Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Российский земельный налог

Проблемы земельного налога в России и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Грибкова Наталья Борисовна

В статье рассматриваются современные проблемы определения налогооблагаемой базы, увеличения объема поступлений и совершенствования механизма администрирования земельного налога в России. Проанализирована ситуация с удельными поступлениями налога в разрезе субъектов Федерации. Автором предлагается ряд изменений налогового законодательства, нацеленных на повышение собираемости данного налога в масштабе государства.The article deals with such acute problems as identifying the taxable base, increasing earnings and improving the mechanism of land tax administrating in Russia. The author analyzes the situation with specific tax earnings in respect of Federation entities and proposes a number of amendments to the tax legislation aimed at raising the volume of this tax in the country in general.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Грибкова Наталья Борисовна,

Текст научной работы на тему «Проблемы земельного налога в России и пути их решения»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

Д-р экон. наук Н. Б. Грибкова

ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье рассматриваются современные проблемы определения налогооблагаемой базы, увеличения объема поступлений и совершенствования механизма администрирования земельного налога в России. Проанализирована ситуация с удельными поступлениями налога в разрезе субъектов Федерации. Автором предлагается ряд изменений налогового законодательства, нацеленных на повышение собираемости данного налога в масштабе государства.

Ключевые слова и словосочетания: земельный налог, имущественное налогообложение, местные бюджеты, кадастровая стоимость, налоговые льготы, налоговые ставки.

Земельный налог, являясь основным доходообразующим источником местных бюджетов развитых стран, в России на сегодняшний день недостаточно эффективен. Доходы местных бюджетов по данному налогу крайне низки. Только повсеместное налогообложение земли позволит повысить эффективность ее использования, направить инвесторов в наиболее производительные области экономики, способствовать урбанистическому планированию. Для реализации этой задачи необходимо осуществить ряд стратегических и тактических преобразований налогового законодательства.

В теории налогов земельному налогу всегда придавалось большое значение. Во второй половине XVIII в. физиократы Анн Робер Жак Тюрго и Франсуа Кенэ призывали к отмене всех существующих налогов, введению режима абсолютно свободной торговли и применению единственного налога на землю1. Их работы были критически проанализированы Адамом Смитом: «Налог на ренту, изменяющийся в зависимости от каждого изменения ренты или повышающийся и понижающийся в соответствии с улучшением или ухудшением обработки земли, рекомендуется как наиболее справедливый из всех налогов той школой французских писателей, которые называют себя экономистами. Все налоги, заявляют они, падают в конечном счете на земельную ренту и должны поэтому равномерно взиматься с того фонда, из какого они в конце концов выплачиваются. Без сомнения, справедливо, чтобы все налоги по возможности равномерно падали на тот фонд, из которого они, в конечном счете, должны быть уплачены. Но, не входя в утомительное обсуждение метафизических доводов, которыми они защищают свою весьма остроумную теорию, из последующего обзора с достаточной убедительностью выяснится, какие налоги падают, в конце концов, на земельную ренту и какие падают на

1 cm.: Fraenckel A. The Physiocrats and Henry George. — URL: http://www.cooperativeindividualism. org/fraenckel-axel_physiocrats-and-henry-george-1929.html; Steiner Ph. Physiocracy and French Pre-Classical Political Economy // Biddle J. E., Davis J. B., Samuels W. J. A Companion to the History of Economic Thought. — Blackwell Publishing, 2003.

какой-либо другой источник». В свою очередь, отстаивая необходимость налога на землю, он писал: «При всех меняющихся состояниях общества, при развитии и упадке земледелия, при всех изменениях стоимости серебра и содержания благородных металлов в монете налог этого рода сам по себе и без всяких усилий со стороны правительства будет согласовываться с фактическим положением вещей и будет одинаково справедлив и равномерен при всех этих изменениях. Поэтому налог на землю гораздо более пригоден для установления в качестве постоянного и неизменного правила или так называемого основного закона государства, чем всякий иной налог, взимаемый всегда согласно фиксированной оценке»1.

Наиболее последовательно отстаивал земельный налог Генри Джордж в своей известной работе «Прогресс и бедность» (1879), где он впервые указал, что цена месторасположения или типа земельного участка формируется посредством государственных услуг, поэтому самым логичным источником государственных доходов должна стать экономическая рента с этих земельных объектов2. В это время в США сформировалось достаточно сильное движение в поддержку единого земельного налога — джорджизм3.

Широко известен весьма результативный опыт проведения масштабной реформы налогообложения земли правительством императора Мэйдзи в Японии в 1873 г. Интересно, что первоначально фермерам было приказано самим измерить свои участки земли, исчислить налоги и представить результаты местным налоговым чиновникам. К сожалению, даже в Японии это привело к тому, что фактически собранные налоги оказались намного меньше расчетных. Тогда правительству пришлось создать специальные структуры по оценке земли, исчислению и сбору указанного налога по ставке 3%. Внедрение налога сопровождалось даже восстаниями, поэтому в январе 1877 г. налоговая ставка была понижена с 3 до 2,5% и облегчены условия уплаты, что привело к полному успеху реформ только к 1880 г.

Интересно, что налог на землю в гораздо меньшей степени искажает экономические решения по сравнению с налогообложением имущества или налогами на прибыль и заработную плату. Действительно, все вышеперечисленные налоги снижают уровень экономической активности, в то время как налог на землю взимается независимо от результатов ее использования. Из-за весьма ограниченной эластичности предложения земли налог не может быть полностью передан потребителям и распределяется между ними и владельцами земли (рис. 1). Это заставляет владельцев земли проводить усовершенствования и повышать продуктивность земли, строить на ней доходные объекты, т. е. так или иначе они стремятся перевести участки в категорию более высокой премиальности.

1 Smith A. The Wealth of Nations. — URL: http://www.marxists.org/reference/archive/smith-adam/works/wealth-of-nations/

2 Cm.: George H. Progress and Poverty: An Inquiry into the Cause of Industrial Depressions and of Increase of Want with Increase of Wealth. — URL: http://www.econlib.org/library/YPDBooks/ George/grgPP1.html

3 Cm.: Young N. The Single Tax Movement in the United States. — URL: http://www. cooperativeindi-vidualism. org/young-arthur-nichols_single-tax-movement-in-the-united-states-1916-01 .html

Применение земельного налога резко снижает количество неиспользуемых земельных участков. Так, в городе Харрисберг (Пенсильвания, США) налог на свободные земельные участки в 1975 г. был установлен в 6 раз выше, чем на застроенные, что позволило к 1982 г. сократить количество пустующих участков с 4 200 до менее чем 5001.

Читайте так же: Кассовые операции закон

Рис. 1. Налоговый механизм при неэластичном предложении

Как представлено на рис. 1, для высоколиквидных и низколиквидных земель в налоговой политике могут применяться налоговые механизмы стимулирования развития последних за счет перенесения налоговой нагрузки на собственников высоколиквидных, изымая дополнительную ренту за преми-альность земельного участка.

Современные ученые особо подчеркивают эффективность применения данного налога в условиях необходимости обеспечения экономического роста, указывают на то, что он не искажает экономические механизмы2. Нобелевский лауреат Уильям Викри полагает, что удаление практически всех налогов на предприятие, включая налоги на собственность при ее улучшении, за исключением только налогов, отражающих предельные социальные издержки коммунального обслуживания, и замена их налогами на землю существенно улучшат экономическую эффективность ее использования3. О четкой корре-

1 Mills D. E. The Non-Neutrality of Land Value Taxation // National Tax Journal (National Tax Association). — 1981. — March. — P. 125, 127-128.

2 Cm.: McCluskey W. J., Franzsen R. C. D. Land Value Taxation: An Applied Analysis. — Ashgate Publishing, Ltd., 2005. — P. 4.

3 Cm.: Vickrey W. The Corporate Income Tax in the U. S. // Tax System. — Vol. 73. — 1996. — Tax Notes 597, 603.

ляции между применением налогов на землю и большей эффективностью рынка пишет, например, Джеффри Смит1. В предложениях по реформированию австралийской налоговой системы прямо сказано, что «в отличие от труда и капитала, земля не может переместиться, чтобы избежать налога»2.

Уинстон Черчиль в своей речи в парламенте 4 мая 1909 г. четко показал преимущества налога на землю по сравнению с налогом на акции: «Объектом налогообложения по земельному налогу является прирост стоимости земли. Возникает вопрос, почему же не взимать налог с прироста стоимости пакета акций. Когда я покупаю землю, стоимость ее возрастает. Если я покупаю акции, то их стоимость возрастает. Однако две эти операции различны. В первом случае при спекуляциях на приросте стоимости земли, который является полностью стерильным процессом, происходит простое удержание востребованного обществом товара. Во втором, портфельный инвестор не изымает у общества предмет коллективного спроса. Одна операция ограничивает торговлю, так как предложение земли неэластично, и вступает в конфликт с интересами общества. Другая — является частью обычного здорового процесса, с помощью которого моровой экономический завод получает вливания и из года в год успешно и заметно растет»3.

Интересно, что именно земельный налог рекомендовали внедрять первому Президенту СССР Михаилу Горбачеву известные американские экономисты во главе с Николасом Тиденманом в ноябре 1990 г.

Помимо России налогообложение земли в настоящее время осуществляется в таких странах, как Дания, Эстония, Сингапур и Тайвань. Также оно применяется в различных штатах США, Австралии, Мексике и в Гонконге. В остальных странах действует налог на недвижимость или имущество, в налоговую базу которого включается помимо земельных участков стоимость стоящих на ней объектов недвижимого имущества и неотделимых улучшений.

В отличие, например, от имущественных налогов земельный налог немобилен и относительно прост в установлении и собираемости, так как объект налогообложения ограничен фактическим ресурсом, а величина и параметры его меняются достаточно медленно. Само по себе налогообложение земли существенно не влияет на перераспределение богатства и не является объективным индикатором его налогоемкости.

По своей природе земельный налог является экономически нейтральным, так как не влияет на время начала использования земель и, соответственно, не является безвозвратными потерями для экономического субъекта и не формирует побочных эффектов при его введении. В отличие от налога на имущество земельный налог переносит бремя с индивидуально созданной стоимости на коллективную стоимость, что повышает заинтересованность налогоплательщиков в уплате данного налога и справедливость перераспределения национального богатства.

1 cm.: Smith J. J. Property Tax Shift Successes // The Progress Report. — URL: http://www.progress. org/2007/01/09/property-tax-shift-successes/

2 Australia’s Future Tax System (Report). — URL: http://www.taxreview.treasury.gov.au.

3 Winston Churchill’s Speech in the House of Commons, 4 May 1909, in response to Mr. A. J. Balfour, Leader of the Opposition.

Несмотря на то, что поступления земельного налога в местные бюджеты растут год от года: в 2009 г. — 95 млрд рублей, в 2010 г. — 115 млрд рублей, в 2011 г. — 122 млрд рублей, в 2012 г. — 142 млрд рублей — анализ ситуации по собираемости земельного налога на 1 сентября 2013 г. показывает, что земельный налог составляет менее 1% доходов консолидированного бюджета страны. Причем поступления земельного налога по двадцати первым по собираемости данного налога субъектам РФ составляют порядка 70% от всех поступлений в разрезе регионов (рис. 2).

cyberleninka.ru

Земельный налог в России в 2017 году – условия, ставки, нововведения

Когда речь идет об НДФЛ или налоге на прибыль, то исчерпывающая информация о нововведениях приводится в положениях Налогового кодекса. Однако, земельный налог в России относится к разряду местных обязательных платежей, ставки и процесс осуществления платежа которого определяют региональные власти. В связи с этим имеет смысл рассмотреть последние подзаконные акты и выяснить, какие именно нововведения по налогу на землю ожидают россиян в 2017 году.

Особенности уплаты земельного налога в 2017 году

Земельный налог устанавливается по усмотрению местных властей, а потому описывается:

  • В Налоговом кодексе России – в части предельных налоговых ставок, а также порядка взимания в городах федерального уровня (ст. 378);
  • В нормативных актах муниципальных органов власти для остальных регионов и населенных пунктов страны.

Представительные органы местной власти в 2017 году вправе определять такие аспекты, как:

a) точный размер налоговых ставок в пределах тех значений, которые установлены на федеральном уровне (ст. 31 НК РФ);
b) порядок внесения обязательного платежа и сроки представления декларации;
c) льготы для определенных социальных групп и налоговые вычеты.

Земельный налог платят собственники земельных наделов, а также лица, обладающие правом их постоянного использования или владения на пожизненных условиях с последующей передачей по наследству.

Основанием для расчета налога на землю с 1 января 2017 года становится кадастровая стоимость участка. Кто рассчитывает ее значение? Этим правом наделен Росреестр, который с 2015 года ведает вопросами регистрации, кадастра и картографии. Земельный налог всегда вне зависимости от региона рассчитывается за год и уплачивается в конце налогового периода.

Как определить размер земельного налога в 2017 году?

Если стоимость земельных участков в 2017 году по кадастру определяет Росреестр, налоговую ставку устанавливают местные представительные органы власти, то размер выплаты в казну рассчитывают территориальные подразделения ФНС. Для этого они используют простую формулу:

Земельный налог к выплате=РЗУ * КЦ *СН, где
РЗУ – размер земельного участка, определяемый в квадратных метрах;
КЦ – кадастровая цена, устанавливаемая в виде цены за 1 квадратный метр;
НС – ставка налогового платежа в процентах.

Не позднее чем за месяц до уплаты налога плательщики получают от налоговых органов уведомления (пересылается заказным письмом на адрес прописки или регистрации). В них прописываются месторасположение земельного надела, его площадь, стоимость по кадастру, величину налоговой ставки, а также итоговую сумму к выплате. При желании полученное расчетным путем значение можно самостоятельно перепроверить.

Ставки налога на земельные участки в 2017 году

Основная ставка по земельному налогу составляет 0,3%. Она распространяется на такие виды земель, как (ст. 27 ЗК РФ):

  • зоны сельскохозяйственной деятельности и производства;
  • территории, занятые жилыми объектами и относящейся к ним элементами инженерной инфраструктуры;
  • участки, приобретенные для целей жилищного строительства;
  • наделы, используемые для организации личного хозяйства граждан (огороды, сады, животноводческие постройки);
  • дачные участки;
  • территории, предназначенные для обеспечения потребностей обороны и нужд таможенного регулирования.

Читайте так же: Особенности получения гражданства рф

В отношении иных видов земель применяется ставка 1,5%. Представительные органы муниципалитетов могут устанавливать ставку налога самостоятельно (вплоть до снижения ее до нуля), однако она не может превышать указанных выше значений.

Как заполнить декларацию по земельному налогу?

Декларация по налогу на землю в 2017 году заполняется только юридическими лицами, которые обязаны представить ее в ИФНС по месту регистрации бизнеса до 1 февраля года,который следует за отчетным периодом. В ней следует указать:

  • величину налога в виде подлежащей внесению в бюджет суммы;
  • расположение участка (его адрес и координаты по межевому плану);
  • его площадь, выраженную в квадратных метрах;
  • величину кадастровой стоимости, прописанной в документах на землю из Росреестра.

За несвоевременное представление декларации на организацию начисляется пеня в размере 5% от суммы налогового платежа за каждый день просрочки. Физические лица налоговую декларацию не заполняют – они уплачивают налог, ориентируясь на полученное из ИФНС налогового уведомления.

Каковы сроки уплаты налога на землю?

В отношении граждан и организаций Налоговый кодекс предусматривает разные сроки обязательного платежа за землю в бюджет.
a) Физические лица обязаны внести сумму налога до 1 декабря года, которые следует за отчетным периодом (земельный налог за 2016 год необходимо погасить до 1 декабря 2017 года);
b) Юридические лица ориентируются в этом вопросе на даты, устанавливаемые местными органами власти. При этом последние не могут быть назначены ранее 1 февраля (конечный срок представления деклараций).

В заключение, стоит отметить, что разница между инвентаризационной и кадастровой ценой земли невелика, то предполагается сразу перейти на новую форму расчета налога на землю без адаптационного периода в отличие от налога на недвижимость.

Рекомендуем вам также ознакомиться с нашей статьей, в которой подробно рассказывается о нововведениях и условиях начисления налога на недвижимость 2017 года.

ooocivilist.ru

ФНС России рассказала, в каких случаях может быть пересчитан земельный налог физлиц

Как пояснило финансовое ведомство, налоговая инспекция имеет право осуществить перерасчет земельного налога только за три года, предшествующих году, в котором налоговый орган направил уведомление об уплате налога, и только в трех ситуациях (п. 4 ст. 397 НК РФ НК РФ, письмо ФНС России от 25 ноября 2015 г. № БС-4-11/[email protected] «О земельном налоге»).

Первый случай – когда органы, осуществляющие кадастровый учет недвижимого имущества, произвели корректировку налоговой базы в налоговом периоде, за который инспекция уже рассчитала сумму налога и составила уведомление. Причинами такой корректировки могут быть либо техническая ошибка самого органа кадастрового учета, либо судебное решение.

Вторая ситуация связана с несвоевременным получением налоговой инспекцией сведений, необходимых для исчисления земельного налога, от различных органов (например, Росреестра). К таким сведениям может относиться информация о прекращении (возникновении) права собственности на земельный участок, о его кадастровой стоимости, а также об изменении адреса места жительства физического лица.

В третьем случае перерасчет осуществляется на основании заявления налогоплательщика о льготе применительно к налоговым периодам, за которые направлены налоговые уведомления. Форму такого заявления ФНС России утвердила недавно, и его можно применять в отношении льгот по любому имущественному налогу физлиц – транспортному, земельному или налогу на имущество (письмо ФНС России от 16 ноября 2015 г. № БС-4-11/[email protected]). Отдельно нужно подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога.

БЛАНКИ, ОБРАЗЦЫ

Заявление о представлении льготы по имущественным налогам физлиц

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа)

Во всех трех случаях перерасчета налогоплательщику будет направлено уточненное налоговое уведомление. Если в результате перерасчета выяснится, что собственник должен доплатить налог, то в этом уведомлении будут указаны его сумма и последний день уплаты.

В случае излишне уплаченного налога переплату можно будет либо зачесть в счет предстоящих платежей, либо вернуть (ст. 78-79 НК РФ). Зачет (возврат) производится в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Причем зачесть или вернуть деньги можно только если со дня уплаты оспариваемого налога прошло не более трех лет (п. 7 ст. 78 НК РФ).

www.garant.ru

Кадастр наступает на русские грабли — земельный налог в России

В России кадастровая оценка земли и ее рыночная стоимость живут двумя отдельными жизнями. Но такое раздельное существование ставит крест на экономическомразвитии.

Любая успешно развивающаяся экономика базируется на развитом рынке земли. Он, в свою очередь, зависит от правильности ее кадастровой оценки. Но именно она вызывает сегодня в стране огромные нарекания. Если не удастся навести порядок в этом вопросе, то о серьезном экономическом росте, об увеличении инвестиций можно надолго забыть.

За гранью разумного

Оценка земли касается большинства граждан, причем как частных лиц, так и представителей бизнеса. Председатель Комитета ГД по экономической политике Сергей Жигарев считает, что в стране сложилось нездоровое положение, так как зачастую кадастровая оценка земли в несколько раз выше ее рыночной стоимости. В отдельных случаях завышение может быть десятикратное! Кадастровое же завышение стоимости напрямую ведет к увеличению налоговых выплат. В такой ситуации найти инвестора, желающего вложиться в регионы, практически невозможно. А это означает, что в российской экономике наступит время застоя.

Сегодня никто не в состоянии прогнозировать ситуацию, правила игры меняются постоянно. Ставки земельного налога корректируются чуть ли не ежегодно.

К этой плачевной картине стоит также добавить и неразбериху с самим земельным налогом. Каждый регион играет по своим правилам, то есть за один и тот же участок в разных регионах насчитывается разный налог. Правила начисления налога могут сильно отличаться даже в соседних областях. На практике случаются и совсем абсурдные вещи: одно и то же поле, но разделенное административной границей, может по кадастровой стоимости отличаться в разы.

Где строить АЗС

В стране кризис, стоимость недвижимости падает, следовательно, и кадастровая ее оценка тоже должна уменьшаться. Но это нормальная логика, у нас же кадастровая оценка земельных участков за редким случаем только возрастает, замечает президент ассоциации «СРО оценщиков “Экспертный совет”» Алексей Каминский.

В принципе, кадастровая земельная оценка и рыночная стоимость участка могут не совпадать, это нормально, но эти две величины все же должны быть реалистичными и близкими друг другу. И это возможно даже у нас. Примером может служить Санкт-Петербург, где кадастровая оценка максимально приближена к рыночной цене. Алексей Каминский вообще называет этот город эталоном в вопросе решения данной проблемы.

Обратным примером может служить Татарстан, где разница между кадастровой и рыночной стоимостями земельных участков под зданиями производственного назначения превышает питерские показатели на 60 % и больше. Естественно, большие показатели имеет именно кадастровая стоимость. И местные власти уверены в правильности сложившейся ситуации, поскольку речь идет о ключевых налогоплательщиках республики, которые наполняют республиканский бюджет. То есть ситуация не случайная, а осознанная, с целью именно получения более высоких налоговых выплат.

Другой пример: трасса Челябинск — Екатеринбург. Земли, которые выделяются под строительство АЭС в Челябинской области, оцениваются в 3–4 раза дороже, чем в Свердловской области. Легко понять, где выгодно строить автозаправки.

Схожая ситуация в Башкирии: в Уфе кадастровая стоимость земли под офисными и торговыми центрами более чем в 2 раза выше, чем в Самаре.

В Москве стоимость земли рассчитывают с НДС, а в Московской области — без НДС. Регионы не просто соседние, а по сути дела они переплетены между собой. А методологии расчета разные, а значит, и цены на участки — тоже.

Читайте так же: Янкина светлана яковлевна город чайковский жалобы

Есть разные пути

Как говорит депутат Владимир Афонский, такая ситуация лишает бизнес уверенности в завтрашнем дне. В конечном итоге, завышая земельные сборы, власть сама же и понесет убытки, так как падает инвестиционная и предпринимательская активность. Существующий бизнес еле выживает под всеми свалившимися на него налогами, а новый в такой ситуации вообще не появляется. И хоть многим на своих местах это и не видно, но в конечном итоге местные бюджеты получают меньше, чем могли бы в условиях благоприятного бизнес-климата.

А ведь есть и примеры другого пути, доказавшего свою эффективность. Так, в Московской области пошли поперек тренда и снизили земельный налог. В результате собираемость его выросла на 80 %. В Москве же, где налог вырос, собираемость упала до 46 %, остальные предпочли нарушить закон, но не платить драконовские поборы.

Система требует обновления

Ситуацию надо срочно исправлять. Но проблема эта системная. По мнению Ирины Радченко, председателя Международного клуба «ИНТЕГРАЦИЯ», существуют три больных точки, без изменения которых трудно добиться положительного сдвига. У нас недостаточно эффективно действует институт оспаривания кадастровых оценок. Между тем международный опыт свидетельствует, что он является важным элементом всего этого механизма.

Но у нас свои представления о должном. Одним депутатом подготовлен законопроект, отменяющий институт оспаривания кадастровых оценок. По мнению автора документа, его существование вредит местным бюджетам, так как снижает их доходы.

Если эту идею воплотить в жизнь, то и граждане, и бизнес окажутся полностью беззащитными перед кадастровым произволом властей. Уже сегодня комиссии по оспариванию получили десятки тысяч обращений, в которых жалуются на неправомерность кадастровой стоимости земли. Судебная статистика свидетельствует: в среднем в судах кадастровая оценка земли снижается на 50–60 %. Это огромная цифра. Что же будет, когда ликвидируют этот институт?

Вторая проблема — низкое качество исходной информации. Зачастую наши земельные участки не имеют самых элементарных сведений, например, границ земельных наделов.

В-третьих, наша налоговая система негибкая и несправедливая. Бывает, что жители того или иного поселка за свой счет проводят дорогу и газоснабжение. Казалось бы, инициатива хорошая, улучшающая качество жизни, но, как известно, у нас инициатива наказуема, так как дорога и газоснабжение повышают стоимости земли, а следовательно, и налог за нее. Необходимо продумать систему налоговых вычетов и льгот.

Анархия и произвол

Как же так вышло? Дело в том, что когда существующее законодательство принималось, то почему-то все надеялись, что руководители регионов сами друг с другом договорятся о схожем подходе по вопросу земельного налогообложения. Но эти надежды не оправдались, каждый субъект, наоборот, стал проводить собственную политику в данном вопросе. В результате в вопросе земельного налогообложения царит полный произвол и волюнтаризм.

Создавшееся положение вызывает такую тревогу, что депутаты дружно заговорили о необходимости изменения законодательства. Раз не удался эксперимент с децентрализацией определения кадастровой стоимости, значит, нужно менять сам подход и создавать на федеральном уровне единые для всей страны стандарты и методики, полагает первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Катасонов.

С этой целью в ГД создана рабочая группа. Но результата от ее работы, судя по всему, ждать придется долго. Сейчас она на стадии проработки основополагающих вопросов, выявления самих принципов, на которых будет построено обновленное законодательство. А пока неразбериха продолжится, а значит, и экономический рост нам не светит.

620100, г. Екатеринбург, ул. Ткачей, д. 23 (БЦ «Clever Park»)

www.srosvod.ru

Новые разъяснения ФНС России в письме о земельном налоге

В письме от 20.03.2018 № БС-4-21/5157 ФНС России изложила свои рекомендации по ряду вопросов налогообложения земельных участков и в целом администрирования земельного налога в 2018 году. Для удобства приводим эти разъяснения блоками по принципу «норма-ситуация-решение».

Старые документы на землю

  • гос. актов;
  • свидетельств;
  • иных документов о правах на землю, выданных физлицам или юрлицам до начала действия Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ <О госрегистрации прав на недвижимомость и сделок с ним˃, которые имеют такую же юридическую силу, как записи в ЕГРН (далее – Закон № 122-ФЗ);
  • акты компетентных государственных и местных властей о предоставлении участков земли, которые действуют в месте их издания на момент принятия.

Кому начислять налоговой земельный налог? Могут ли инспекции использовать такие документы (заверенные копии) для целей налогового администрирования, в т. ч. полученные от местных властей?

НК РФ не предусматривает использование для администрирования налога в отношении ранее учтенных участков сведений от местных органов власти (обмен такой информацией больше не происходит).

Для расчёта налога за земельный участок есть информационный обмен налоговых органов с Росреестром (ст. 85 (п. 4, 11), ст. 391 НК РФ).

Для внесения в ЕГРН данных о ранее учтенном участке можно применять порядок госрегистрации ранее возникших прав – ч. 1 ст. 69 Закона № 218-ФЗ.

Для регистрации ранее возникших прав без личного обращения в регистрирующий орган физлица-правообладателя ранее учтенного участка предусмотрено, что органы местной власти могут в качестве уполномоченных лиц от имени граждан подавать заявления о госрегистрации прав на недвижимость и иные документы (участки ЛПХ, дачи, для огородничества, садоводства, гаражного или ИЖС).

Затем данные о зарегистрированных в ЕГРН правах на ранее учтенные участки передают в налоговые органы согласно п. 4 ст. 85 НК РФ.

Новая льгота-вычет для пенсионеров

Но некоторые местные власти по этой норме – в редакции до 2018 года – ранее уже вводили дополнительное уменьшение налоговой базы на энную сумму (например, в Калуге). То есть сверх общероссийской льготы по п. 5 ст. 391 НК РФ.

Возможна ли уплата земельного налога для пенсионеров в 2018 году с учётом двойного вычета?

Исходя из ст. 5 НК РФ, если муниципальный нормативно-правовой акт о местном налоге содержит отсылочные нормы на НК РФ, его применяют с учетом редакции Кодекса, актуальной на момент издания муниципального акта, поскольку иное не предусмотрено законодательством о налогах.

Пониженная ставка по с/х землям

  • отнесение участка к с/х землям;
  • его использование для с/х производства.

По мнению ФНС, оплата земельного налога в 2018 году идёт по повышенной ставке (до 1,5%) как за «прочие земли» с периода вынесения решения о нарушении до начала налогового периода, в котором оно устранено. При этом переход прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому значения не имеет.

Трансформаторы и распределительные пункты – это ЖКХ?

В силу п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) (понятие «система коммунальной инфраструктуры») и ст. 19 ЖК РФ (понятие «жилищный фонд») для квалификации определенных объектов недвижимости в качестве объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ необходимо установить (определения ВС РФ от 27.02.2017 № 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 № 306-КГ16-15969 и определение ВАС РФ от 02.09.2010 № ВАС-10062/10):

    • что их работа направлена на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований);
    • что они нужны для эксплуатации жилфонда.

У юрлица участок – для индивидуальной жилзастройки

По мнению ФНС России, земельный налог в этой ситуации платят по общим правилам: ставки не зависят от принадлежности земли физлицам или компаниям.

Срочные поправки в порядок заполнения декларации

    • с коэффициентом 2 – в течение трехлетнего срока строительства с даты госрегистрации прав на участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости;
    • с коэффициентом 4 – свыше трехлетнего срока.

Между тем, Порядок заполнения декларации по земельному налогу (утв. приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347) не предусматривает возможности применять два разных коэффициента за один налоговый период.

buhguru.com