Sokolieds.ru

Юридические консультации

Полезные статьи

Сферы действия налогов определяются

Сферы действия права

СФЕРЫ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА — участки социального пространства (деятельности, поведения, отношений), на которые распространяется действие права. Если уровни характеризуют проникновение права «в глубь» правовой действительности (в правовое сознание и поведение), то сферы характеризуют его распространение «вширь». Сферы указывают на те участки социальной деятельности, которые охвачены правом, т.е. подвергнуты правовому воздействию. В таких сферах проявляется; 1) регулятивное действие права — сферы действия права, обусловленные содержанием регулятивной функции права; 2) охранительное действие права — сферы действия права, обусловленные содержанием охранительной функции права (действия, деятельность, реализующиеся в охранительных правоотношениях); 3) идейно-мотивационное (психологическое) действие права право, объективированное в психике отдельного человека, групповом или общественном сознании. Области действия частного или публичного права позволяют выделить: а) сферу действия частного права — сферы общественной жизни, связанные с удовлетворением частной инициативы, защитой и разграничением частных интересов; б) сферу действия публичного права — деятельность, отношения, имеющие публично-правовой характер. В зависимости от участия (или неучастия) государства в правовом регулировании можно выделить: 1) сферу государственного или централизованного регулирования и 2) сферу саморегуляции или «стихийного» действия права. Сферы действия права не совпадают со сферами правового регулирования. Последние есть часть тех сфер, на которые распространяется действие права.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Смотреть что такое «Сферы действия права» в других словарях:

Глава 6. Действие права. Правовое регулирование — Глава 6 ДЕЙСТВИЕ ПРАВА. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Действие праваМеханизм действия праваУровни действия праваУровень восприятия (существования) права … Элементарные начала общей теории права

Действие права — свойство (способность) права в определенной среде оказывать идейно мотивационные воздействие на личность, общности людей и вследствие этого обеспечивать соответственно своим (права) целям, принципам и предписаниям правомерный характер… … Элементарные начала общей теории права

Общие принципы права — общеобязательные исходные нормативно юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью и нормативностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения … Элементарные начала общей теории права

Применение права — властно организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм гражданами и их объединениями. Особенности применения права проявляются в следующем: Применение права это… … Элементарные начала общей теории права

Подразумеваемые права — Конституция Канады … Википедия

Нормы международного права — правила поведения (взаимоотношений) государств и др. субъектов международного права, устанавливаемые и обеспечиваемые ими самими. В зависимости от сферы действия нормы международного права делятся на: а) универсальные, призванные регулировать… … Теория государства и права в схемах и определениях

НАЛОГОВЫЕ ПРАВА МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ — права, предоставленные представительным органам местного самоуправления в части установления и введения в действие налогов и сборов, отнесенных ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным, определения по ним налоговых льгот и налоговых ставок в… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

НАЛОГОВЫЕ ПРАВА СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ — права республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москва и Санкт Петербург в области налогового законодательства. Наиболее важной политико правовой характеристикой орг ции налоговой… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Принципы жилищного права — (см.: Принципы права) основные начала, важнейшие положения правового регулирования жилищных правоотношений (см.: Жилищные правоотношения). Принципы права пронизывают все отрасли права, однако в каждой отрасли, подотрасли или правовом институте их … Жилищная энциклопедия

История уголовного права РФ — Основная статья: Уголовное право Российской Федерации История уголовного права России отрасль науки истории государства и права, изучающая развитие норм и институтов уголовного права в России в течение всех периодов её исторического развития,… … Википедия

elementary_law.academic.ru

Налоги и налогообложение

Экономические последствия налогообложения прибыли могут, в принципе, анализироваться исходя из посылки, что налог действует в отдельной отрасли. В этом случае задача состоит в том, чтобы модифицировать анализ распределения налогового бремени на рынке отдельного товара или услуги применительно к ситуации, когда налоговые обязательства определяются не по отношению к сумме продаж либо добавленной стоимости, а по отношению к доходу производителя за вычетом всех видов затрат.

Наибольший интерес для такого анализа представляет монополия. Например, если речь идет о пропорциональном обложении прибыли и при этом монополист стремится максимизировать прибыль, налог, вообще говоря, не приводит к изменению выпуска. В самом деле, его величина определяется точкой, в которой предельные издержки уравновешиваются предельным доходом, а в этой точке прибыль, по определению, равна нулю. Избегая уменьшения выпуска, монополист вынужден целиком принять на себя налоговое бремя. Однако если он максимизирует не прибыль, а доход, его реакция на налог будет иной: он сократит объем производства (продаж), и в итоге часть налогового бремени переместится на потребителей.

Вместе с тем практическое значение имеет, прежде всего, вопрос о последствиях унифицированного, то есть не зависящего от специфики отрасли, товара или услуги, налогообложения прибыли в разных отраслях. В странах со сформировавшейся рыночной экономикой такой налог обычно выплачивают корпорации, поскольку именно в них процесс распределения прибыли четко отделен от процесса начисления заработков. Например, доход лица, которое является одновременно единственным собственником и единственным работником небольшой мастерской, может быть только условно разделен на прибыль и заработную плату. В России это делается с помощью нормирования, но в итоге стирается грань между налогообложением прибыли и заработной платы. В зависимости от обстоятельств налог на прибыль корпораций может в той или иной степени перемещаться вперед (на потребителей), назад (на наемных работников), а также на владельцев капитала в некорпоративном секторе.

В краткосрочном периоде эластичность предложения капитала в корпоративном (корпорированном) секторе невысока: для того чтобы в ответ на появление (или повышение) налога на прибыль изъять значительную часть ранее вложенного капитала, требуется время. Ведь изымаемому капиталу необходимо найти лучшее применение, а это предполагает изменение структуры инвестиций и, в конечном счете — производства. На первых же порах, пока собственники капитала не сумеют переместить его в некорпоративный сектор либо в другую страну, им придется нести налоговое бремя.

В долгосрочном периоде эластичность предложения капитала очень высока, и обычно ее можно считать близкой к бесконечности. В пользу этого говорят два аргумента. Во-первых, современная развитая рыночная экономика обычно является открытой и капитал способен, реагируя на налоги, свободно перемещаться через границы. Если в одной из стран устанавливается сверхвысокое налогообложение прибыли, это дает импульс бегству капиталов, которое продолжается до тех пор, пока реальная норма отдачи инвестиций не становится близкой к «доналоговой». Во-вторых, снижение доходности инвестиций, в конечном счете, не благоприятствует сбережениям. Поэтому налогообложение прибыли оборачивается в долгосрочном периоде соответствующим уменьшением предложения капитала, а это в свою очередь ведет к относительному повышению нормы прибыли.

Высокая эластичность предложения дает, как известно, возможность успешно перемещать налоговое бремя, и в долгосрочном периоде корпорации (точнее говоря, получатели дивидендов) способны покидать сферу действия рассматриваемого налога. Их место в этой сфере занимают работники и потребители.

Однако в среднесрочном периоде налог на прибыль корпораций может быть частично перемещен и на владельцев капитала в некорпорированном секторе. Среднесрочный период достаточен для существенного перелива капитала между секторами, но не для глубокого изменения пропорции между текущим потреблением и сбережениями, так что суммарное предложение капитала в нем можно рассматривать как неизменное. В таких обстоятельствах нет оснований считать эластичность предложения капитала в отдельном секторе (в данном случае корпоративном) близкой ни к нулю, ни к бесконечности. Следовательно, перемещение налога зависит от конкретного соотношения эластичностей предложения и спроса на капитал в секторе, на который возложено обязательство выплачивать налог на прибыль.

Читайте так же: Когда пенсия у балерин

Спрос на капитал в корпоративном секторе определяется, с одной стороны, спросом на ту продукцию, которую он производит, а с другой — капиталоемкостью этой продукции. Предложение капитала для корпоративного сектора (при фиксированном, предложении капитала в экономике, рассматриваемой в целом) зависит от того спроса на капитал, который предъявляет некорпорированный сектор, а, следовательно, от спроса на продукцию некорпорированного сектора и ее капиталоемкости.

В корпоративном секторе, как правило, сосредоточены капиталоемкие производства, в некорпоративном капиталоемкость в среднем ниже, а трудоемкость выше. Ведь преимущество корпораций состоит как раз в способности привлекать дополнительный капитал. Поэтому изменение структуры спроса в пользу продукции второго из названных секторов влечет при прочих равных условиях, относительное снижение спроса на капитал и относительное повышение спроса на труд. Следовательно, налог на прибыль корпораций дает импульс замещению капитала трудом не только внутри корпоративного сектора, но и в масштабах всей экономики.

Если предложение капитала становится относительно избыточным, то его отдача снижается. Таким образом, во всей экономике, включая некорпоративный сектор, падает факторная доля капитала, а факторная доля труда растет.

При некоторых соотношениях эластичностей спроса и предложения труда и капитала, а также эластичностей спроса на продукцию корпоративного и некорпоративного секторов бремя рассматриваемого налога может полностью лень на владельцев капитала в обоих секторах; при других соотношениях они делят это бремя с работниками и потребителями. Сказанное относится, естественно, к среднесрочному периоду. Как отмечено выше, в краткосрочном периоде некорпоративный сектор остается незатронутым налогом на прибыль корпораций, а в долгосрочном периоде включаются механизмы, восстанавливающие доходность инвестиций и в существенной мере, если не полностью, выводящие капитал из сферы действия этого налога.

Рассматривая процессы перемещения налога на прибыль, мы столкнулись с проблемой опосредованного влияния налогообложения на те сферы экономики, которые напрямую не затрагиваются налоговыми обязательствами. Мы видели, в частности, что налог на прибыль корпораций способен перемещаться не только назад и вперед (на работников корпораций и потребителей их продукции), но и в некорпорированный сектор, то есть, вообще говоря, в другие отрасли и на другие рынки. Если в поле зрения попадает не отдельный рынок или отрасль, а вся экономика и предметом анализа становятся не только ближайшие, но и отдаленные, опосредованные последствия налогообложения, это свидетельствует о том, что анализ ведется с позиций общего равновесия.

Подобного рода анализ осуществим и в отношении тех налогов, которые, на первый взгляд, касаются лишь одной специфической отрасли либо конкретного вида продукции. Он актуален прежде всего когда речь идет об отраслях, занимающих сравнительно большое место в экономике, и продуктах, используемых в качестве элементов затрат при производстве многих товаров и услуг. Чтобы пояснить смысл проблемы и дать представление о подходе к ее решению, обратимся к условному примеру.

Пусть экономика состоит из трех отраслей, две из которых производят потребительские товары А и В, а третья — единственный вид материальных ресурсов С, необходимый для производства обоих потребительских благ, причем предложение ресурса неэластично. Предположим также, что налоги собираются с целью перераспределения, причем издержки осуществления трансфертов незначительны.

Если вводится акциз на товар А, а эластичность предложения С относительно невысока, то одним из ближайших последствий налогообложения станет перемещение налога на производителей ресурса. Ведь производство А, по-видимому, сократится. Значит, первая отрасль будет предъявлять меньший спрос на С, производителям которого придется при прочих равных условиях отдавать свой товар по более низкой цене. Однако эти прочие условия можно считать равными, только если налог непосредственно распространяется и на вторую отрасль.

Коль скоро налогообложение и обусловленный им рост издержек непосредственно касаются лишь одной отрасли, то ее продукция становится дороже не только абсолютно, но и относительно, что стимулирует ее замещение. Допустим, что эластичность замещения первого товара вторым высока, и при этом материалоемкость А выше, чем В. В такой ситуации спрос на А снижается, а спрос на В растет, и в итоге возникает тенденция к повышению совокупного спроса на С.

Ясно, что производители ресурса, потребность в котором после введения налога увеличивается (по сравнению с доналоговым уровнем), получат в свою очередь возможность переместить налог. Вместе с тем понятно и то, что данный вывод обусловлен предположениями, касающимися конкретных значений эластичностей спроса и предложения, материалоемкости и эластичности замещения. При иных сочетаниях этих параметров результат был бы другим.

Введем небольшое усложнение. Пусть наряду с ресурсом С, который используется во всех отраслях, имеется также ресурс D, используемый исключительно при производстве А, и ресурс Е, используемый только при производстве В. Вызванное налогообложением замещение первого потребительского товара вторым ставит производителей ресурса В в неблагоприятное положение, тогда как положение производителей ресурса Е улучшается. Подобные обстоятельства необходимо принимать во внимание при анализе сфер действия налогов.

Разумеется, в реальной экономике, отрасли которой связаны множеством взаимозависимостей, все происходит гораздо сложнее. Однако в силе остается следующий принцип: в конечном счете, сферы действия налогов определяются, во-первых, функциями спроса и предложения на каждом из рынков, вовлекаемых в процессы перераспределения налогового бремени, во-вторых, мерой взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров и услуг, реализуемых на этих рынках, и, в-третьих, соответствующими производственными функциями.

Анализ сфер действия налогов показывает, что внешне несхожие налоговые обязательства, возлагаемые на разных субъектов, иногда ведут к одним и тем же реальным экономическим последствиям. Если два налога равнозначны как по величине порождаемого ими бремени, так и с точки зрения его фактического распределения, они называются эквивалентными налогами.

Мы уже встречались с ситуациями, когда платежи по обязательному страхованию, вносимые работодателями, эквивалентны платежам работников, а косвенный налог, уплачиваемый продавцом, эквивалентен налогу, уплачиваемому покупателем. Легко убедиться, что налог на добавленную стоимость эквивалентен пропорциональному подоходному налогу, если оба носят унифицированный характер и взимаются по одной и той же ставке. Ведь оба налога представляют собой изъятие в пользу государства фиксированной доли всех доходов, но в одном случае оно производится на стадии их формирования, а в другом — на стадии распределения.

На первый взгляд, налогообложение потребления принципиально отличается по своим экономическим последствиям от налогообложения заработков. Имеется в виду вся совокупность доходов, получаемых от труда как фактора производства, а не только то, что выплачивается в форме заработной платы. Так, к заработкам относится значительная часть доходов фермеров, предпринимателей, выполняющих функции менеджеров, и т.п. В самом деле, часть заработанного используется на сбережения, а значит, при одной и той же ставке государство, казалось бы, получит больше средств от обложения заработков, чем от обложения потребления. Однако сбереженные средства в свою очередь приносят доход, в конечном счете используемый на потребление. Чем больше средств откладывается для финансирования будущих покупок, тем большая сумма налога на потребление будет впоследствии собрана. Причем, сопоставляя текущие и будущие поступления, необходимо пользоваться величинами, приведенными к одному моменту времени с помощью нормы дисконта.

Если абстрагироваться от средств, передаваемых по наследству, и считать рынок капиталов совершенным, то унифицированный налог на потребление эквивалентен унифицированному налогу на заработки, взимаемому по той же ставке. Ведь при указанных допущениях стоимость платежей по налогу на потребление, приведенная к одному моменту времени, не зависит от того, какая часть средств сберегается в текущем периоде, так как норма дисконта в точности соответствует доходности инвестиций.

Конечно, на практике эти допущения не выполняются. Однако нетривиальными и полезными являются два следующих вывода. Во-первых, налогообложение потребления, которое лежит в основе многих косвенных налогов, по своей природе близко к обложению заработков, то есть к налогам, непосредственно не распространяющимся на факторный доход от капитала. Если последний вид доходов облагается в момент получения таким же налогом, как заработки, то по сравнению с налогом на потребление имеет место своеобразное двойное обложение части дохода. Во-вторых, различия между сферами действия налогов на заработки и потребление определяются, прежде всего, характером рынка капиталов, функционирующего в той или иной стране.

Читайте так же: Случаи увольнения по собственному желанию

www.funansust.ru

Сферы действия программ общественных расходов

Общественные расходы можно представить в качестве отрицательных налогов. Как было оказано выше, микроэкономические последствия налогообложения возникают в силу того, что налоги меняют значения цен потребительских благ и доходность факторов производства, индуцируя тем самым изменения рыночного поведения (состав и условия добровольных сделок). То же самое относится к общественным расходам. Например, акциз для уплачивающего его производителя есть не что иное, как положительный прирост издержек, а субсидия – их отрицательный прирост. Соответственно на общественные расходы с некоторыми оговорками распространяются многие из тех положений, которые излагались выше применительно к налогам.

Подобно тому, как экономическая сфера действия налога, может не совпадать с кругом его непосредственных плательщиков, программа общественных расходов нередко приносит выгоды не одним только своим непосредственным реципиентам.

Реципиентами будем называть тех, кто безвозмездно или на льготных условиях получает какие-либо блага или денежные средства за счет общественного сектора. В то же время круг лиц, на которых в конечном счете распространяются выгоды (положительные приращения полезности), обусловленные данной программой, станем обозначать термином сфера действия программы общественных расходов.

Пусть, например, речь идет о программе денежных выплат безработным. Средства, которые передаются нуждающимся на основе программы, используются безработными, в частности, для приобретения продуктов питания. Таким образом, одно из последствий принятия программы – увеличение спроса на продовольственные товары. Если эластичность предложения этих товаров относительно невысока, то следствием становится рост цен и частичное перемещение выгод от реципиентов программы в пользу производителей и продавцов продовольствия.

Допустим теперь, что помощь безработным осуществляется в форме субсидирования работодателей, создающих новые рабочие места, либо финансирования учреждений профессионального образования, которые осуществляют переподготовку безработных, дабы облегчить им поиск новой сферы занятости. В обоих случаях непосредственными получателями общественных средств (реципиентами) являются не сами безработные, а иные физические или юридические лица. Однако замысел программы состоит именно в том, чтобы выгоды в конечном счете переместились к безработным, которые в итоге окажутся в сфере действия программы. От чего зависит степень перемещения выгод?

Если размер ассигнований на создание рабочего места одного незанятого задан, то выгоды, реально получаемые лицами, не имевшими работы, определяются ситуацией на рынке труда. Рассматриваемая мера способствует увеличению спроса на труд, снижая при прочих равных условиях издержки, которые приходится нести работодателям, намеренным расширить производство. Однако одному и тому же сокращению издержек могут соответствовать различные изменения спроса.

Перемещение выгод – основная причина, по которой сфера действия программы подчас не отвечает замыслам тех, кто ее поддерживал, ориентируясь на интересы избирателей. Однако иногда несовпадение возникает и вследствие недостаточно продуманных процедур определения круга потенциальных и действительных реципиентов. Пусть речь идет, например, о программе льготных займов на получение платного высшего образования, введенной ради повышения его доступности в первую очередь для наименее обеспеченных слоев населения. Допустим, что при этом займы покрывают только плату за обучение. В подобном случае они оказались бы не слишком привлекательными для тех, кто вынужден ежедневно зарабатывать себе на жизнь. В итоге выгоды от такой программы достались бы в основном тем молодым людям, родители которых принадлежат к средним слоям. Однако большинство из таких студентов, по-видимому, получили бы доступ к высшему образованию и без займов. Разумеется, программа улучшила бы финансовое положение части семей, но в целом не увеличила доступность высшего образования.

Реальную сферу действия программы далеко не всегда удается обнаружить при поверхностном рассмотрении. Особенно это верно, когда программа находится в стадии разработки и обсуждения. Типична ситуация, при которой сама возможность перемещения выгод, не говоря уже о ее конкретных параметрах, остается вне поля зрения. Между тем, принимать решения о целесообразности финансирования программ следует лишь после того, как проведена оценка ее действительной, а не предполагаемой сферы действия. Если не хватает данных для эконометрических оценок, они могут быть до некоторой степени заменены экспертными. Также в некоторых случаях целесообразно проведение пилотных (экспериментальных) проектов в отдельных регионах, прежде чем распространять программу на все население страны. Это позволит проверить эффективность программы и снизить вероятность негативных последствий, но в любом случае недопустимо полагать, что фактические последствия программы непременно совпадут с ее замыслом.

studme.org

1. Налоговые обязательства и перемещение налогов

Налоговые обязательства, как известно, определяются на основе действующего законодательства, в рамках которого устанавливаются нормы налогообложения физических и юридических лиц. Реагируя на эти обязательства, налогоплательщики стараются по возможности уменьшить возложенную на них часть налогового бремени.

Сферу действия налогов можно определить как совокупность экономических субъектов, на которые в конечном итоге и ложится налоговое бремя. Добиваясь сокращения налогового бремени, налогоплательщик может либо сократить налоговые обязательства за счет изменения структуры и интенсивности своей экономической деятельности (т.е. речь идет об избыточном налоговом бремени, этой проблеме будет посвящена тема 12), либо переместить налоговое бремя на других экономических субъектов.

Представители российской школы государственных финансов концаXIX —началаXXв. (А.А. Исаев, И.Х. Озеров, П.М.Лебедев, П.П. Гензель, В.И. Твердохлебов, А.А. Соколов) внесли заметный вклад в разработку проблемы переложения налогов. Они полагали, что данная проблема занимает некоторое особое промежуточное положение, находится на границе между общей экономической теорией и прикладной наукой — государственными финансами. По их мнению, это требует от исследователей как знания методов политэкономического анализа, так и знакомства с теорией и практикой налогообложения. Под переложением налогов понимается такое взимание налогов, изменение цен товаров и услуг или такое обусловленное налогом воспрепятствование этому изменению, при котором плательщик получает возможность в той или иной мере перенести бремя налога на других лиц, т.е. либо на своих покупателей (случай прямого переложения), либо на своих поставщиков (случай обратного переложения). В современной литературе по теории налогов первый случай переложения налога, идущего от производителя к потребителю, определяется как переложение вперед, а второй случай переложения налога от потребителя на производителя, от спроса к предложению определяется как переложение назад.

Российской школой государственных финансов было глубоко раскрыто значени’е налога как особого ценообразующего фактора и выделены как прямые, так и косвенные способы влияния налога на цены.

В случае, когда встает вопрос о перемещении налогового бремени, важны взаимоотношения трех сторон: государства, налогоплательщика и его рыночных контрагентов, на которых он перекладывает определенную часть возложенных на него налоговых обязательств.

Как известно, перемещение налогового бремени и процесс формирования частичного равновесия на одном рынке может привести к его перемещению и на другие рынки. Поэтому сферу действия налогообложения необходимо рассматривать в контексте общего равновесия. Это особенно важно, когда предметом анализа являются такие крупные налоги, как налог на прибыль, НДС, налоги и платежи на заработную плату и т.д., ведь порядок налогообложения поданным видам налогов может оказывать существенное влияние на макроэкономическую ситуацию в целом.

Рассмотрим последнее положение на примере налога на прибыль, который в зависимости от обстоятельств может перемещаться на потребителей (вперед), на наемных работников (назад) и на владельцев капитала в некорпоративном секторе.

В краткосрочном периоде эластичность предложения капитала в корпоративном секторе невысока, поэтому собственники не смогут переместить его в некорпоративный сектор либо вывести за пределы юрисдикции, как следствие этого им придется нести налоговое бремя самим.

В долгосрочном периоде эластичность предложения капитала очень высока. В то же время снижение доходности от инвестиций не способствует сбережениям, что в свою очередь приводит к уменьшению предложения капитала, а это ведет к относительному росту нормы прибыли.

В среднесрочном периоде корпоративный налог на прибыль может быть частично перемещен на владельцев капитала в некорпоративном секторе, поскольку в нем капиталоемкость в среднем ниже, а трудоемкость выше. Поэтому изменение спроса на продукцию в пользу продукции некорпоративного сектора экономики может привести к относительному снижению спроса на капитал и росту спроса на такой фактор производства, как труд. На основании этого можно утверждать, что получит импульс процесс замещения капитала трудом не только внутри корпоративного сектора, но и в экономике в целом. Далее перейдем к рассмотрению распределения налогового бремени в зависимости от характера рынков.

Читайте так же: Форма обычного заявления

uchebnik.online

Перемещение налогового бремени

Общее представление о перемещении налогового бремени дается в стандартном курсе микроэкономики. В данном параграфе коротко резюмируются соответствующие основные положения. В разделе 4 Микроэкономического приложения даются более подробные разъяснения.

Сфера действия налога

Налоговые обязательства, возлагаемые на плательщика, далеко не всегда идентичны реальному налоговому бремени, которое он вынужден нести. Причина в том, что налог модифицирует экономическое поведение индивидов и организаций.

Так, если продавцы товара сталкиваются с обязательством уплачивать акциз, это сказывается на их функциях издержек, а следовательно, и на предложении данного товара. В результате для покупателей может возникнуть существенно отличная рыночная ситуация, хотя с точки зрения формальных обязательств, которые устанавливаются законом, покупателей данный налог не касается. При известных обстоятельствах подобный налог способен повлиять на экономическое положение покупателей даже в большей степени, чем на положение продавцов, несмотря на то, что платят его последние.

Сфера действия налога – это совокупность индивидов, на которых, в конечном счете, ложится налоговое бремя. Их положение при прочих равных условиях ухудшается в связи с введением данного налога. Под ухудшением положения понимается снижение значения функции индивидуальной полезности. Оговорка относительно прочих равных условий важна, поскольку в стороне остаются вопросы о том, для чего предназначены суммы, собираемые с помощью налога, и как они используются. Не исключено, например, что лицо, на которое легла значительная часть налогового бремени, в конечном итоге выиграло в связи с тем, что за счет налога произведены некие значимые для этого лица общественные блага. Однако в данной главе, концентрируя внимание на налогообложении как таковом, мы отвлекаемся от распределительных последствий расходования общественных средств, равно как и от его эффективности.

К сфере действия налога относятся именно индивиды, люди, хотя налоговые обязательства в значительной части ложатся на предприятия и других юридических лиц. В самом деле, речь идет о том как, в конечном счете, распределяется налоговое бремя. За изменением экономического положения предприятия или организации в итоге следует положительный или отрицательный прирост благосостояния тех или иных людей, в том числе их собственников и работников.

Постановка вопроса о том, на кого налоговое бремя ложится в конечном счете, предполагает проведение анализа преимущественно в контексте общего равновесия. Однако это связано с весьма значительными сложностями. Вместе с тем понимание ситуации с позиций общего равновесия вряд ли возможна без предварительного анализа с точки зрения частичного равновесия, когда внимание фокусируется на конкретном рынке.

Именно на рынках происходит перемещение налогового бремени, которое приводит к расхождениям между законодательно устанавливаемой сферой налоговых обязательств (кругом плательщиков) и экономической сферой действия налога. В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рынка. Налогоплательщик в отличие от государства не вправе принудить других лиц разделить свои обязательства, но он волен менять совокупность добровольных соглашений (сделок), в которые вступает. Делая это, он, естественно, руководствуется собственными интересами. Если вследствие налогообложения какие-либо сделки становятся для него невыгодными и он в состоянии от них отказаться, такие сделки остаются незаключенными. В результате проигрывают потенциальные партнеры, интересам которых, в принципе, отвечали бы эти сделки.

Налогоплательщик, отказываясь от действий, которые повлекли бы принятие налогового бремени, в той или иной степени избегает ухудшения своего положения и в то же время косвенно ухудшает положение тех, для кого эти действия представляли бы интерес. Например, производители подакцизного товара могут счесть выгодным для себя сократить объем его продаж, что невыгодно лицам, заинтересованным в приобретении данного товара. Сокращение уменьшает налоговое бремя для производителей, но обусловливает вовлечение потребителей в сферу действия акциза. Таким образом, перемещение налогового бремени не сознательный волевой акт отдельного лица, а результат изменения рыночных условий.

Способность полностью или частично покидать сферу действия налога, перемещая бремя на других лиц, очевидно, зависит от гибкости экономического поведения. Гибкость проявляется в том, чтобы без больших потерь сокращать свое участие в сделках, выгодность которых уменьшается в связи с налогообложением. Такого рода гибкость предполагает готовность замещать налогооблагаемые товары, услуги, ресурсы, виды деятельности другими. Если под влиянием налога какой-либо рынок становится менее привлекательным, то, при прочих равных условиях, наибольшие потери несет та из сторон, которой труднее сократить свою активность на данном конкретном рынке, в некоторой степени перенеся ее на другие. Отсюда связь перемещения налогового бремени на конкурентном рынке с эластичностями спроса и предложения, известная вам из курса микроэкономики.

Сферу действия налога можно рассматривать в различных контекстах. Например, упомянутое выше распределение бремени между покупателями и продавцами – это лишь один из аспектов. Кратко направления анализа можно сформулировать следующим образом.

1. Распределение между производителями, потребителями и поставщиками. Практически любой налогоплательщик участвует в рыночных взаимодействиях и в качестве покупателя, и в качестве продавца. Если он под воздействием налога сокращает покупки, налоговое бремя перемещается назад, т.е. на своих рыночных партнеров-продавцов. Если сокращение касается продаж, то бремя перемещается вперед, на рыночных партнеров-покупателей. Часто и то и другое происходит одновременно. Например, после введения акциза производители подакцизного товара, вполне вероятно, уменьшат его предложение и сократят спрос на специализированный труд, используемый при изготовлении данного товара. Первое непосредственно повлечет повышение цены на товар, т.е. перемещение налогового бремени вперед, на покупателей, а второе – снижение заработной платы, т.е. перемещение бремени назад, на поставщиков ресурсов, в данном случае труда. Какой из этих процессов окажется преобладающим, зависит от конкретных характеристик рынков труда и подакцизного товара.

2. Функциональное распределение – распределение между факторами производства, в частности, трудом и капиталом. Далее в главе данное распределение будет рассмотрено с помощью модели Харбергера.

3. Личное распределение. Воздействие налогов может рассматриваться с позиций индивидов с различным уровнем дохода. При этом исследуются вопросы, связанные с тем, какие группы населения по доходам более затрагивают те или иные налоги.

4. Региональное распределение. Введение федерального налога может по-разному сказаться в различных регионах. К примеру, льготы по налогам для сельскохозяйственных производителей более полезны районам, производящим сельскохозяйственную продукцию. Введение какого-либо регионального налога может затронуть не только этот регион, но и соседние с ним, вызывая переток капитала и миграцию рабочей силы. Аналогично и международное влияние – например, изменение порядка налогообложения иностранных инвестиций может привести к тому, что инвесторы станут вкладывать средства в другие регионы.

5. Воздействие на различные поколения (или межвременное распределение). Способ финансирования общественных расходов – через налогообложение или путем накопления государственного долга – оказывает различное воздействие на разные поколения. Например, программа расходов, оплаченная за счет налогов, может быть бременем для нынешнего поколения, но обеспечит выгоды тем, кто будет жить значительно позже. При этом, возможно перемещение бремени на будущие поколения, если программа финансируется долговым способом.

Исследование сфер действия налогов имеет очевидное практическое значение. Имея дело с введением или отменой налога либо изменением его ставки, важно отчетливо представлять себе распределительные последствия предпринимаемых действий. При этом необходимо сознавать, что информации о налоговых обязательствах, которую можно почерпнуть, анализируя законодательство, в большинстве случаев явно недостаточно. Требуется анализировать рынки.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что перемещение налогового бремени способно существенно менять относительное положение поставщиков разных факторов производства, прежде всего труда и капитала, а в конечном итоге – относительные уровни благосостояния различных социальных слоев, отраслевых и региональных общностей и даже поколений. В самом деле, формирование сфер действия налогов сказывается на доступности всевозможных товаров и рабочих мест, трудовой и инвестиционной активности.