать после ч и щ)

      — Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем точно, какую букву надо писать после ч и щ — у или ю.)

      — Кто — нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания? (Когда изучали буквосочетания жи — ши, ча — ща, мы говорили о том, что это исторически сложившиеся написания. Так принято писать! Но мы не знаем, как пишутся буквосочетания чу — щу.)

      4. Проблемное объяснение нового материала.

      — Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу — щу.)

      — Сформулируйте тему урока. (Правописание буквосочетаний чу -щу.)

      — Я предлагаю вам самим в группах открыть новое знание. Для этого вы будете действовать по плану. (Учитель показывает план.)

      План.

      1. Прочитайте слова.
      2. Обозначьте новую орфограмму.
      3. Сделайте и запишите вывод.

      Учитель выдает каждой группе карточки со словами:

      Верчу, кручу, ищу, тащу

      — Кто готов рассказать о своем открытии? (Ученики формулируют правило сами, на доску выставляют составленные эталоны.)

      — Кто может ответить на вопрос , будет ли это правило исключением? (Да, это исключение. В словах с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу после твердых согласных пишем букву и, после мягких буквы а, у..)

      — Откройте учебник на с. 106 и проверьте, правильно ли вы рассуждали? Прочитайте правило!

      — Как же нужно было написать слова щука и чудак? (Нужно писать с буквой у.)

      — Какую цель вы ставили? (Выяснить, с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу — щу.)

      — Достигли поставленной цели? (Да.)

      — Сможете теперь правильно написать слова щука и чудак и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)

      — Что поможет в дальнейшем обосновать правильность написания сочетаний чу — щу? (Правило: в буквосочетаниях чу — щу после ч, щ пишется буква у: щука, чудак. )

      — Посмотрите на прежний алгоритм и скажите, подходит ли он при определении написания букв у или ю в буквосочетаниях чу — щу? (Да.)

      — Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться? (Дописать новое правило.)

      Учитель добавляет новое правило в алгоритм.

      — Молодцы! А теперь отдохнем.

      5. Первичное закрепление во внешней речи.

      — Какие ваши дальнейшие действия? (Потренироваться.)

      — Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.

      1. Работа у доски фронтально с объяснением первого слова рифмовки.

      2. Ученики работают в парах по очереди, применяя алгоритм, проговаривая правило друг другу шепотом.

      Образец: произношу слово щука. Есть опасное место — буквосочетание щу. Применяю правило : «чу — щу пишу с у», пишу в слове щука щу с буквой у.

      — Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило? (Написать самостоятельную работу.)

      6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

      — На парте у каждого лежат карточки. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

      Учащиеся работают самостоятельно.

      — Закончили выполнение работы? (Да.)

      — Какой следующий шаг? (Проверить самостоятельную работу.)

      — Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.

      — Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?

      — Встаньте те, у кого 20 плюсов.

      — А теперь — у кого 19-17 плюсов.

      — Что не получилось? (:)

      — Почему она возникла? (:

      Физкультминутка.

      7. Включение в систему знаний и повторение.

      — Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие, если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять, грамотное письмо необходимо для общения.)

      — Где можем применять полученные знания? (При выполнении упражнений.)

      — Хорошо! Давайте поработаем с упражнением №176 на с.107.

      8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

      — Молодцы! С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями чу -щу.)

      — Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями чу -щу.)

      — Достигли цели? (Да.)

      — Как пишутся буквосочетания чу — щу? (Буквосочетания чу -щу надо писать с буквой у.)

      — Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями чу — щу — повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения — желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают затруднения — зеленое.

      Учащиеся вешают яблоки разного цвета.

      — Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!

      — У кого созрели красные яблоки — дома сочинить рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и зеленые — вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение № 177 из учебника.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Сочетания букв ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ

      Этот видеоурок доступен по абонементу

      У вас уже есть абонемент? Войти

      Вы уже знаете, что очень важным словом на уроках русского языка считается слово «правило». Правило командует нами, даёт указания, как поступать, чтобы не написать слово с ошибкой. Значит, чтобы научиться писать без ошибок, надо уметь находить в слове опасное, иногда говорят ошибкоопасное, место и знать правило, которое можно применить.

      На уроке мы познакомимся с правилом правописания сочетаний ча – ща, чу – щу. Если вы произнесете эти буквосочетания и сравните звуки с буквами, то возникнет вопрос, а в чём ловушка, зачем понадобилось правило, ведь нет расхождения между произношением и написанием. На занятии мы раскроем этот секрет, узнаем историю возникновения правила, а также потренируемся в применении правила на практике.

      Вспомните, что вы знаете о звуках [ч’] и [щ’]? Это согласные шипящие звуки, глухие, непарные, всегда мягкие. На письме обозначаются буквами Ч и Щ.

      Попробуйте ещё раз произнести эти звуки. Ваш язык и губы работают почти одинаково. Произнести эти звуки твёрдо не получится совсем. Мы хорошо ощущаем мягкость этих звуков, и поэтому на письме нам хочется показать эту мягкость, как и положено, гласными буквами Я и Ю. Но оказывается исторически звуки [ч’] и [щ’] мягкими были всегда, даже столетия назад, когда формировался наш язык, а значит, показывать мягкость этих согласных звуков на письме не надо было совсем.

      Так появилось правило ЧА – ЩА пиши с буквой А, а ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

      Эти правила, как и написание сочетаний ЖИ – ШИ пиши с буквой И, считаются историческими, традиционными. Нам, современным людям, остаётся только следовать этим правилам и стараться писать слова без ошибок.

      Давайте попробуем применить правила на практике. Но сначала ещё раз повторим их. О чём вас предупреждает светофор (рис. 1)? Прочитайте все три правила и мысленно их повторите.

      А теперь отправимся в город шипящих звуков. Впереди вас ждут разные задания. Вот первое. Расшифруйте предложения, вставьте недостающие буквы:

      «С добрым утром!» я крич…

      «Добрый вечер!» – так встреч…ю

      Всех, домой спешащих к ч…ю.

      «Добрый вечер!» – так встреЧАю

      Всех, домой спешащих к ЧАю.

      Рис. 2. Город звуков (Источник)

      В этом городе (рис. 2) живут очень воспитанные жители. А ещё они и гостеприимные. Приглашают к чаю (рис. 3). Какие ещё слова с ЧА – ЩА вы можете назвать?

      Конечно, для чаепития понадобятся чашка, чайник, чай для заваривания, он состоит из чаинок. Угощать гостей будем за чайным столиком. Наш стол украсит свеча. Торт разрежем на части. Вкусная пища!

      Сосчитайте, сколько слов с ЧА – ЩА я назвала?

      Целых 10. Не верите?

      Проверьте ещё раз:

      чаепитие, чашка, чайник, чай, чаинки, угощать, чайный, свеча, части, пища,

      Ну и, конечно, в этом городе дети тоже ходят в школу.

      Соберите из разбросанных слов предложение

      Я, хочу, учу, грамотно, писать, слова на ЧУ и ЩУ

      Я грамотно писать хочу,

      Слова на ЧУ и ЩУ учу.

      Какие слова с ЧУ и ЩУ вы знаете? Назовите.

      Запишите слова в два столбика: в первый – с сочетанием чу, во второй – щу.

      Чудак, щука, чудо, чулок, щупальце, щурок, чужой, кричу, щуплый, тащу.

      interneturok.ru

      §12. Гласные И, А, У после шипящих в разных частях слова: жи, ши, ча, ща, чу, щу лыжи, машина, чаща, чудо

      Не пропусти сочетания букв: жи, ши, ча, ща, чу, щу

      В сочетаниях жи и ши пиши после согласных ж и ш букву и,

      в сочетаниях ча и ща после ч и щ — букву а,

      в сочетаниях чу и щу после ч и щ — букву у: жить, машина, чаща, чудо, щука.

      Почему пишем жи, ши? Ведь буква и обычно показывает, что согласный перед ней мягкий, например: артист – [т’]. А шипящие [ж] и [ш] — твёрдые! Дело в том, что это традиционное написание. Когда-то давным-давно шипящие были мягкими. Потом они стали произноситьcя твёрдо, а написание буквы и после ж и ш сохранилось: лыжи, машина.

      Традиционными являются и написания букв а и у после ч и щ: чаща, чудо, щука.

      Буква ю встречается в заимствованных словах: жюри, брошюра, парашют, а также именах собственных, например Жюль Верн.

      Не удивляйся, тебе могут встретиться и несоответствующие данному правилу сложносокращённые слова, например ижюрколлегия (ижевская юридическая коллегия). При образовании сложносокращённых названий и аббревиатур возможны такие сочетания букв, которые нехарактерны для русского языка.

      Произноси такие слова правильно: бро[шу]ра, пара[шу]т, [Жу]ль Верн, и[жйу]рколлегия.
      Не удивляйся: слово жюри произносят по-разному: и [ж’у]ри, и [жу]ри.

      russkiy-na-5.ru

      Еще по теме:

      • Пособия на детей до 15 лет в 2013 году Кто может получать пособие на ребенка до 18 лет в 2018 году и в каком размере Социальные пособия на детей в России невелики. Однако стоит пользоваться возможностью пополнить семейный бюджет лишней копейкой. Рассмотрим, кому положено пособие на ребенка до 18 лет. Общие […]
      • Практика судов о разводе Судебная практика. Раздел имущества супругов после развода Законодательство Российской Федерации в части семейных взаимоотношений приоритетным считает раздел имущества при разводе в добровольном порядке. И правоприменительная практика говорит о том же. Намного […]
      • Законы об авторском праве на картину Закон Российской Федерации от 09.07.93г. №5351-1 “Об авторском праве и смежных правах” Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ, вступили в силу с 28 июля 2004 года (дня официального опубликования Федерального закона в "Российской […]
      • Экономические суды минской области Экономические суды минской области ОАО «АСБ «БЕЛАРУСБАНК» р/с BY04AKBB36029110100040000000 БИК AKBBBY2X УНП100062516 Код платежа: Назначение платежа: Госпошлина в экономический суд г. Минска по иску (заявлению, жалобе) к _________ (указать наименование ответчика) о […]
      • Можно ли оплачивать штрафы со скидкой Как оплатить штраф ГИБДД со скидкой 50%? Основное условие для оплаты штрафа со скидкой в 50% — платеж совершается в 20-дневный срок с даты вынесения постановления. Узнаем, как оплатить штраф ГИБДД со скидкой 50%, с помощью какого сервиса это сделать. Действует ли […]
      • Справка для субсидии москва Назначение и правила оформления справки о заработной плате за 6 месяцев для субсидии Работники компании часто обращаются в отдел кадров или бухгалтерию, чтобы получить справку о доходах за определенный период. Как правило, органы, потребовавшие документ, […]
      • Ук экономические статьи Преступления в сфере экономической деятельности Экономические преступления – это деяние, признающееся противозаконным и приносящее материальный ущерб лицам, организациям, государству. Такие поступки довольно частое явление и проявляются в различных отраслях народного […]
      • Новый закон про пенсию Пенсия в 2018 году: последние новости и изменения Кризисные явления в России стали основанием для отказа Правительства от полной индексации пенсионных выплат в 2016 году. По итогам периода уровень повышения фиксированной части составил всего 4%. Это не соответствовало […]

Комментарии запрещены.