Органы выявления и расследования преступлений и правонарушений
Органы по выявлению и расследованию преступлений
Изучив тему, студент должен знать:
учебную и научную литературу, законодательные акты об организации, структуре и полномочиях органов по выявлению и расследованию преступлений.
толковать и применять на практике нормы законодательства об организации, структуре и полномочиях органов по выявлению и расследованию преступлений, по правовому положению работников оперативно-розыскной деятельности, дознавателей и следователей.
Приобрести навыки и умения:
по применению законодательства об органах по выявлению и расследованию преступлений, получить первичные навыки по составлению процессуальных и деловых документов дознавателя, следователя.
При изучении темы необходимо:
изучить и проанализировать следующие литературные и законодательные источники: Конституция РФ ст. 34, 112, 118, 119. 120, 125, 127, 212; ФЗ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ» ст. 14, 15, 16, 41(1), 40(4), 48. ФЗ от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности» ст. 8, 10; ФЗ от 12 августа 1 995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» ст. 1-5, 13; положение о Министерстве внутренних дел РФ, утв. Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039, п. 7; Положение об органах предварительного следствия в системе МВД РФ от 23 ноября 1998 г., № 1922, п. 1-4; 8-13; Закон РСФСР от 18 апреля 1992 г. «О милиции» ст.ст. 222-225; закон РФ от 1 апреля 1993 г «О государственной границе РФ» ст. 30; Закон РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» ст.ст.2,5; положение о федеральной службе налоговой полиции РФ, утв. Указом президента РФ от 25 сентября 1999 г. № 1272; Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной деятельности в РФ» ст. 3-5, 7; Гуценко К.Р., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: учебник. — М.: Зерцало. гл. 16, стр. 310-329; Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ под ред. В.П. Божьева. — М.: Спарк, 2000. — гл. 16, стр. 284-302. Пронякин А.Д.; Пронякин Д.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: МЭСИ, 1998, стр. 40-42.
Изучая вопросы данной темы, следует обратить пристальное внимание на следующие понятия: расследование преступлений, дознания, досудебная подготовка материалов, дознаватель, следователь, полномочия следователя, правовые полномочия дознавателя, процессуальная самостоятельность следователя, посредственность начальник следовательного отдела, виды дознания, сроки дознания, этапы следствия, обнаружение, проверка и оценка доказательств.
Понятие органов по выявлению и расследованию преступлений. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их полномочия. Органы внутренних дел и иные органы дознания, их полномочия. Органы предварительного следствия и их полномочия. Права и обязанности дознателя.
Права и обязанности следователя, его процессуальная самостоятельность.
Цель: изучить научную и учебную литературу, законодательные источники о структуре и полномочиях органов по выявлению и расследованию преступлений.
Органы по выявлению и расследованию преступлений
Органы по выявлению и расследованию преступлений в РФ сосредоточены в различных министерствах и ведомствах, в частности, в МВД, ФСБ, в прокуратуре РФ и некоторых других правоохранительных органах.
Ведущая роль по выявлению и расследованию преступлений принадлежит МВД. Основными задачами МВД РФ являются:
— разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защита объектов независимо от форм собственности, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;
— организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявление, раскрытие и расследование преступлений.
Задачи по выявлению и раскрытию преступлений органы МВД осуществляют на основе Закона «О милиции», Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и других нормативно- правовых актов. Согласно Закону РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» основным структурным подразделением органов внутренних дел является милиция. В указанном законе урегулирован правовой статус милиции, определена ее организационная структура, а также место и роль милиции в обществе и государстве. Милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
Криминальная милиция призвана: выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления по делам, о которых производство предварительного следствия обязательно, организовывать и осуществлять розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц.
В составе криминальной милиции созданы и функционируют: оперативно-розыскные подразделения; подразделения уголовного розыска и подразделения по борьбе с преступностью в сфере экономики; экспертно-криминалистические подразделения, а также специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью в регионах — региональные управления по борьбе с организованной преступностью. В состав МВД входит Главное управление по борьбе с организованной преступностью и в регионах — региональные управления по борьбе с организованной преступностью.
Милиция общественной безопасности призвана решать следующие задачи: обеспечивать личную безопасность граждан, охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность; предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения; раскрывать и расследовать преступления по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно, оказывать помощь гражданам, должностным лицам, предприятиям, объединениям по вопросам выявления и пресечения правонарушений.
В состав этой милиции входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, участковые инспекторы, подразделения охраны объектов по договорам, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу (ИВС), отряды милиции особого назначения (ОМОН), подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, специализированные подразделения дознания, подразделения паспортно-визовой службы и некоторые другие.
Вопросами выявления преступлений в пределах своей компетенции занимаются органы Федеральной службы безопасности и таможенные органы.
В Положении о Федеральной службе безопасности РФ и ее структуре, утвержденном Указом Президента РФ от 06 июля 1998 г. № 806, на органы Федеральной службы безопасности возложена функция по организации и осуществлению оперативно-розыскной деятельности, производства дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, расследование которых отнесено законом к ведению органов Федеральной службы безопасности, а также по определению порядка проникновения в преступные группы.
Органы Федеральной службы безопасности организуют и осуществляют во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, наркотических средств, а также с деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ.
Согласно ст. 222 Таможенного кодекса РФ таможенные органы РФ являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонениях от уплаты таможенных платежей, а также по делам об иных преступлениях, производство по которым отнесено к компетенции таможенных органов.
Выявление и расследование преступлений— виды правоохранительной деятельности, между которыми провести четкую грань
Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается и для его выявления требуются усилия компетентных органов.
Организация выявления и расследования преступлений. Выявление и расследование преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, как одна из важных правоохранительных функций.
Органы предварительного следствия.
Налоговая полиция призвана выявлять, предупреждать и пресе . 2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов
bibliotekar.ru
Электронная библиотека
Выявление и расследование преступлений – виды правоохранительной деятельности государства, направленные на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве.
Суть деятельности по выявлению и расследованию преступлений сводится к обнаружению деяний в форме действия или бездействия, в которой содержатся все признаки, характеризующие его как преступление, а также проведение ряда мероприятий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений.
О совершенных и готовящихся преступлениях сообщается в заявлениях и письмах граждан, сообщениях предприятий, учреждений, публикациях в печати либо о них становится известно при непосредственном обнаружении фактов преступных деяний органами, наделенными правом выявлять и возбуждать уголовные дела.
Все выявленные преступления соответствующие государственные органы, чаще всего этим органом является милиция, должны в установленном порядке зарегистрировать, что в дальнейшем и послужит основанием для производства расследования. Выявление преступления необязательно предшествует его расследованию. Часто по ходу уже идущего расследований одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях.
Условно в понятии выявления и расследования преступлений можно выделить два элемента:
Читайте так же: 20 закона о лицензировании
1) расследование уголовных дел (предварительное расследование);
2) оперативно-розыскная деятельность.
Расследование уголовных дел называют предварительным расследованием.
Предварительное расследование представляет собой деятельность уполномоченных государством органов по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых.
Предварительное расследование подразделяется на две формы: предварительное следствие и дознание.
Предварительное следствие и дознание осуществляются соответствующими органами, которые наделены правом возбуждения уголовного дела в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления и производства дознания или предварительного следствия.
В соответствии с действующим законодательством предварительное следствие вправе производить следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи органов Федеральной службы безопасности РФ, следователи Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.
От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и сроком процессуальной деятельности, выполняемой этими органами. Дознание производится дознавателями и следователями соответствующих министерств и ведомств.
Оперативно-розыскная деятельность тесно связана с деятельностью по расследованию преступлений. Оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации осуществляют органы, которым в соответствии с федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» дано на это право.
libraryno.ru
ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В результате изучения этой главы студент должен:
знать
• понятия предварительного расследования (дознания и предварительного следствия) и оперативно-розыскной деятельности;
• основные функциональные характеристики этих видов деятельности;
• подследственность и подведомственность дел органам следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности;
• общее правовое положение Следственного комитета РФ как органа предварительного следствия;
• задачи, принципы его организации и деятельности; систему его органов;
уметь
• раскрывать понятия деятельности органов предварительного расследования и оперативно-розыскных органов РФ;
• разграничивать оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений и уголовно-процессуальное расследование уголовных дел;
• различать подведомственность и подследственность дел;
• раскрывать функциональное содержание деятельности органов Следственного комитета РФ;
владеть
• навыками использования юридической терминологии и толкования нормативных правовых актов для общей характеристики деятельности органов предварительного расследования и оперативно-розыскных органов РФ;
• навыками использования юридической терминологии и толкования нормативных правовых актов для характеристики деятельности органов Следственного комитета РФ.
Оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие как основные виды государственной деятельности по выявлению и расследованию преступлений
Одним из приоритетных направлений деятельности современного государства, как известно, является защита правопорядка, поддержание на определенном уровне защищенности прав и охраняемых законом интересов человека, общества и государства. На эти ценности периодически осуществляются посягательства, в том числе и в преступной форме. Преступления всегда должны встречать отпор в цивилизованном государстве, поскольку они покушаются на частную жизнь каждого человека, подрывают стабильность развития общества и государства в целом.
Охрана правопорядка, выражающаяся, в частности, и не в последнюю очередь, в недопущении совершения преступлений, их пресечении и преследовании с целью привлечения к юридической ответственности виновных лиц является ключевой задачей правоохранительной системы, в том числе путем относительно широкого применения мер государственного принуждения.
В то же время противодействие совершению правонарушений и, в особенности преступлений (как наиболее тяжелым и опасным видам правонарушений), должно быть в законных рамках. Оно должно предполагать защиту не только общества (составляющих его людей и организаций) от противоправных посягательств, но и защиту прав и свобод каждого человека от произвола государства, осуществляющего преследование лиц (включая подозреваемых и обвиняемых) за совершение таких посягательств. Иначе говоря, охрана правопорядка требует соблюдения баланса между общественным интересом борьбы (противодействия) с преступлениями и иными правонарушениями и личным интересом каждого человека в защите от произвола.
Среди основных видов деятельности правоохранительных органов особое место занимает деятельность по выявлению преступлений и деятельность по расследованию преступлений. Это два вида деятельности, непосредственно предназначенных и направленных на противодействие преступности (т.е. однонаправленных), но отличающихся друг от друга по форме и содержанию.
Первый из них – выявление преступлений – представляет собой разведывательно-поисковую оперативную деятельность специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц по получению информации о планируемых, готовящихся, совершающихся и совершенных преступлениях.
Разведывательно-поисковой эта деятельность является потому, что производится в условиях неочевидности, анонимности или неофициальности (недопустимости раскрытия) источников информации, требует соблюдения конспирации и использования негласных (в сочетании с гласными) методов работы.
Оперативной эта деятельность является потому, что производится в режиме постоянного наблюдения за деятельностью лиц или социальных групп, находящихся в зоне повышенного риска совершения преступлений и требует в ряде случаев немедленной (оперативной) реакции на (обозначенные в источниках информации) криминальные угрозы для человека, общества и государства [1] .
Именно поэтому выявление преступлений именуется оперативно-розыскной деятельностью и рассматривается, в целом и общем, как тайная (скрытная, секретная) форма правового реагирования на криминальные угрозы, подготавливающего (устанавливающего) основания для дальнейшей открытой правовой реакции на них (в других правовых формах и другими правовыми средствами).
Вот почему, материалы, появляющиеся в результате ее осуществления, могут быть переданы (после их рассекречивания) органам, ведущим расследование преступлений, либо переданы в соответствующие правоохранительные органы для превентивного устранения выявленной угрозы с помощью силовых или иных административно-правовых мер воздействия, только после обнаружения признаков готовящихся преступлений.
Выявление преступлений урегулировано Законом об ОРД, официально определяющим ее как оперативнорозыскную деятельность.
Под оперативно-розыскной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, в силу возложенной на них обязанности и в пределах предоставленных им полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона об ОРД).
В ходе оперативно-розыскной деятельности решаются следующие задачи (ст. 2 Закона об ОРД):
1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
3) добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ;
4) установление имущества, подлежащего конфискации.
Как уже отмечалось, оперативно-розыскная деятельность, включая проведение оперативно-розыскных мероприятий, носит секретный характер. Названный Закон устанавливает только перечень оперативно-розыскных мероприятий и минимальные стандартные (общие) требования к условиям их производства. Конкретные же правила проведения этих мероприятий урегулированы подзаконными ведомственными актами (инструкциями), не подлежащими опубликованию и доступными лишь для ограниченного круга должностных лиц.
В силу ст. 6 Закона об ОРД разрешено проведение 14 оперативно-розыскных мероприятий:
2) наведение справок;
3) сбор образцов для сравнительного исследования;
4) проверочная закупка;
5) исследование предметов и документов;
7) отождествление личности;
8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
10) прослушивание телефонных переговоров;
11) снятие информации с технических каналов связи;
12) оперативное внедрение;
13) контролируемая поставка;
14) оперативный эксперимент.
Данный перечень является закрытым. Поскольку большинство из указанных действий проводятся тайно и сопряжены с ограничением конституционных прав граждан, то закон предусматривает необходимость наличия оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также в ряде случаев – необходимость получения санкции суда. Например, санкция суда требуется для производства таких мероприятий, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий (и (или) условиями, при которых их производство допустимо) являются (ст. 7 Закона об ОРД):
1) наличие возбужденного уголовного дела;
2) сведения или информация (ставшая известной органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность):
– о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
– событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ;
– лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
– лицах, без вести пропавших, и обнаружении неопознанных трупов;
3) поручение следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определение суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве;
Читайте так же: Как правильно написать расписку о даче денег
4) запросы других органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, по указанным выше основаниям;
5) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц;
6) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.
При этом органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, уполномочены собирать данные, необходимые для принятия решений:
– о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
– допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
– допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
– об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
– по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
– о предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.
Кроме того, органы, осуществляющие оперативнорозыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами в области противодействия коррупции, проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений о достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение ряда государственных должностей.
Второй вид деятельности по противодействию преступности – расследование преступлений – отличает то, что в ходе ее осуществления происходит собирание, проверка и оценка доказательств, устанавливающих факт виновного совершения преступления конкретным лицом, а в случае их подтверждения судом, могущих быть положенными в основу приговора. Расследование преступлений детально регламентировано УПК РФ, именуется предварительным расследованием и может производиться только в порядке, установленном этим федеральным законом.
Предварительное расследование преступлений предполагает (до своего начала) решение вопроса о возбуждении уголовного дела (по результатам так называемой доследственной проверки).
Решение вопроса о возбуждении уголовного дела является специфической деятельностью органов расследования. Ее назначение сводится к тому, чтобы не допустить расследования дел, при очевидном отсутствии события или состава преступления либо при очевидном наличии иных обстоятельств, объективно препятствующих расследованию, делающих его бессмысленным (например, акт амнистии, смерть подозреваемого). Ее содержание – к проверке поступившего (в том или ином виде, предусмотренном законом) сообщения о преступлении. Способы проверки сообщения о преступлении перечислены (ч. 1 ст. 144 УПК РФ), но специально не регламентированы законом (за исключением следственных действий) либо не требуют такой регламентации. Их применение не предполагает принуждения или угрозы принуждения.
Под предварительным расследованием в самом общем виде следует понимать досудебную стадию (этап) уголовно-процессуальной деятельности. Эта деятельность осуществляется специально уполномоченными должностные лицами и государственными органами (дознавателем, начальником органа дознания, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа и прокурором). По своему характеру она является открытой правовой формой правового реагирования на совершение преступлений (в отличие от оперативно-розыскной деятельности). По своему содержанию она представляет собой, главным образом, производство следственных и иных процессуальных действий, направленных на собирание, проверку и оценку доказательств, с целью установления виновности конкретного лица в совершении конкретного преступления (и иных обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу) (ст. 73 УПК РФ).
Для предварительного расследования характерно широкое использование угрозы принуждения или применение реальных мер принуждения. Основания, условия и порядок применения этих мер подробно регламентирован законом. Права лиц, затрагиваемые мерами принуждения, гарантируются законом.
Основными функциями предварительного расследования являются как собственно расследование преступлений (исследование обстоятельств уголовного дела), так и уголовное преследование. Реализуя данные функции, правоохранительные органы решают задачи быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения виновных в их совершении и недопущения привлечения к уголовной ответственности невиновных в совершении преступлений. Тем самым, они осуществляют провозглашенные законом (ст. б УПК РФ):
1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Предварительное расследование носит подготовительный характер (а его выводы – предварительный характер) для суда, который (и только который) вправе разрешить уголовное дело по существу (признать или не признать человека виновным или невиновным в совершении преступления). Оно может осуществляться в двух формах: в форме предварительного следствия и в форме дознания.
Предварительное следствие – наиболее полная форма расследования уголовных дел, предусматривающая максимальную реализацию процессуальных возможностей следователем, а также гарантий подозреваемых и обвиняемых. Предварительное следствие всегда ведет следователь, к которому предъявляются более жесткие квалификационные требования, чем, например к лицу, ведущему дознание.
Основным полномочием следователя является производство следственных действий. Перечень следственных действий, основания, условия и порядок их проведения установлены законом (ст. 164–167, 176–205 УПК РФ). К числу следственных действий, круг которых ограничен, относятся:
• осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов;
• осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений;
• контроль и запись переговоров;
• получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами;
• проверка показаний на месте;
• назначение и производство судебной экспертизы.
Следователь наделен законодателем и другими полномочиями (ст. 38 УПК РФ).
При производстве следственных действий (равно как и реализации иных полномочий) следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Процессуальный контроль над деятельностью следователя осуществляет руководитель следственного органа, который располагает целым рядом полномочий, позволяющих ему направлять ход расследования, выявлять и устранять следственные ошибки (ст. 39 УПК РФ).
Дознание представляет собой упрощенную либо сокращенную форму расследования, которое по своему содержанию и форме в целом совпадает с предварительным следствием (за некоторыми исключениями, предусмотренными гл. 32 и 32.1 УПК РФ).
Осуществляет дознание дознаватель, наделенный по закону рядом полномочий, сходных с полномочиями следователя (ст. 41 УПК РФ). Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь. Процессуальный контроль над деятельностью дознавателя осуществляет начальник подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ), процессуальное руководство – прокурор (ст. 37 УПК РФ).
- [1] Подробнее о понятии оперативно-розыскной деятельности см., например: Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К. К. Горяйнова, В. С . Обнинского, Г. К. Синилова. М., 2008. С. 5–14.
studme.org
Органы выявления и расследования преступлений и правонарушений
Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законом.
Выявление преступления может произойти в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производства дознания, предварительного следствия, иной
деятельности, по расследование преступлений может производиться только в формах дознания или предварительного следствия и в строгом соответствии с нормами УПК РФ.
?, Оперативно-розыскная деятельность — это деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность призвана помогать деятельности по расследованию преступлений. Собранные в ходе оперативно-розыскной деятельности сведения не являются доказательствами по уголовному делу. Оперативно-розыскная деятельность лишь помогает определять направления, в которых возможен поиск доказательств. Задачами дознания и предварительного следствия являются установление обстоятельств совершения преступления и изобличение виновных лиц, то есть сбор доказательств для последующего рассмотрения уголовного дела в суде. Между собой указанные виды деятельности различаются органами, их осуществляющими, сроками производства, набором процессуальных полномочий.
Вопрос 38. Оперативно-розыскная деятельность
1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
3. Полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
4. Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности
5. Частная детективная и охранная деятельность
1. Оперативно-розыскную деятельность осуществляют оперативные подразделения:
«^ органов внутренних дел РФ;
• органов федеральной службы безопасности;
• федеральных органов налоговой полиции;
• федеральных органов государственной охраны;
• органов пограничной службы РФ;
• таможенных органов РФ;
• службы внешней разведки РФ;
• органа внешней разведки Министерства обороны РФ;
• органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ;
2 Задачи оперативно-розыскной деятельности:
• выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; выявление лиц, их совершивших;
• розыск лиц, скрывающихся от следствия, суда или отбывания наказания, а также без вести пропавших лиц;
• сбор информации о различных правонарушениях и незаконной деятельности.
3. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности указанные выше органы вправе.
• обследовать помещения, здания и сооружения, участки местности, транспортные средства;
Читайте так же: Ип усн работник с патентом
• прослушивать телефонные и иные переговоры;
• производить оперативное внедрение;
• производить сбор образцов для сравнительного исследования, контрольные закупки;
• осуществлять иные действия.
4. Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности:
• собранная в ее ходе информация не является доказательствами по уголовному делу;
• оперативно-розыскная деятельность производится в строгом соответствии с требованиями закона (но не УПК РФ, а Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»);
• оперативно-розыскная деятельность осуществляется соответствующими органами самостоятельно либо по поручению органов предварительного расследования;
• на совершение определенных оперативно-розыскных мероприятий требуется санкция прокурора или решение суда;
• оперативно-розыскная деятельность в отличие от предварительного расследования может проводиться и до возбуждения уголовного дела.
5. Частная детективная и охранная деятельность — это оказание детективами, имеющими соответствующую лицензию органов внутренних дел, на возмездной договорной основе услуг юридическим и физическим лицам для обеспечения их прав и интересов.
Характерные черты частной детективной и охранной деятельности:
V на частных детективов не распространяется статус работников правоохранительных органов;
• частный детектив обязан в течение суток со дня начала сбора сведений, представляющих интерес для производства конкретного уголовного дела, уведомить об этом лицо, проводящее по этому делу дознание или предварительное следствие, или суд, если дело находится на его рассмотрении;
• частный детектив обязан сообщить правоохранительным органам ставшие ему известными при выполнении своей работы сведения о совершенных или готовящихся преступлениях.
Вопрос 39, Милиция и другие органы дознания
7. Органы дознания
1. Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. К органам дознания относятся:
• органы внутренних дел РФ, иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
• органы налоговой полиции;
• органы пограничной службы РФ;
• органы Службы судебных приставов Минюста России;
• таможенные органы РФ;
• органы Государственной противопожарной службы;
• командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.
На органы дознания возлагаются:
• дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
• выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
• капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, -по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
• руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
• глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ -по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
2. Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Полномочия по проведению дознания не могут быть возложены на лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Дознаватель уполномочен:
• самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;
• осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору.
3. Милиция в РФ — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законом.
Милиция входит в структуру Министерства внутренних дел РФ. Ее численность определяется Правительством РФ. Милиция содержится за счет федерального бюджета. Органы местного самоуправления вправе дополнительно увеличивать численность подразделений местной милиции с содержанием их за счет средств собственных бюджетов. Разновидности милиции:
• криминальная милиция призвана: предупреждать, пресекать и раскрывать преступления по делам, по которым обязательно проведение предварительного следствия; разыскивать лиц, скрывающихся от предварительного расследования, суда или исполнения наказания, без вести пропавших, и иных лиц. Криминальная милиция состоит из оперативных подразделений (уголовного розыска, борьбы с незаконным оборотом наркотиков и т. п.); научно-технических и иных подразделений;
• милиция общественной безопасности (местная милиция), призванная обеспечивать охрану личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности, предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения, раскрывать преступления, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Местная милиция включает в себя дежурные части, участковых инспекторов, подразделения патрульно-постовой службы, Государственной автоинспекции, подразделений дознания и т. п.
Вопрос 40. Предварительное следствие
/. Органы предварительного следствия
2. Неотложные следственные действия
3. Правовое положение следователей
, Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях небольшой и средней тяжести. Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следователю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Предварительное следствие производится:
• следователями органов Федеральной службы безопасности;
• следователями органов внутренних дел РФ;
• следователями органов налоговой полиции.
Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.
Если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.
Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. 2. Неотложные следственные действия осуществляются органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно. Цель таких действий — обнаружение и фиксация следов преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Неотложные следственные действия производят:
• органы дознания (органы внутренних дел, налоговой полиции);
• органы Федеральной службы безопасности,
• командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
• начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;
• иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания.
После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. 3. Правовое положение следователя.
• следователь процессуально независим;
I/ он вправе давать соответствующим органам указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий; изымать у органов дознания и принимать к своему производству до истечения срока дознания дела, по которым обязательно производство предварительного следствия;
• следователь самостоятельно принимает решения, связанные с производством предварительного следствия, в определенных случаях (арест, обыск и т. п.) получая санкцию прокурора на совершение определенных следственных действий;
• следователь выполняет указания прокурора, касающиеся производства предварительного следствия; однако если указания касаются привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, прекращения производства по делу или некоторых других определенных в законе вопросов, то следователь вправе передать вышестоящему прокурору в письменном виде свои возражения с указаниями прокурора.
Для координации работы следователей в соответствующих органах создаются следственные аппараты.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должности следователей: у’ гражданство РФ;
• часто высшее юридическое или специальное образование,
• соответствующие профессиональные и нравственные качества;
• способность по состоянию здоровья выполнять обязанности следователя. Следователи имеют соответствующие должностные наименования, классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел и федеральные органы налоговой полиции), воинские звания (Федераль пая служба безопасности и военная прокуратура).
www.pravo.vuzlib.su