Правило оро и оло

Правило оро и оло

Поиск ответа

Всего найдено: 7

В значении ‘связанный дружбой, взаимным согласием’ следует использовать прилагательное дружный: дружный коллектив.

Корректно: Опираясь на высказывания «живых звеньев», связывавших его с преподобным Паисием, – епископа Нектария, Е. Ю. Концевич, отца Адриана, отец Серафим писал… Запятая после слова Паисием закрывает причастный оборот, запятая после слова Адриана – деепричастный; второе тире после обособленного приложения опускается, т. к. по условиям контекста требуется запятая.

«Заручиться мнением» нельзя. Можно ссылаться на чье-либо мнение.

Ответ справочной службы русского языка

Антагонизм – 1) непримиримое противоречие, вызванное несогласием во мнениях, противоположностью интересов; соперничество, борьба интересов; 2) биол. борьба за существование, основанная на стремлении организмов к самосохранению и сохранению своих видов.

Экзерсис – упражнение для развития, совершенствования техники исполнения (в танцах, музыке).

Нет, такого орфографического правила не существует (и не существовало). О буквосочетаниях -оро- / -оло- (также -ере-, -ело-) говорят применительно к истории языка: подобные сочетания – признак русских слов, в то время как сочетания —ра-, -ла-, -ре-, -ле- – признак старославянских слов, ср.: ворог – враг, город – град, золото – злато, голова – глава, болото – блато, берег – брег, шелом – шлем и т. п. (в лингвистике это наличие графической последовательности оро, оло, ере, ело в русских словах называется полногласием). В таких словах, действительно, пишется -оло-, -оро-, но это лишь закономерность, характерная для ограниченной группы слов и вызванная историческими процессами в языке.

Если это причастие (очевиден субъект действия), то следует писать одно _н_. Если это прилагательное (то же, что _обладающий взаимным согласием, единством_), пишется две _н_, например: _решение согласовано с начальством, их действия согласованны_.

_Полногласие_ — характерное для русского, украинского и белорусского языков наличие сочетаний [оро], [оло], [ере] между согласными в словах (город, золото, берег и т. п.). _Неполногласие_ — наличие сочетаний _[ра], [ла], [ре]_ в словах. О наличии полногласия (неполногласия) можно говрить, только если были или есть соответствующие слова с неполногласием (полногласием): _город — град, золото — злато, берег — брег_.

© 2000-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Грамоту.ру» обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57155, выдано Роскомнадзором 11.03.2014.

new.gramota.ru

Товарищи Лингвисты, помогите? (1096 просмотров)

Спор тут завели со знакомым, о грамматике. Такой вопрос. Вроде бы, было какое то правило, про ОРО, ОЛО, ЕЛЕ и ЕРЕ. Ну, вот слова мОЛОко, кОРОва, мОРОженое, бОРОда и т/д. И, иже с ними пЕРЕход, пЕРЕвал, бЕРЕг. Так вот вопрос, было ли правило, или это совпадение? и, почему тогда пАРОль и кАЛОша — эт исключения? Или мы вообще за уши чета притянули, и правила такого нет? )))) Автор: Дрю Берримор * Ответить

ере\еле такого вообще нет, а оро\оло- это правило в 1-2 классе проходят, оно в случае, если сомнение а или о, а в пароле соомнений нет. Автор: Nadusha I C.S. Ответить

Ну почему же?
Первое О безударное — можно написать «пОРОль» Автор: Researcher Artemis C.B. Ответить

Так и голоша написать в принципе можно.. Как их проверяют то? Автор: Дрю Берримор * Ответить

да это же иноязычные слова, хрен их проверишь.
пароле, пароле, пароле. помните песенку? вот и вся проверка. Автор: tonina * Ответить

Это правило имеет отношение только к словам славянского происхождения. Они имеют в своей основе корни ОРО, ОРО, ЕРЕ, ЕЛО. Изначально в таких корнях подразумевалось чередование гласных.
Молоко-млеко, Володимир — Владимир, мороз — мраз, морок — мрак, перед — пред, зело-зло и т.д.
Пароль и калоша — слова не славянского происхождения. Автор: Researcher Artemis C.B. Ответить

Миленькая, чтобы правильно ответить на Ваш вопрос, нужно углубиться в дебри Исторической грамматики, а это очень долго и нудно. Я не буду никого здесь этим утомлять( найдутся другие охотники). Про заимствованные из неславянских языков слова Вам уже написали. Но. Если Вы можете найти родственное слово из другого СЛАВЯНСКОГО языка, с сочетанием -РА-,-ЛА-,-РЕ-,-ЛЕ-, например борода- брадобрей, молоко-млечный, то в спорном слове будет полногласие с ОРО-ОЛО, ЕРЕ-ЕЛЕ. Но тут очень важно не путать корень и другие части слова. В Ваших примерах(переход, перевал) это не корень, а приставка, а приставок ПЕРИ- и ПИРЕ- не бывает.
P.S.:»А русский язык учи- пригодится.»(«Особенности национальной рыбалки» ) Ответить

Ну, для этого надо знать другие славянские языки. Например, чтобы проверить написание слово «корова», надо знать польский Автор: Researcher Artemis C.B. Ответить

«Но тут очень важно не путать корень и другие части слова. В Ваших примерах(переход, перевал) это не корень, а приставка, а приставок ПЕРИ- и ПИРЕ- не бывает.» +100 Автор: tonina * Ответить

Ну вот и вопрос. Получается, нужно знать происхождение слова, чтоб знать как оно пишется? Например, детям или иностранцам- КАК объясняют, что пишется именно кОРОва и мОЛОко а не «карова» и «малако»? Я выросла заграницей, поэтому понятия не имею — есть правила, или нет. Сама пишу «интуитивно», просто читаю на русском много. И то, умудряюсь ошиППки ляпать А правил — вообще не знаю. Автор: Дрю Берримор * Ответить

В школе эти слова относят к непроверяемым (т.е. словарным) и просто тупо запоминают, как пишутся. Автор: Марина Шадрина C.B. Ответить

А русским изучающим иностранный язык как объясняют почему слово пишется так или иначе? Происхождение знать не обязательно, достаточно просто запомнить написание или произношение. Автор: холерная Басенька * Ответить

Тобишь, ВСЕ эти ОРО, ОЛО и иже с ними- тупо запоминают? Автор: Дрю Берримор * Ответить

А вы, когда проверяете текст, всегда правила вспоминаете? Ужас. Ответить

Она ж прямо и честно говорит, что правил не знает. Чего ей вспоминать-то? Ответить

Я же честно написала, что выросла вообще не в России ) Большинство текста пишу опираясь на визуальную память. Если в слове совсем не уверена, то иногда приходится и в гугл лезть, или спрашивать у русскоязычных друзей — есть ли правило. Я «трилингва», поэтому бывают проблемы периодические с каждым из 3 языков. Но в общем и целом, думаю русский у меня достаточно хороший, мои письма и тексты достаточно понятны и удобоваримы. Автор: Дрю Берримор * Ответить

А как вообще другой язык осваивают? Ессно, «тупо» учат иностранные слова. В английском, например, еще и произношение запоминать надо: пишется так, а произносится совсем по-другому. Автор: Freken Snork * Ответить

ПЕРЕ- это вообще приставка, она пишется только так и никак больше, зачем на нее отдельное правило
Молоко — словарное слово, т.е просто надо запомнить,
а борода проверяется однокоренными словами. Удивляюсь, чего тут непонятного может быть. Ответить

Насчет приставки согласна. У слова «молоко» есть старославянский аналог «млеко». Все эти ОРО/РА, ОЛО/ЛА и прочие варианты чередований — это последствия объединения древнерусского и старославянского языков. Город/град, холод/хлад (прохлада) и т.д. А «пароль» и «калоша» — слова инязычного происхождения, вот на них правило с чередованиями и не распространяется. Автор: Sanchika (aka СанькаО) * Ответить

А почему молоко — словарное слово? Оно же идеально вписывается в правило -оло-
Или машина — тоже словарное слово? Ответить

Да, словарное, а что вас удивляет-то? И нет такого правила, тут уже об этом писали. Автор: Freken Snork * Ответить

Зачем вы мне на украинский сайт ссылку даете? Автор: Freken Snork * Ответить

вы чо, какой украинский?! Ответить

Это совершенно на другую тему правило, не говоря уже, что источник 1915-го года. Ответить

Это именно на эту тему правило. Автор: Researcher Artemis C.B. Ответить

Эээ. Мне кажется, я понимаю, о чем вы. Если кратко, в праславянском языке, в результате диалектного разделения которого произошли разные славянские языки, в том числе русский, была группа согласных со слоговым (сонорным) согласным. В общем это долго объяснять, но в результате перераспределения звуков в южнославянских языках (например, болгарском) получились группы trat (злато), tret (брег), tort (торг). Здесь t — это согласный, r — слоговой гласный r (то же касается l). Е, о, а — соответствующие гласные. В свою очередь, в восточнославянских языках получилось torot (золото), teret (берег) и т.д. В русском языке очень много южнославянских заимствований, поэтому в современном языке никакого такого правила нет, по наличию полногласия (torot) можно только судить о происхождении слова, исконно русское оно или нет. Это все касается только корней слов, не приставок. А «галоша» которую вы приводите в пример, это вообще кажись заимствование из романских каких-то языков (коллеги меня поправят). Автор: Sepia21 V.I.P. Ответить

Преподаю русский с 5 по 11 классы. Там этого правила и в помине нет. Зато в тестах ГИА есть задание найти и выписать слово с полногласием. Вот как. Наверное,детей должно осенить в нужный момент само))) Ответить

Осенит только тех, которые плохо учились в начальной школе. А те, которые все-таки слушали на уроках, просто вспомнят, что им про это первая учительница говорила. Вообще-то и Вам бы неплохо об этом детям напомнить, когда преподаете русский с 5 по 11 классы, раз уж есть такой вопрос в тестах. Или Вы предоставляете детям право вытаскивать себя самим из болота за волосы? Ответить

Предлагаете всем учителям подделываться под этих тупиц из Минобраза? В их дебильных тестах может все что угодно, везде соломки не настелешь. Автор: Freken Snork * Ответить

То есть «тупицы из Минобраза» предполагают, что детям о полногласии должны учителя рассказать, а учителя, не желающие «подделываться»( браво, учитель!) плевать хотели на программы и стандарты? «У советских собственная гордость». Ответить

Лично я сомневаюсь, что они вообще интересуются темами в школьной программе. У них там своя свадьба Что хочу, то и ворочу. Автор: Freken Snork * Ответить

я это все только в универе в первый раз услышала, допускаю, правда, что в школе плохо училась. Автор: tonina * Ответить

А почему Вы сделали вывод, что я учеников не готовлю как положено. Просто считаю, что если этому правилу посвятили один из 20 вопросов теста, его нужно включить в программу 5 класса. Мало ли что вздумается еще включить, а я не ясновидящая, простите))) А Вы ради интереса посмотрите программу начальной школы. Мои восьмиклассники говорят, что впервые слышат об этом, хотя класс очень сильный. Ответить

Сейчас есть образовательные стандарты, а программы выбирает учебное заведение. Видимо, Вашим восьмиклассникам не повезло ни в начальной, ни сейчас. Что Вам мешает, зная о включенном в тесты материале, поведать о нем детям. Если Вы филолог, может, все-таки стОит чуть побольше рассказывать о языке, а не только в рамках минимума. Историческая грамматика может помочь в развитии интереса к русскому языку. Ответить

Какие стандарты? Вы о чем?
И содержание тестов меняется каждый год. Автор: Freken Snork * Ответить

А Вы точно в школе работаете? А задания в тестах однотипные, и содержание из года в год не меняется. Может, Вы в другой стране живете? Ответить

eva.ru

Старославянизмы — ла-оло, ра-оро, ре-ере, ле-оло

Нощь наступила, небо затмила,
Тучею-дланью брег оросила.
Елень единый, как страж на посту,
Слушает сладостную темноту.

***
Храни надежды дни златые,
Пусть время серебрит власы.
Внимай си истины простые –
Едины правы небеса…
Чредой идут за днями дни.
Во всей Вселенной мы одни?

Нощь, длань, брег, елень, единый, страж, сладостный, храни, надежда, златой, власы, чредой — старославянизмы; причём «нощь (ночь), длань (правая рука), елень (олень)» — архаизмы, неупотребляемые в современной речи.

А это небольшой отрывок из книги-брошюры о чередующихся гласных. Книга, «лежащая в столе» ищет своего издателя.

ПОЛНОГЛАСИЕ И НЕПОЛНОГЛАСИЕ В РУСИЗМАХ И СТАРОСЛАВЯНИЗМАХ

Сложное название? Давайте выясним, что же такое русизмы. Если заглянем в «Толковый словарь», то прочитаем:

Русизм – это «1. Оборот речи или слово, характерные для русского языка. // Оборот речи или слово, заимствованные из русского языка или созданные по образцу русских слов и выражений.
2. Особенность русского языка или русского письма, зафиксированная в церковно-славянских памятниках, переписанных на Руси».

Значит русизм – это нечто, связанное с русским языком или созданное по его подобию.
Отсюда сделаем вывод, что старославянизм – это, наоборот, нечто, связанное со старославянским языком.

А где же старославянский язык так «пересёкся» с русским языком, что в современном русском языке слова пишутся то, как в старом русском «сторож», то, как в старославянском языке «стражник»?

А случилось это в десятом веке, когда Князь Древней Руси Владимир Красно Солнышко Русь крестил. Вместе с христианской религией пришли на Русь религиозные книги. А, чтобы были они понятны русским людям (и другим славянам), братья Кирилл и Мефодий перевели Библию на старославянский язык, ими созданный на основе существующих славянских языков. И для этого братьям пришлось «изобрести» алфавит – «кириллицу».

Старославянский язык – язык, специально созданный для переводов христианской литературы и создания собственных славянских религиозных произведений.

Таким образом, старославянизмы (церковнославянизмы) пришли в лексику русского языка с богослужебными книгами во времена распространения христианства на Руси (с 988г).
Старославянизмы обогатили язык многими названиями отвлечённых понятий, которых не было в русском языке. Приметой старославянских слов оказывается начало сложного слова: благо, бого, суе, грехо, добро, душе, зло, велико, мало, мило, чрево, често.
Например:
благословение, благонравие, благовест, благодарить;
богослов, богоравный, богоподобный, богобоязненный;
суеверие, суеверный, суесловие;
грехопадение;
добродушие, доброжелательность, добронравие, добродетель, добродетельный, добропорядочность, добросердечный, добросовестность;
душеприказчик, душеспасительный, душещипательный, душеполезный;
великомученик, великодушие;
малодушие, маловер;
милосердие, милосердный, милостивый, милость, милостыня;
злоумышление, злоумышленник, злословие, злорадство, злонравие;
чревоугодие, чревовещатель;
честолюбие …
Обратите внимание, в слове «милостивый» – нет «л»!

Но вернёмся к нашей теме «ПОЛНОГЛАСИЕ И НЕПОЛНОГЛАСИЕ В РУСИЗМАХ И СТАРОСЛАВЯНИЗМАХ».

Мы уже выяснили, что такое русизмы и старославянизмы, где и когда они встретились. Мы не будем исследовать, как русизмы и старославянизмы сосуществовали в нашем языке всё это время (тысячу с небольшим лет!). Это большая и интересная тема для других книг.
Нам важно научиться их «узнавать в лицо». Чтобы понимать, почему мы пишем, например, в слове голова, вторую букву «о». И не можем проверить ударением, например, словом глава.
Сначала уясним, что полногласие – это русизмы. А неполногласие – это старославянизмы.

СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ И РУСИЗМЫ

Представьте, идут тонкий и толстый навстречу друг другу. Тонкий — совсем прозрачный, худой, тощий, бледный и очень печальный, но гордый и возвышенный. Это старославянизм. Старославянизм одет в длинные и тёмные одежды. Он торжественен и строг.
А полный, то есть толстый, пузатый, румяный и весёлый русизм в ярких одёжах. Он немного простоват и высокой пышности не обучен.
Встретились они и решили жить дружно. Так важно дополнять и помогать друг другу в разных жизненных ситуациях.

Запомнили, что полногласные – это…? Правильно – русизмы. А неполногласные – это…? Так точно – старославянизмы.

А вот девочка Лара. У неё в руках «реле».
А мальчик протягивает к ней руку и просит: «Лара, дай реле!»

Запомним: ЛАРА, ДАЙ РЕЛЕ!

В этой «запоминалке» закодированы четыре неполногласных, то есть старославянских чередующихся буквосочетаний: ЛА – РА – РЕ – ЛЕ.

ЛА
Глава – голова – ЛА//ОЛО
Слово голова нельзя проверять ударением словом с чередованием — главы! Букву «о» можно проверить словом головка.
РА
Град – город – РА//ОРО
РЕ
Брег – берег – РЕ//ЕРЕ
ЛЕ
Млеко – молоко – ЛЕ//ОЛО

Ещё в начале XIX века старославянизмы часто встречались в художественной речи. Найдите в строчках А.С. Пушкина старославянизмы и русизмы:

1. Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия.

2. Вот въезжает в город он,
Вдруг раздался лёгкий звон.

3. Пред гробницею святой
Стою с поникшею главой.

4. К плечу головушкой склонилась.

5. Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле.

6. В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой.

7. Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.

8. Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

9. Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы.

10. Балда, с попом напрасно не споря,
Пошёл, сел у берега моря.

11. Здравствуй,
Племя младое, незнакомое!

12. В то время из гостей домой
Пришёл Евгений молодой…

13. Гм! Гм! Читатель благородный,
Здорова ль ваша вся родня?

14. Что смолкнул веселия глас?

15. О, если б голос мой
Умел сердца тревожить!

16. Вкруг её стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.

17. Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.

18. У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.

19. Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ РУСИЗМЫ
1. град 2. город
3. главой 4. головушкой
5. сребрит 6. серебрится
7. храните 8. хоронят
9. на брегах 10. у берега
11. младое 12. молодой
11. здравствуй 13. здорова
14. глас 15. голос
16. стража 17. сторож
18. златая 19. золото

А сейчас давайте займёмся научной работой. Не пугайтесь. Это совсем не сложно. Просто путём «рассматривания и сравнивания» сделайте выводы и ответьте на вопросы:
1. Чем старославянизм одежда отличается от русизма одёжа?

Причём старославянизм крепко вошёл в нашу речь, перестал быть важным и торжественным, а стал нормой употребления, нейтральным словом. А вот слово одёжа – ушло из литературного языка. И можно его встретить разве что в художественных произведениях или кинофильмах о Древней Руси. Да ещё кое-где в просторечии и диалектах.

2. Чем старославянизм ладья отличается от русизма лодка?

Причём старославянизм теперь стал архаизмом. То есть его синоним лодка – живёт в нашей речи, а слово ладья в значении лодка «плавает» в историческом прошлом.
Но поспорю сама с собой. Слово ладья живёт в нашем языке и сейчас, но в другом значении. Так называется шахматная фигура, чем-то похожая на башенку. Может быть, в древности, словом ладья называли не только лодки, но и башенки замков?
А, заглянув в словарь, читаю, что ладьёй сейчас ещё называют сосуд или вазу в форме лодки. Вот. Верна пословица: «Век живи – век учись».
Но продолжим наше научное исследование старославянизмов и русизмов.

3. Чем старославянизм равный отличается от русизма ровный?

4. Чем старославянизм един отличается от русизма один?

5. Чем старославянизм дщерь отличается от русизма дочь?

6. Сравнив приставки пре и пере, – мы можем сказать, где старославянская приставка, а где русская?

7. Сравнив приставки (чрез-чрес) и (через-черес), – мы можем сказать, где старославянские приставки, а где русские?

8. Сравнив слова излить и вылить по торжественности и сфере их употребления, мы можем сделать вывод, где приставка из старославянского языка, а где из русского?

9. Рассмотрим причастия, с суффиксами «ащ», «ящ», «ущ», «ющ» и прилагательные с суффиксами «ач», «яч», «уч», «юч»:

К какому языку Вы бы отнесли данные причастия, а к какому эти прилагательные? Какие слова и в современном языке более книжные и «важные» по облику и внутренней «стати»? Какие слова чаще употребляются в письменной речи, чем в разговорной?

Хватит вопросов. Вот ответы, если Вы не обо всём догадались.

1. Чем старославянизм одежда отличается от русизма одёжа?
1.Старославянизм одежда отличается от русизма одёжа буквами.

Старославянизмы «любят» буквосочетания «жд», а русизмы проще – там произносится только буква «ж». Это могут подтвердить пары слов:

Слово надёжа – устарело и сохранилось лишь в разговорной речи.

Предлог меж — разговорного стиля, между – книжного стиля.

Слово прежде работает в нашей речи то наречием (прежде встречались), то предлогом (пришёл прежде него). А вот слово «преже» Вы можете встретить лишь в древнерусских письменных источниках.

Из пары слов «одежда» и «одёжа» мы можем сделать ещё один вывод.
Старославянизмы «любят» букву «е», а русизмы букву «ё». Это могут подтвердить пары слов:

Крестный ход, но Крёстный отец, Крёстная мать – участвующие в обряде крещения. Обратим внимание, пишем с большой буквы!

Слово нёбо в современной речи — это нёбный свод во рту. Нёбо, нёбушко – так называли свод небес древние русичи.

Вы знаете, что напёрсток – это приспособление, надеваемое на палец, при шитье иглой, чтобы не колоться. Перст – это палец. Помните выражение «перст указующий»? происхождение слов перстень и перчатки также связаны со словом перст.

2. Чем старославянизм ладья отличается от русизма лодка?
3. Чем старославянизм равный отличается от русизма ровный?
4. Чем старославянизм един отличается от русизма один?

2. 3. 4. Дадим ответ сразу на три вопроса. Старославянизмам ближе буквы «а» и «е», а русизмам – буква «о». Подтверждаем наш вывод ещё примерами:

раб, работа робить

един, единица, единственный один

Слова елень и езеро можно встретить лишь в древнерусских текстах. Также устарело и слово «робить» (то есть работать), оно сохранилось в украинском языке. Но почему-то слово «робить» напоминает мне очень Вам знакомое слово – робот! Да, они родственники!

5. Чем старославянизм дщерь отличается от русизма дочь?
5. Ну, кроме гласных «е» и «о», мы наблюдаем различия в шипящих согласных. В старославянизмах «любимым» оказывается звук «щ», а в русизмах – звук «ч»!

немощь, немощный немочь, невмочь, мочь

Слова дщерь, нощь уже пару веков как архаизмы. Но встречаются в церковном языке и поэзии. М.В. Ломоносов в 18 — м веке писал:

«Богиня, дщерь божеств, науки основавших…»,

а К.Н. Батюшков в начале 19-го века:

«О, сладостна мечта, дщерь ночи молчаливой…».

Слово нощь можно встретить в поэтической речи и 20 века. Например, у Сергея Есенина мы читаем:

Нощь и поле, и крик петухов.
С златной тучки глядит Саваоф.

Сохранилось слово нощь и во фразеологизме: «Аки тать в нощи» — как вор в ночи. Так говорят о чём-то внезапном, случившемся без предупреждения.
Слово «немочь» ушло из литературного языка и сохранилось лишь в просторечии.
6. Сравнив приставки пре и пере, – мы можем сказать, где старославянская приставка, а где русская?
7. Сравнив приставки (чрез-чрес) и (через-черес), – мы можем сказать, где старославянские приставки, а где русские?

Вопросы 6. и 7. , я думаю, у Вас не вызвали сложностей. Это уже знакомое нам чередование РЕ//ЕРЕ.

ПРЕ//ПЕРЕ прервать – перервать;

ЧРЕЗ//ЧЕРЕЗ чрезмерный – череззерница;

ЧРЕС//ЧЕРЕС чресполосица — чересполосица.

Приставка «чрес» — отживает свой век. Хотя ещё в ХIХ в:
«Город чудный, чресполосный; — Суша, море по клочкам (Вяземский)».

Череззерница – неполное завязывание семян в колосе хлебных злаков.
(Слова «черезмерный» – нет). Слов с чередованием пре//пере достаточно много сохранилось в нашем языке:

преградить – перегородить;
преступить – переступить;
пресечь – пересечь;
преломить – переломить;
прервать – перервать;
преложить (перевести) – переложить;
предать – передать;
беспрестанно – перестать…

Есть такое правило: если приставку можно заменить на «пере» и значение слова не меняется – пиши смело приставку «пре»!

Но откроем словарь на:
1) «чрез»: чрезмерность;
2) «через»: череззерница;
3) «чрес»: чресполосица;
2) «черес»: чересполосица, чересседельник, чересстрочный, чересчур.

И ещё несколько однокоренных слов. Это всё, что записано в словарях с этими приставками. Не путайте приставки с предлогами чрез, через:
через речку; чрез овраг…

И восьмой вопрос не должен вызвать Ваших затруднений. Вы уже помните, что старославянизмы – это книжно-возвышенный стиль, может быть, поэтический. Значит, излить – без сомнения, старославянизм, вылить – русизм. Таким образом, приставки из (с), низ (с), раз (с), воз (с), чрез (с) – старославянские морфемы.

Какие слова и в современном языке более книжные и «важные» по облику и внутренней «стати»? Какие слова чаще употребляются в письменной речи, чем в разговорной?

Я думаю, на этот вопрос вы сразу правильно ответили. Помните, «нощь» — «ночь»? Старославянизмы «любят» «Щ», а русизмы «Ч»… Причастий раньше не было в русском языке. А теперь как же жить и писать без них? Суффиксы ащ, ящ, ущ, ющ – морфемы старославянского языка.

Мы с Вами завершили нашу исследовательскую работу. Давайте.

Далее идёт таблица сравнений по морфемным и буквенным признакам «старославянизм — русизм». Так как здесь (на предоставленном нам поле для печати) таблицы «не поддерживаются» (у меня не получается их скопировать), вышлю в WORD-формате на вашу почту, кому нужно.

Если кому будет интересно — добавлю сюда небольшой список, собранных мною пар «старославянизм — русизм» 🙂

Спасибо, если хватило терпения дочитать до конца.

Спасибо, Надежда, буду пользоваться многими примерами. Особенно понравилось про тонкого и толстого)))

Спасибо и вам! Рада, что материал работает, помогает.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2018 Разработка и поддержка: Литературный клуб Под эгидой Российского союза писателей 18+

www.stihi.ru

Правило оло оро в русском языке

Подсказки для родителей  Читайте своим детям вслух как можно чаще: 20 минут чтения каждый вечер или сказка на ночь — это минимальная необходимость.  Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день.  Читайте сами, показывая пример своему ребенку.  Разрешайте ребенку самостоятельно выбирать книги для чтения.  Поощряйте ребенка в его желании подержать, полистать, поиграть с книгой.  Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было много красочных книг.
Конспект урока литературы на тему «Корова с теленком»

А теперь еще раз пропойте гласные, которые указывают на твердость предыдущего согласного.

А сегодня на уроке мы с Вами узнаем еще очень интересную вещь о том, что орфограммы бывают не только в слабой позиции, но и в сильной.

Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Слабая позиция гласных в сочетании оро – оло. Чтение слов и предложений. Чтение текста и беседа по содержанию уже в твоих закладках.

Мой любимый день недели, как это ни странно, — четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

А теперь пропойте гласные, которые указывают на мягкость предыдущего согласного.

Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей широте только перед человеком просвещенным и знающим. К. Г.Паустовский Работать над книгой — это радость победы над временем, над пространством. Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного. К. Г.Паустовский Чтение возвышает душу. Вольтер Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д. Дидро Нет таких книг, у которых нельзя бы чему — нибудь научиться.
ВАШ РЕБЕНОК И ЧТЕНИЕ

На прошлом уроке мы с Вами читали о двух замечательных друзьях. Как звали наших героев? «Друг познаётся в беде». И друг нашел то, что помогло поднять настроение его другу. Что он нашел? (хвостик).

На жарком солнышке подсох и рвется из стручков . (г_р_х)

1. познакомить учащихся с написанием слов с сочетанием — оро-, — оло-.

Слабая позиция гласных в сочетании оро – оло

Тестирование по теме «Фонетика» в 5 классе (Русский язык) 1.Ороэпия -это раздел науки о языке, изучаючий : А) звуки речи; Б) правила произношения звуков; В) согласные звуки, 2. В русском языке звуков: А) 5 гласных и 36 согласных; Б) 10 гласных и 36 согласных; В) 6 гласных и 36 согласных; 3. Безударное положение гласных звуков является: А) сильной позицией и не проверяются; Б) слабой позицией и проверяются ударением ; В) средней позицией. 4. Десять букв а, е,е, и,о, у,ы, э,ю, я
Конспект урока «Угостим корову травкой»

Чтоб не обиделась корова и не прокисло молоко, мы оба этих слова напишем в корне с буквой «о».

Самые заметные полногласия и неполногласия в русском языке:

В отношении двух первых слов данный «диагноз» точно не верен! Ведь у данных слов нет пары неполногласия.

  • Запомнить! Многие такие словоформы являются словарными, и их написание нужно просто уточнить в орфографическом словаре. К примеру, воробей. Вторую гласную можно проверить, поставив ее в сильную позицию под ударение – ворОбушек. А вот первую из сочетания проверить никак не удастся, нужно ее просто записать и заучить.
  • Проверить с помощью изменения данного слова: подбора однокоренного с тем условием, чтобы поставить гласную в сильную позицию. Возьмем для примера слово берег. Первая е уже под ударением, а вторую ставим в сильную позицию подбором однокоренной полногласной пары – правоберЕжный.
  • Что же такое поросль? В данном случае и это не пример полногласия, так как поросль имеет корень -рос-, а «по» является приставкой. А правописание в корне «о», а не «а», как в неполногласном варианте, говорит о том, что это слово – исключение из «оро-оло».

    Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке

    Полногласие воровки и сноровки только видимое. Для того чтобы это выяснить, нужно провести словообразовательный разбор.

    Все слова, имеющие полногласие, делятся на несколько групп:

    Для лучшего понимания стоит взглянуть на примеры.

    Слова с чередованием также отличаются различной стилистической принадлежностью. Так, неполногласные конструкции чаще встречаются в поэтической речи.

  • Однокоренные слова, некоторые из которых обладают полногласием, а другие нет: берег – прибрежный, жеребьевка – жребий.
  • Только полногласные слова, у которых нет неполногласного аналога: корова, борона, солома.
  • Только неполногласные слова, у которых утрачен именно вариант с полногласием. К примеру: влага, срам, время.
    1. Оро-ра: бороздить – браздить; вороги – враги; воротятся – вращаются; воротятся – вращаются; города – грады; огородить – оградить; дорогая – дражайший; зорок – зрачок; коротать – краток; морока – мрачный; норовить – нравиться; оборотиться – обратить; пороховница – прах; здороваться – здравствовать; сторониться – страны; хоромы – храмовый; хорониться – охраняет; хоробриться – храбриться.
    2. Ола-ла: волочиться – влачить; волосатый – власы; Володенька – Владик; голосить – гласит; головной – главный; голодать – обгладывать; золотой – злато; колос – клас; молотить – млатить; молодка – младость; молодец – младенец; молония – молния; оболочка – облачный; солод – сладкий; холодильник – хлад.
    3. Ере-ре: беремя – бремя; веред – вред; середина – среда; бередить – бред; дерево – древо.
    4. Оло-ле: молочный – млечный; полощет – плещет; волочит – увлечься.

    Эти слова образованы от «вор» и «норов». Оба при помощи суффиксального способа путем присоединения суффикса «овк».

    Русский издревле считался говором славян с Востока, составляющих ветку индоевропейских наречий среди славянских племен.

    В честь своей победы князь Олег оставил знак на вратах Царьграда – свой щит. Когда он возвратился в Киев, подданные встретили его с ликованием, «. дивясь храбрости, уму и богатству», провозгласили его Вещим.

    Или возьмём слова голова и глава. Первое называет часть живого организма, а второе чаще всего обозначает должность человека, руководящего каким-либо населённым пунктом.

    Полногласные и неполногласные сочетания: примеры

    За неделю, которую папа провёл на охоте, у него отросла борода.

    Слово огород имеет следующее значение: место для посадки культурных растений, а ограда – это забор вокруг участка.

    Некоторые из слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания букв, различаются степенью активности использования в русском языке. Приведём примеры.

    Олег был первым из рода Рюриковичей, который стал киевским князем. Он подчинил своей власти все славянские племена и столицу из Новгорода перенёс в Киев. В девятьсот седьмом году он предпринял успешный поход на Царьград (Константинополь). Побеждённые византийцы согласились на большой выкуп и заключили с Олегом договор, по которому русским купцам была разрешена беспошлинная торговля по всей Византии.

    Град Петров стоит и стоять будет на берегах реки Невы.

    Слова хоромы и храм имеют разницу в том, что под одним из них подразумевается жилище богатого, но всё же обычного человека, а другое – дом Божий.

    Она власов не рвёт на голове, а молча горе принимает.

    Меньше примеров, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания ере-ре:

    И уж совсем немного сохранилось слов, в которых есть чередование полногласных и неполногласных сочетаний оло-ле:

    Приведем еще примеры слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания: облако и оболочка. Одно плывёт по небу, а другое служит покрытием для чего-нибудь.

    Учитель: У кого другое мнение? Посмотрите, как обозначается приставка.

    Ученик: Эти буквосочетания расположены в корне слова.

    Учитель: Откройте тетради, запишите число, Классная работа и покажите готовность к дальнейшей работе. Ребята, а как вы думаете, зачем мы учимся красиво писать?

    Учитель: Авторы учебника обращают наше внимание на то, как «работает» приставка. Прочитайте об этом в учебнике на стр.127. Вслух прочитает ________.

    Учитель: Сегодня у нас очередное заседание научного совета. Уважаемые советники, доложите готовность ваших лабораторий.

    Задачи урока:

    • организовать наблюдение за этой частью слова;
    • научить выделять приставку из состава слова.

    Учитель: Прочитайте все полученные словосочетания. (Читает пара, первая выполнившая задание.)

    Цель: помочь детям сделать самостоятельное открытие в познании новой части слова – приставки.

    Учитель: Подскажите-ка, уважаемые члены научного совета, в каких словарных словах встречаются буквосочетания орои оло? Посовещайтесь тихонько, не мешая друг другу.

    Урок русского языка во 2-м классе по теме — Приставка

    Учитель: Исследовать значение разных приставок нам поможет упражнение 1 на стр. 126 учебника. Для того, чтобы было интересно и легче, работать будете устно парами.

    Ученики: Приставка образует новые слова.

    Учитель: Обратите внимание на местонахождение буквосочетаний оро и оло. Что вы можете сказать?

    pahomova-nsk.ru

    Еще по теме:

    • Правовая оценка иска Как определяется цена иска? Цена иска — это стоимостное выражение нарушенного права, за защитой которого лицо обратилось в судебный орган. Для каких целей, в каких случаях и как производится расчет цены требований истца, а также на какие нюансы стоит обратить внимание […]
    • Сферы действия налогов определяются Сферы действия права СФЕРЫ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА — участки социального пространства (деятельности, поведения, отношений), на которые распространяется действие права. Если уровни характеризуют проникновение права «в глубь» правовой действительности (в правовое сознание и […]
    • Законы об авторском праве на картину Закон Российской Федерации от 09.07.93г. №5351-1 “Об авторском праве и смежных правах” Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ, вступили в силу с 28 июля 2004 года (дня официального опубликования Федерального закона в "Российской […]
    • Ст 105 ч 2 п г ук рф Ст 105 ч 2 п г ук рф В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)» от 27.01.99 отсутствует разъяснение относительно применения данного пункта ст.105 УК РФ. При квалификации убийства беременной женщины […]
    • Оружейного приказа Оружейный приказ Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 . Смотреть что такое "Оружейный приказ" в других словарях: ОРУЖЕЙНЫЙ ПРИКАЗ — административный орган управления в Русском государстве 16 17 вв., ведавший […]
    • Соблюдение каких правил считалось проявлением хорошего воспитания на руси § I. Что значит жить по правилам. - 1. Подбери 2-3 синонима к слову «правила». Объясни смысл, объединяющий эти слова. Правило — требование для исполнения неких условий (норма на поведение) всеми участниками какого-либо действия (игры, правописания, судебного […]
    • Материнский капитал до какого года выдают До какого года действует материнский капитал Основной нормативный акт, регулирующий программу материнского капитала, — это федеральный закон № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Ранее в тексте документа […]
    • Налог по договору пожертвования Ремонт в рамках договора пожертвования. Налоговые последствия С. А. Суворова, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Рассмотрим такую ситуацию. Помещение лаборатории университета, которое в дальнейшем будет использоваться им в образовательном процессе, […]

  • Комментарии запрещены.