Пособие по развитию связной речи детей

Пособие по развитию связной речи детей

Дидактическое пособие по развитию связной речи «Сказочная полянка»

Наталья Елфимова
Дидактическое пособие по развитию связной речи «Сказочная полянка»

Дидактическое пособие по развитию связной речи

детей среднего дошкольного возраста

МБДОУ д/с № 4 «Колосок»

Елфимова Наталья Валентиновна

Пояснительная записка

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды.

Анализ литературы, опыт работы показывают, что связная речь детей, особенно монологическая, развита недостаточно:

— рассказы детей примитивны по содержанию и по форме,

— в рассказах отсутствует полнота и последовательность изложения текста,

— преобладают простые нераспространенные предложения,

— у детей отмечается низкая речевая активность.

Наблюдения за детьми доказывают, что детям без наглядности не интересно, они не могут запомнить текст полностью. Часто после знакомства со сказкой, дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказки. Может быть, это происходит из-за большого количества героев. Дети путают последовательность, кто за кем появляется в сказке.

Уже давно доказано, что сказки играют немаловажную роль в развитии детей, это просто неотъемлемый элемент. Но, читая детям сказки, я столкнулась с проблемой, что большую часть детей не интересуют книжки, они не слушают сказку без наглядного сопровождения, многие дети отвлекаются, не проявляют интереса к сказке.

Но что же делать, если ребенок не любит сказки? Нелюбовь детей к сказкам — достаточно распространенное явление среди современных детей.

Но как же заставить детей слушать сказки?

Однако психологи уверены, что заставлять ребенка бесполезно, поскольку само это слово подразумевает что-то нехорошее и неинтересное.

Правильная постановка задачи – заинтересовать детей читать книжки.

И решение просто – сказку нужно оживить.

Оживляем события произведения: устраиваем представления в кукольном театре, театре масок, добавляем фоновую музыку. Такое «прочтение» запомнится надолго.

Так возникла идея создания дидактического пособия «Сказочная полянка».

Цель данного пособия: развитие связной речи детей дошкольного возраста, учить детей при помощи наглядного материала самостоятельно рассказывать знакомые сказки, манипулируя персонажами.

1. Расширять и активизировать словарный запас детей.

2. Закрепить знания героев сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка».

2. Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память.

3. Уметь создавать воображаемые образы, узнавать сказочные ситуации.

4. Развивать детское речевое творчество.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Воспитывать интерес, любовь к сказке.

Используя пособие «Сказочная полянка» — как одно из средств развития связной речи детей, ожидается результат:

• Расширение и активизация словарного запаса детей, а также развитие мелкой моторики рук;

• Количественный рост словаря, и качественное совершенствование.

Методика использования дидактического пособия «Сказочная полянка»

Пособие предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет. Оно представляет собой панно с изображенной на нем полянкой.

В верхней части панно прикреплены на тонких веревочках готовые картинки, с изображением героев сказок. Картинки приклеены на геометрические фигуры разных цветов.

Перед началом игры все картинки находятся за полянкой.

В моей игре, используются четыре сказки. Поэтому изображены герои сразу нескольких сказок: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка».

квадраты цветные с двух сторон. На одной стороне сказка «Репка», на другой — «Теремок»., и, соответственно — на одной стороне сказка «Колобок», на другой – «Заюшкина избушка».

Игровая задача: расположить сказочных героев в такой последовательности, как они появляются в сказке, и рассказать сказку, с опорой на картинки.

Игру можно использовать как с подгруппой детей, так и для индивидуальной работы. Все материалы, использованные для данного пособия безопасны.

При интеграции видов деятельности пособие можно использовать для формирования элементарных математических представлений. Можно закреплять счёт героев, величину героев, закреплять основные цвета спектра, знакомить с геометрическими фигурами, ориентирование в пространстве (определение первого героя, последнего, кто за кем, кто перед кем). Также можно использовать для формирования целостной картины мира (сколько было растений в сказке, сколько было животных и т. д).

С целью формирования умения рассказывать сказку правильно, можно использовать это пособие в индивидуальной работе с детьми. Можно специально допустить ошибку в расположении героев и предложить ребёнку эту ошибку исправить.

Можно предложить ребенку сочинить свою сказку, используя героев из разных сказок сразу. Выбирая героев для будущей сказки, дети учатся размышлять, у них развивается память, внимание, логическое мышление.

Пособие может использоваться в качестве настольной игры и наглядного материала и в самостоятельной деятельности детей.

Варианты игровых действий с пособием

1. «Расположи последовательно и расскажи сказку».

Цель: помочь детям запомнить содержание сказки. Учить, отчетливо произносить слова, выработать правильный темп речи, интонационную выразительность. Вызвать желание рассказать сказку.

Цель: Развитие речи детей через сказку.

Задачи: Закрепить знание содержания сказок «Репка», «Колобок, «Теремок», «Заюшкина избушка». Учить использовать знания в игре. Учить видеть несоответствие объектов содержанию сказки, объяснять свой выбор. Совершенствовать умение пересказывать сказку. Развивать внимание, память.

3. «Кого не хватает?»

Задачи: Закрепить знание содержания сказки «Репка», «Колобок, «Теремок», «Заюшкина избушка». Учить использовать знания в игре. Учить называть недостающего героя, определять его место (за, после, перед). Совершенствовать умение пересказывать сказку. Развивать внимание, память.

4. «Опиши зайчика, волка и …»

Цель: помочь ребенку составить описательный рассказ по картинке, используя распространенные предложения, путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств.

Работа с пособием проходит по следующим этапам:

Этап 1: Организационный

Цель: Подготовка пособия к использованию.

Этап 2: Мотивационный

Цель: Побуждение детей к использованию пособия.

Воспитатель создает игровую, проблемную ситуацию.

Этап 3: Знакомство с пособием

Воспитатель показывает, как пользоваться панно и рассказывает сказку с последующим показом нужных персонажей.

Этап 4: Совместная деятельность воспитателя и детей.

Воспитатель разбирает вместе с детьми рассказанную сказку, задает вопросы, добивается полных, развернутых ответов.

Этап 5: Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель предлагает детям рассказать сказку. Дети выбирают нужных персонажей. Рассказывают сказку.

Данное пособие можно поместить в театрализованный уголок.

На основе этого пособия, опираясь на его смысл, можно изготовить пособия различные по своей тематике, целью которых может быть и счет предметов, и подбор по цвету, а также многое другое.

Моё пособие делает пересказ сказки более интересным и занимательным. Я и мои воспитанники с удовольствием используем его, как в образовательной деятельности, так и в игровой. Используя данный игровой материал в свободное время, я могу задействовать сразу нескольких детей.

Так же ценным оказалось использование игр с панно в индивидуальной работе с детьми. Так как в группе есть дети, которые стесняются отвечать на вопросы в работе с подгруппой детей. С такими детьми приемлема индивидуальная работа. И поэтому с гордостью могу сказать, что мой труд не пропал даром, наши игры для них привлекательны. Дети проявляют интерес к чтению и пересказыванию новых сказок, желание сочинять свои интересные истории и рассказывать их сверстникам.

В ходе диагностики было выявлено, что дети могут передать идею и содержание сказки, рассказывают по ролям.

Панно используется в организованной образовательной деятельности по: развитию речи, ознакомлению с окружающим, математическому развитию, сенсорике, в театрализованной деятельности. Чаще всего предлагается поиграть с панно детям, имеющим низкий уровень познавательно-речевого развития и недостаточно развитую мелкую моторику. Занятия и игры на панно вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышают активность; дети с радостью и большим интересом увлеченно, самостоятельно работают с фигурками и модулями панно. Наблюдения показывают, что дети, играя с материалами такого вида более успешны в развитии фантазии, в самостоятельных играх, в связной речи.

Сказкотерапия как средство развития связной речи детей. Новые технологии в работе с детьми по развитию связной речи 2.3. Практическое применение сказкотерапии. Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные.

Дидактическое пособие «Алфавитная полянка» для детей старшего дошкольного возраста Данное пособие — «Алфавитная полянка» изготовлено мной для детей старшего дошкольного возраста. Оно поможет развивать речевую активность.

Лэпбук «Сенсорная полянка» для детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста Дидактическое пособие Лэпбук «Сенсорная полянка»(средний дошкольный возраст детей с ОВЗ) Разработала и подготовила: Бокова Ирина Михайловна,.

Дидактическое пособие по развитию речи Дидактическое пособие по развитию речи Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте «Найди домик для слова» Дидактическое пособие.

Дидактическое пособие по развитию речи для детей 5–7 лет с ОНР «Поймай рыбку» В условиях реализации ФГОС ДО перед каждым педагогом стоит задача, направленная на внедрении игровых технологий в образовательный про-цесс.

Дидактическое пособие по развитию речи для подготовительной школе группы «Ларец звуков» Жили в одной волшебной стране «Азбука» звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как.

Дидактическое пособие «Полянка» Дидактическое пособие «Полянка» Цель: Формирование познавательно — исследовательских умений на основе сенсорных представлений. Задачи:.

Дидактическое пособие для детей 2–3 лет «Волшебная полянка» Хочу предоставить Вашему вниманию авторскую работу: Дидактическое пособие для детей 2-3 лет «Волшебная полянка». Значение развития мелкой.

Лэпбук «Пиши-читай!» — дидактическое пособие по развитию речи …. «Чтобы научиться говорить, надо говорить.» -М. Р. Львов. Дети старшего возраста, сами по себе уже почти большие, им всё кажется интересным,.

Пособие по развитию связной речи «Волшебная лесенка»

В основу данного пособия лег: «Синквейн» — в переводе с французского — пять строк.

Материал: Картонные карточки, размер выбирает педагог в зависимости от занятия, индивидуальное или групповое. На карточках изображены символы. В первых четырех стоках на первых карточках приклеены липучки, также на картинках используемых при описании и закреплении тем. Ребенок приклеивает картинку и начинает рассказывать.

К основным правилам синквейна относятся следующие:

1. Первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею.

2.Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.

3. Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.

4.Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающих отношения автора к теме.

5. Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Основные задачи:

— развитие лексико-грамматических категорий;

— расширение и актуализация словарного запаса;

— обучение выражать свои мысли, выработка способности к анализу;

— развитие памяти, внимания, мышления;

— облегчение процесса усвоения понятий и их содержание.

Коррекционные задачи:

— развитие связной речи; (умение составлять описательные рассказы)

— согласование существительных с прилагательными и глаголами:

— развитие мелкой моторики;

— развитие творческих способностей.

Пример составления рассказа:

2. Кукла красивая.

3. Куклу сажаю в коляску и катаю.

4. Кукла моя любимая игрушка.

Данное пособие помогает закреплять изученные ранее лексические темы. Помогает составлять мини-рассказ.

Пособие для детей 5-7 лет по развитию связной речи. Разработано для детей имеющих общее недоразвитие речи.

Варианты использования пособия:

1.​ В конспекте занятия по развитию связной речи.

А) Упр. «Составь из частей целое». (Составление разрезной картинки)

Л: А сейчас сюрприз! Он в конвертиках на столах. Соберите свои картинки и посмотрим, у кого что получится. У меня тоже есть картинки давайте посмотрим, у кого-нибудь из вас получились картинки похожие на мои.

Б) Л: А теперь каждый из вас с помощью «Волшебной лесенки» попробует рассказать о животном, которое у него получилось.

Реб1:

Корова гуляет по лугу и ест травку.

Корова хорошая, потому что она дает молоко.

Это домашнее животное.

Л: А теперь попробуй сам рассказать о корове.

Выслушиваются ответы детей.

Автор: Наумова Ирина Александровна,
учитель – логопед,
МАДОУ №342, г. Казань, Республика Татарстан, Россия

Автор: Петрова Роза Юнусовна,
учитель – логопед,
МАДОУ №342, г. Казань, Республика Татарстан, Россия

Статья размещена в авторской редакции

planetadetstva.net

Дидактическое пособие по развитию связной речи

Ольга Семерикова
Дидактическое пособие по развитию связной речи

Что же может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее не возможно успешное обучение в школе, нет настоящего общения.

В современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье практически не уделяется внимание развитие речи ребенка. Общение с родителями происходит в формате «Вопрос-ответ» и во время разговора, взрослые обращают внимание на смыл речи, но ни как не на связность, словарный запас, грамматические ошибки.

Предлагаю пособие по развитию связной речи дошкольников, сделанное своими руками.

Пособие ориентированно на старший дошкольный возраст и представляет из себя небольшие картинки с основой под фланелеграф.

С помощью таких опорных символов ребенку будет легче составить предложение, а в последующим и весь рассказ. Для начала педагог выкладывает картинки в ряд на фланелеграфе и дает образец рассказа, затем ребенок повторяет. Затем можно убрать картинки и попросить ребенка, выкладывая символы по одному, повторять предложения. Можно использовать прием, когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Пособие применялось на практике и могу сказать с уверенность оно достаточно результативно, ребенок не только видит картинки, что уже задействует зрительный анализатор, но и берет в руки и прикрепляет на фланелеграф.

Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Роль развивающих технологий в коррекции речевых нарушений дошкольников «Роль развивающих технологий в коррекции речевых нарушений дошкольников». Правильная речь сильно влияет на развитие полноценной личности.

www.maam.ru

пособие по развитию связной речи детей

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра «Дошкольной и социальной педагогики»

Пособие «Растём умными»

  1. Общие принципы работы с серией картинок
  2. Подготовительная работа
  3. Этапы работы с серией картинок
    • «Паровозик из картинок»
    • «Назови место, где происходит событие»
    • «Определи время событий»
    • «Найди общих героев на всех картинках»
    • «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делал»
    • «Что за чем
    • «Составь рассказ»
    1. Образец рассказывания
    2. Рассказ без картинки
    3. Проверочные задания
    4. Заключение
    5. Методическое обеспечение
    6. Приложения

    Полноценная подготовка ребёнка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием. При этом дошкольник должен не только самостоятельно разложить картинки в логической последовательности, но и составить по ним связный рассказ на данную тему.

    Ребёнок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, правильно и чётко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками в детском саду и школе.

    Цель пособия : создание содержательных условий, направленных на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством работы с серией сюжетных картинок.

    Развитие связной речи с использованием сюжетных картинок – это только один из видов работы по развитию речи.

    В пособии указаны:

    — общие принципы работы с серией сюжетных картинок

    — этапы работы с серией сюжетных картинок

    — рассказ без картинки

    Методическое пособие предназначено для воспитателей детского сада и родителей.

    Общие принципы работы с серией картинок

    Детям в возрасте 5 лет в серии можно включать до 6 картинок, отражающих типичные события, знакомые детям этого возраста (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес и т.п.). В этом возрастном периоде можно использовать также серии картинок на основе сказочных ситуаций (собачка угощает друзей обедом, сова учит лесных зверей в школе и т.д.).

    Детям в возрасте 5-7 лет целесообразнее предлагать серии из 6-8 картинок, связанных:

    — с личным опытом детей;

    — сказочными ситуациями из литературных произведений,

    — не знакомых детям, и др.

    Желательно, чтобы взрослый самостоятельно создавал серии таких картинок. Оформлять их можно в виде комиксов. Детям не должна быть заранее известна последовательность действий.

    Прежде чем дать задание детям, педагог в отсутствие детей сам должен установить логику событий, изображенных на картинках.

    Не рекомендуется также использовать картинки по сюжетам литературных произведений, знакомых детям, т.к. они не самостоятельно ищут причинно-следственные связи, а вспоминают тексты сказок или рассказов.

    Можно организовывать работу с подгруппами детей или индивидуально. Время на игры с серией картинок не должно превышать для детей до 4 лет — 5-6 мин.; до 5 лет — 10 мин.; до 7 лет — 15 мин.

    Очень важно, чтобы взрослый мотивировал деятельность детей по составлению рассказа по серии картинок.

    — для детей 3 лет: «порадоваться» картинкам, сложенным в нужной последовательности, пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст и т.п.;

    — для детей 4-5 лет: использовать мотив помощи какому-либо герою («Чебурашка хочет разобраться в картинках») или мотив получения приза («Соберешь последовательно картинки — найдешь спрятанный сюрприз»);

    — для детей 5-7 лет: мотив соревнования (работа на скорость без ошибок); подготовка к школе; игра в «Сыщиков» (цель игры: из перепутанной картинки выстроить логический ряд – так, как это делают сыщики при раскрытия преступления) или создание из отдельных «кадров» целого фильма.

    Последовательность обучения составлению рассказов по серии картинок предполагает предварительную подготовку и этапы игровых упражнений с последующей проверкой качества сформированного навыка.

    Для подготовки детей к работе с серией картинок необходимо научить их анализировать реальные ситуации из жизни. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий. Например, в процессе умывания взрослый спрашивает:

    — Что мы сейчас делаем? — Намыливаем руки.

    — Что вы делали до этого? — Открыли кран с водой.

    — Что вы будете делать, после того как намылите руки?

    — Будем смывать мыльную пену под струей воды. Потом закроем кран и вытрем руки полотенцем.

    — Зачем мы все это делали?

    — Чтобы руки перед едой были чистые.

    Цель таких бесед — научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат.

    В качестве подготовки может служить работа по анализу причинно-следственных связей в литературных произведениях . После чтения литературного произведения педагог совместно с детьми производит разделение событий на части (кадры), схематически изображает каждую часть события, содержания текста (с опорой на иллюстрации).

    Последовательность действий обсуждается на основе вопросе детям:

    — Для чего он это делает?

    — Добился ли герой своей цели?

    Основные задачи педагога при такой беседе:

    — упражнять детей в нахождении причинно-следственных связей, установленных автором текста;

    — формировать умение определять по действию героя его цель, фиксировать результат выполнения данной цели.

    Обучение детей работе с серией картинок можно организовывать и в форме игр «Умники и умницы», «Догадай-ка», «Сыщики», «Режиссеры фильма». Названия игр разные, но цель одна: установление логической цепочки в действиях, изображенных на картинках.

    Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определенной последовательности и в достаточно быстром темпе. Игровые задания проводятся динамично. Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематизированное изображение. Взрослый переходит к следующему этапу только в том случае, если ребенок освоил предыдущие задания.

    Этапы работы с серией картинок.

    Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок позволяет им: освоить логические операции; воссоздания последовательности событий по отдельным кадрам; составить речевой текст как сопровождение к серии картинок; осознать последовательность этапов работы.

    В результате работы с серией картинок ребенок должен научиться:

    1) раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета;

    2) составлять связный краткий рассказ сюжета;

    3) осознавать и озвучивать правила составления серии картинок (т.е. ребенок должен научить кого-то раскладывать картинки в правильной последовательности).

    Педагог должен стимулировать детские рассуждения по поводу смысла составленного рассказа.

    Итогом работы служит составленный ребенком рассказ — описание о событиях, изображенных на картинках и придуманное к нему название, типа «Зимние забавы», «Умелый мальчик», «Красивый Снеговик» и т.п.

    1 этап «Паровозик из картинок»

    — научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию без учета последовательности сюжета;

    — по схеме этапа узнавать игровое действие.

    Педагог дает ребенку набор перепутанных картинок и просит разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составить «паровозик» из картинок). Далее ребенок показывает схему игры «Паровозик из картинок» (Приложение 7, схема 1)

    Информация для педагогов

    • Взрослый должен предусмотреть, чтобы место, на котором ребенок произвольно раскладывает серию картинок в ряд, было достаточным.
    • Не стоит долго задерживать внимание ребенка на этом этапе — он занимает несколько секунд. Не следует позволять ребенку строить догадки типа: «А вот это должно быть первым, а это — потом. ». И т.и.
    • В ходе упражнения необходимо требовать соблюдения правила: после раскладывания не перемещать картинки на столе (не дотрагиваться до них).
    • 2 этап «Назови место, где происходит событие»

      — научить ребенка определять место действия объектов на каждой картинке и делать обобщения (события всегда происходят в определенном месте, и места могут быть разными);

      Педагог предлагает детям, глядя на картинки, найти место, где происходят события, и как можно точнее обозначить его словом, а затем показать схему игры «Назови место, где происходят события». (Приложение 7, схема 2)

      3 этап «Определи время событий»

      — научить детей определять время событий, изображенных на картинках, с уточнением времени года и части суток;

      Детям предлагается определить время года или часть суток на каждой картинке, а затем показать схему игры: «Определи время событий» (Приложение 7, схема 3)

      • На начальном этапе следует подбирать серии картинок, где сюжет разворачивается в коротком временном отрезке (например, «Кошка, пытающаяся поймать воробья»: светлое время суток и теплый период года).

      • Затем детям предлагаются серии картинок с сюжетными действиями, требующими длительного времени. Например, серия «Выращиваем помидоры» включает два времени года.

      В случае затруднений детей в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года или частей суток.

      4 этап «Найди общих героев на всех картинках»

      — научить ребенка находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии;

      — учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы);

      Педагог предлагает детям найти сквозного героя и объекты, которые изображены на всех без исключения картинках . (Приложение 7, схема 4)

      • Сложность восприятия детьми героев на картинках в том, что у них наглядно-образное мышление. Им часто кажется, что на картинках изображены разные мальчики и разные Снеговики. Поэтому важно сформировать у ребенка понятие, что на всех картинках нарисован один сквозной герой — мальчик Коля, и он лепит одного Снеговика.

      • Живым объектам, изображенным на картинках, можно придумать имена, а при необходимости обозначить возраст, описать внешний вид, одежду.

      • На первых порах работы надо подбирать такие картинки, где основные герои расположены на переднем плане.

      • В дальнейшем используются серии картинок, на которых главный герой может отсутствовать либо быть на втором плане. При работе с серией картинок «Кошки, пытающиеся поймать воробья» (сюжет из четырех кадров) педагог обращает внимание детей на воробья, который присутствует везде, хотя на 4-м кадре едва виден. Педагог предлагает еще раз всмотреться в картинки и найти летящего в небе воробья (маленькая точка).

      Этап 5 «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делал»

      — научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целю совершаются эти действия;

      — учить делать обобщения (у всех героев есть какая-то цель и для ее достижения они совершают определенные действия);

      Ребенку предлагается поочередно брать картинки, называть героя, его действия и обсуждать, с какой целью он действовал именно так.

      Используется логическая цепочка: «объект — действие — цель действия» (Приложение 7, схема 5).

      • Педагог акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.). происходящих с главными героями и другими объектами, изображенными на каждой картинке серии.

      • Целесообразно этап «герой — действие — цель» сопровождать дополнительной буквенной схемой «Г — Д — Ц».

      • Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры педагог или ребенок отодвигают поочередно картинки, начиная с крайней левой.

      Этап 6 «Что за чем?»

      — учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки;

      Педагог предлагает ребенку взять любую понравившуюся ему картинку и переложить ее ближе к себе. Затем еще раз назвать действие объекта и его цель.

      Далее — игра «Что было раньше — что будет потом?». Таким образом, картинки выстраиваются в логический ряд (Приложение 7, схема 6).

      • На 6-м этапе педагог (или другие дети) контролируют правильность составленного одним из детей логического ряда серии картинок. Если ребенок нарушает последовательность расположения кадров, педагог не должен сразу его поправлять. Он предлагает посмотреть на оставшиеся картинки и поставить их между какими-либо кадрами.

      • В случае нарушения логики временных связей ребенку предлагается вспомнить последовательность частей суток или времен года, их характерные признаки.

      • В случае нарушения логики в установлении места действия педагог задает уточняющий вопрос: «В каком месте происходит последующее действие?».

      • Если ошибка связана с изменением признаков объекта, педагог предлагает обсудить, в результате чего произошло это изменение.

      • Необходимо обобщить смысл сюжета серии картинок; сделать вывод и оценить результат действий героя с точки зрения «хорошо — плохо»; обозначить свойства характера героя.

      В случае, когда ребенок быстро и правильно выкладывает серию картинок, взрослый может поспорить с ним, предложив заведомо неправильную последовательность. При этом решается задача формирования у ребенка умения доказывать свою правоту, исходя из объективных факторов. Рекомендуется учить ребенка доказательствам своей правоты с помощью речевых оборотов: «Я считаю, что правильно разложил картинки, потому что, во-первых, . ; во-вторых, в-третьих. » и т.д.

      Этап 7 «Составь рассказ»

      — учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок;

      Ребенку предлагается расшифровать «секретное письмо», т.е. составить рассказ по серии картинок (Приложение 7, схема 7).

      Фактически ребенок составляет рассказ, используя нижеприведенную базовую модель.

      1. Однажды . (указание времени года, части суток).

      2. В. [таком-то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия, происходящего в первом кадре)].

      3. . [такой-то объект (указание сквозного героя, героев на первом кадре)].

      4. Делал (делали) . (то-то) для . (того-то).

      5. Потом . (этот же объект) (переход ко второму кадру) делал . (действие и целъ действия).

      6. И далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели этих действий.

      7. В результате получилось . [то-то (обобщение)], поэтому можно сказать, что данный объект . (герой, герои) . (такой-то) по характеру.

      8. Придумать название получившемуся рассказу.

      Возможные варианты рассказов по серии картинок

      Зимой Коля пошел на улицу лепить Снеговика. Он скатал сначала большой ком, и потом — поменьше и сделал голову. Чтобы Снеговик получился красивым, он сделал ему лицо и воткнул морковку — это нос. Вот какой получился красивый Снеговик! Я назову этот рассказ «Красивый Снеговик».

      Мальчик Коля после уроков пошел на улицу Это было днем. Он нашел много снега и стал катать большой-большой снежный шар. Потом сделал еще один — это было туловище Снеговика. Коля подумал и сделал голову и руки. Потом сделал глаза, нос и рот. На голову надел ведро. Получился большой Снеговик. Хорошо зимой на улице! Я назову свой рассказ «Как зимой можно делать снеговиков».

      Информация для педагога

      • Базовая модель рассказа в зависимости от возраста и уровня обучения детей может быть использована частично.

      • Воспитатель объявляет игровое действие как итог деятельности «следователя», «сыщика» или «режиссера снятого фильма». Главное в рассказе ребенка — повествование, поэтому заострять внимание на образных характеристиках не следует.

      • Не рекомендуется также позволять ребенку «додумывать» действия, которых нет на картинках.

      — научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок.

      Игра проходит без сюжетных картинок — используются только схемы этапов. Педагог предлагает детям вспомнить, в какие игры они играли с картинками и какие действия при этом выполняли. Затем дети рассказывают «секрет» каждой схемы и раскладывают их по порядку.

      Например, педагог предлагает ребенку последовательно рассказать, что изображено на схемах, т.е. повторить правила игр с серией картинок (Приложение 7).

      Возможные высказывания детей:

      — Эта схема «говорит», что надо выложить «паровозик» из картинок (схема 1).

      — Эта схема «спрашивает», в каком месте происходит действие (схема 2).

      — Я смотрю на эту схему и думаю, какое время суток изображено: день или ночь (схема 3).

      — Здесь надо выбрать главных героев (схема 4).

      — Здесь нужно посмотреть, что делает герой и с какой целью (схема 5).

      — На этой схеме нужно правильно выложить «кадры» из фильма (схема 6).

      — Эта схема «просит» составить рассказ и придумать название к нему (схема 7).

      • Работа на этом этапе возможна с детьми 4,5-5-летнего возраста.

      • Важно на начальных этапах не нарушать последовательность работы с серией картинок:

      — сначала картинки выкладывают в ряд слева направо в произвольной последовательности;

      — затем определяют места действий;

      — обозначают время действий;

      — находят «сквозных» (общих) героев и предметы (объекты);

      — поочередно на каждой картинке называют объект — действие — цель действия;

      — потом «снимается фильм», т.е. дети выкладывают «кадры» в логической последовательности;

      — в заключение «кадры» озвучиваются (т.е. составляется рассказ по алгоритму).

      • Педагог может принять рассказ как коллективное творчество участвующих в работе детей либо предложить только одному ребенку полностью озвучить цепочку «кадров». Другие дети при этом выступают в роли «зрителей».

      • Наконец необходимо назвать рассказ и оценить цель и действия героя. В старшем дошкольном возрасте можно уже побуждать детей строить доказательную часть через словесные обороты:

      «Я считаю, что герой . (такой), потому что, во-первых, . ;

      и во-вторых. ; в-третьих. » и т.д.

      «Играем в учителя»

      Предлагаем ребенку научить кого-либо (лучше всего взрослого) раскладывать картинки в логической последовательности. При этом вначале можно использовать знакомую ребенку серию картинок, а затем усложнить задание, предложив для обучения неизвестную ему серию.

      Ребенок одновременно устанавливает логическую последовательность серии картинок и учит это делать кого-либо.

      Детям дают возможность по-своему изобразить каждый этап работы с серией картинок любыми знаками или буквами на отдельных карточках («помощники»). Они позволят детям из соседней группы научиться раскладывать картинки в логической последовательности.

      Работа с серией картинок решает не только конкретные задачи: учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять по ним рассказы, сознательно определять этапы произведенных действий с картинками.

      Но эта работа решает и более серьезную задачу: формирование понимания того, что любое событие в жизни имеет обязательные условия:

      — наличие действующих лиц;

      — наличие других лиц, предметов обстановки и т.д. (вводится понятие «объект»);

      — признак действия или взаимодействия объектов с определенной целью;

      — наличие результата (положительного или отрицательного).

      Таким образом, мы формируем у детей начальные навыки анализа ситуаций, что чрезвычайно важно не только для успешного обучения в школе, но и в целом для подготовки детей к жизни в завтрашнем дне.

      nsportal.ru

      Еще по теме:

      • Дорога ее элементы правила поведения на дороге Дорога и ее элементы 1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины: (Примечание автора: мы рассмотрим основные термины и определения не в алфавитном порядке, а объединив их по смыслу) Дороги, их виды, элементы и прилегающие к ним […]
      • Правила кв в кс 16 Правила кв в кс 16 Основные положения: 1. Максимальное количество раундов за карту: 30 2. Максимальная длительность раунда: 2 минуты. 3. Первый раунд проводиться на ножах. Команда, выигравшая раунд выбирает сторону, за которую начинает играть первую половину матча: […]
      • Блуд и наказание О покаянии и блуде Проповедь в Неделю блудного сына Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих. (Лк. 15: 18–19) Сегодняшнее Святое Евангелие, как и Евангелие минувшего воскресенья, имеет ту же […]
      • Правила стандарта 4 Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416"О порядке осуществления деятельности по управлению […]
      • Стаж исчисление больничного Расчет стажа для больничного и не только Рассмотрим, каким образом и на основании каких документов производится расчет общего стажа работника, непрерывный стаж, стаж для оплаты больничных листов, в том числе с учетом нестраховых периодов, что включается в каждый вид […]
      • 4 закона мышления 4 закона мышления Основные законы логики. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Основные законы логики. В логике можно выделить четыре основных закона, которые выражают коренные свойства логического […]
      • Штраф ч 4 ст 1215 коап рф Как избежать лишения прав по ст.12.15. Ч.4 Здравствуйте, попал под статью 12.15. ч. 4. КОАП. Лишение прав 4-6 мес или 5 000 руб штраф. Оформление было на месте инспектором. Совершил объезд автобуса с выездом на полосу встречного движения по невнимательности приняв […]
      • Трудовая книжка в пенсионный фонд заявление Пенсионный фонд требует оригинал трудовой книжки. Законно? Журнал: Всё для кадровикаГод: 2010Автор: Житникова Дарья Владимировна Тема: Документы кадровой службы, Ответственность работодателя Рубрика: Есть проблема? Вот решение Нормативные документы Трудовой кодекс […]

Комментарии запрещены.