Федеральный закон рф о бухгалтерском учете от 06122011 г 402-фз
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями)
28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 23 мая 2016 г., 18 июля, 31 декабря 2017 г.
Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года
Президент Российской Федерации
6 декабря 2011 г.
Цель нового Закона о бухучете — исключить устаревшие и неэффективные нормы, устранить пробелы.
Вести бухучет должны все экономические субъекты (в т. ч. перешедшие на УСН). Исключение — индивидуальные предприниматели (ИП); лица, занимающиеся частной практикой; структурные подразделения иностранных организаций (при условии, что ведется налоговый учет).
Объектами бухучета являются факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции). Активы. Обязательства. Источники финансирования деятельности. Доходы и расходы. Иные объекты, если это установлено федеральными стандартами. Прежде объектами бухучета признавались имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции.
Ранее руководители организаций могли вести бухучет лично. Это право остается только у руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства.
Руководитель утверждает образцы первичных учетных документов. При этом в новом законе альбомы унифицированных форм не упоминаются.
Прежде бухотчетность подписывалась руководителем и бухгалтером (в т. ч. главным). Теперь она считается составленной после подписания ее руководителем.
Определены обязательные реквизиты регистров бухучета, особенности бухотчетности при реорганизации и ликвидации юрлица. Закреплено, как разрабатываются и утверждаются федеральные стандарты в области бухучета.
В отношении бухотчетности нельзя устанавливать режим коммерческой тайны. Ранее содержание регистров бухучета и внутренней бухотчетности являлось таковой.
Прежний Закон о бухучете содержал норму, допускающую не применять правила бухучета, если они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации. Новый такую возможность не предусматривает.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 9 декабря 2011 г. N 54, в «Российской газете» от 9 декабря 2011 г. N 278, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 7 декабря 2011 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 50 ст. 7344
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 357-ФЗ
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ
Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ
base.garant.ru
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете»
С изменениями и дополнениями от:
28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 декабря 2013 г.
Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года
См. Сравнительный анализ настоящего Федерального закона и Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
О вопросах организации и ведения бухгалтерского учета экономическими субъектами, возникающих в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, см. информацию Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. N ПЗ-10/2012, информационное письмо ФСФР России от 14 марта 2013 г. N 13-СХ-12/8387
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 425-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 292-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Изменения вступают в силу со дня его официального опубликования названного Федерального закона
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Поправки в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» с 19 июля 2017 года: что изменилось
Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Поправки вступаю в силу с 19 июля 2017 года. Каких положений касаются поправки? Что нужно знать бухгалтеру о них? Затрагивают ли поправки все компании? Ответим на эти и другие вопросы.
Закон с изменениями
Президент РФ подписал Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ с изменениями в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Текст документа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. Закон вступил в силу со дня официального опубликования, то есть с 19 июля 2017 года. Перечислим основные поправки.
Поправка 1: новый вид регулирующих документов
Комментируемый закон дополняет перечень документов, регулирующих бухгалтерский учет, новым видом документа – нормативным актом Центрального банка РФ. С 19 июля 2017 год нормативные акты ЦБ РФ будут устанавливать планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, порядок их применения, а также порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского учета кредитными и некредитными финансовыми организациями. В этих целях дополнена, в частности, статья 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Поправка 2: новые функции ЦБ РФ
С 19 июля 2017 года дополняются функции Банка России (ЦБ РФ) в области регулирования бухгалтерского учета. Так, в частности, уточняется, что регулятор разрабатывает и утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета и обобщает практику применения стандартов и нормативных актов.
Поправка 3: ПБУ стали федеральными стандартами бухучета
Положения по бухучету, утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу закона о бухучете, признаются с 19 июля 2017 года федеральными стандартами. Поправка об этом внесены в ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Также появилось уточнение о том, что к ПБУ не применяется требование о том, что отраслевые стандарты и соответствующие нормативные акты ЦБ не должны противоречить федеральным стандартам.
Читайте так же: Образец заполнения заявления на заключение договора осаго росгосстрах
buhguru.com
Постатейный комментарий к федеральному законуот 06.12.2011 n 402-фз «о бухгалтерском учете»
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 июня 2012 года
Ю.М. Лермонтов
Лермонтов Ю.М., советник государственной гражданской службы III класса.
Конец 2011 года был обусловлен значительными изменениями в законодательстве: по налогам и налоговой отчетности; по страховым взносам и отчетности по ним; по финансовому контролю; по бухгалтерской отчетности.
Изменения в бухгалтерском учете выразились принятием Федерального законаот 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) вместо аналогичногоЗаконаот 21.11.1996 N 129-ФЗ (далее — Закон N 129-ФЗ), вступающим в силу с 01.01.2013.
Роль бухгалтерского учета в современное время сложно недооценить, он выступает инструментом рыночных отношений. Конституционным Судом РФ неоднократно подчеркивались публичность, императивность, необходимость единообразных требований к бухгалтерскому учету. В пункте 4Постановления от 01.04.2003 N 4-П Конституционный Суд РФ подчеркнул, что из статьи 71 (пункты «ж»,»р») Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с еестатьями 8 (часть 1),29 (часть 4),34и114 (пункт «б» части 1)следует, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики; обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ подтверждается такжеПостановлениемот 18.07.2003 N 14-П иОпределениемот 13.06.2006 N 319-О.
Следует отметить, что отрасль бухгалтерского учета в нашей стране является устоявшейся (ЗаконN 129-ФЗ действует в РФ уже более 15 лет), а потому достаточно консервативной, трудно поддающейся каким-либо преобразованиям, изменениям и новшествам. Однако условия современной экономики, темпы развития рыночных отношений таковы, что положения Закона N 129-ФЗ не всегда им соответствуют и удовлетворяют.
В связи с этим отечественные законодатели стремятся сблизить российский бухгалтерский учет и международный, более прогрессивный, отвечающий современным тенденциям.
Так, Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 107 утверждено Положениео признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации (далее — Положение N 107). В соответствии спунктом 23Положения N 107 решение о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации оформляется Министерством финансов Российской Федерации. Во исполнение данной нормы законодательстваПриказомМинфина России от 25.11.2011 N 160н (далее — Приказ N 160н) введены в действие Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации. Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности (на основаниипункта 2Приказа N 160н) вступают в силу на территории Российской Федерации со дня их официального опубликования в журнале «Бухгалтерский учет», являющемся официальным печатным изданием для опубликования Международных стандартов финансовой отчетности, Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности, а также изменений, которые вносятся в Международные стандарты финансовой отчетности и их Разъяснения, иных документов, определенных Фондом Международных стандартов финансовой отчетности в качестве неотъемлемой части Международных стандартов финансовой отчетности и (или) их Разъяснений (опубликованы в Приложении к журналу «Бухгалтерский учет», N 12, 2011, дата подписания Приложения в печать — 15.12.2011).
В соответствии с Пояснительной запиской «К проекту Федерального закона «О бухгалтерском учете» (далее — Пояснительная записка) новая редакция Федерального закона»О бухгалтерском учете» разработана с целью устранения устаревших норм, положений и пробелов действующегоЗаконаN 129-ФЗ, выявленных в результате анализа соответствующей правоприменительной практики. Законопроект направлен на приведение норм Закона N 129-ФЗ, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.
По сути, проект Закона N 402-ФЗ представляет собой новую редакцию ЗаконаN 129-ФЗ, на что указывает Комитет по бюджету и налогам в решении от 15.12.2010 «О проекте Федерального закона N 385329-5 «О бухгалтерском учете» (первое чтение) (далее — решение от 15.12.2010). Он является альтернативным по отношению к проекту Федерального закона N 247813-4 «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности», внесенному А.В. Бурениным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Рассмотрев проект ЗаконаN 402-ФЗ, Комитет по бюджету и налогам отмечал наличие в нем целого ряда концептуально важных, отвечающих интересам государства и бизнеса положений, направленных на реальное совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности.
Заслуживает, в частности, внимания предлагаемая законопроектом система регулирования бухгалтерского учета, основанная на взаимодействии органов государственной власти и негосударственных организаций, включая саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, предпринимателей, пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. К ведению субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета отнесены: разработка проектов национальных стандартов бухгалтерского учета, их разъяснение, обобщение практики их применения и разработка предложений по их совершенствованию, взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета.
По мнению Комитета, введение в состав субъектов регулирования бухгалтерского учета негосударственных организаций будет способствовать повышению эффективности нормотворческой деятельности в указанной сфере.
Для обеспечения взаимодействия органов государственного и субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета в законопроекте предусмотрены такие механизмы, как программа разработки национальных стандартов бухгалтерского учета, совет по стандартам бухгалтерского учета, процедура разработки и утверждения национальных стандартов.
Принципиально важным в предлагаемой законопроектом модели разработки национальных стандартов представляется введение процедуры публичного обсуждения проектов соответствующих стандартов, что позволит обеспечить открытость и информационную прозрачность процесса разработки данных документов с привлечением к участию в нем представителей широкого круга профессиональной общественности в лице бухгалтеров, аудиторов, деятелей науки и т.д.
С учетом современных экономических и правовых реалий, а также международной практики в законопроекте предусматриваются:
уточнение терминологии, используемой в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете;
введение дополнительных требований (к образованию, стажу работы, отсутствие судимости) к главным бухгалтерам отдельных категорий экономических субъектов;
определение учетной политики экономического субъекта, уточнение требований к ее применению;
расширение прав экономических субъектов при оформлении первичных учетных документов (отменяется требование об унификации указанных документов, право утверждать их формы предоставляется руководителю экономического субъекта);
установление требований к составу реквизитов учетных регистров;
регламентация возможности использования в бухгалтерском учете электронных документов;
введение особенностей бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица;
формирование общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности;
обязанность экономического субъекта по организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной деятельности;
регламентация принципов регулирования бухгалтерского учета и т.д.
Настоящий Комментарий является попыткой проанализировать весь ЗаконN 402-ФЗ, 32 его статьи, и предоставить читателю информацию, действительно необходимую для целей его применения.
Комментарий подготовлен таким образом, что к каждой статье приведена только самая важная информация, помогающая понять изложенные в комментируемом нормативном правовом акте положения. Поскольку ЗаконN 402-ФЗ на настоящий момент еще не вступил в силу, аЗаконN 129-ФЗ продолжает действовать, в связи с чем официальная позиция и судебная практика по возможным спорным вопросам не сформированы, значительное место в Комментарии занимает сравнение положений действующего и нового Законов и их анализ с приведением подзаконных нормативных правовых актов, принятых во исполнение предписаний действующегоЗаконаN 129-ФЗ, иных законов, регулирующих упоминающиеся в нем понятия и правоотношения, важных разъяснений Минфина России и ФНС России, ключевых судебных решений, позволяющих сделать выводы об особенностях, возможных трудностях применения новогоЗаконаN 402-ФЗ.
Читайте так же: Нотариус черногорск
Отличительной особенностью Комментария является точечный характер комментария к каждой статье комментируемого нормативного правового акта — внимание читателя обращено на самые главные, проблемные, моменты применения той или иной нормы.
Приведенные к каждой статье комментарии доступным каждому языком акцентируют внимание на основных положениях рассматриваемых положений комментируемого нормативного правового акта и приводят информацию, без которой применение любой закрепленной в нем нормы было бы невозможно.
Комментарий отличается практической направленностью, в нем указано на все последние изменения законодательства о бухгалтерском учете и смежных отраслях законодательства и недавно принятые нормативные правовые акты, рассмотрены все необходимые приказы и разъяснения Минфина России и налоговых органов, регламентирующие вопросы формирования, представления документов в области бухгалтерского учета, требования к их оформлению, а также другие моменты во взаимодействии официальных органов и экономических субъектов.
Последовательно и развернуто рассмотрим положения ЗаконаN 402-ФЗ.
studfiles.net
Комментарий к Закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»
1 января 2013 г. вступает в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Как сказано в пояснительной записке, представленной разработчиками законопроекта в Государственную Думу ФС РФ, новая редакция Федерального закона «О бухгалтерском учете» разработана с целью устранения устаревших норм, положений и пробелов действующего Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», выявленных в результате анализа соответствующей правоприменительной практики. Законопроект направлен на приведение норм Федерального закона, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.
Новым Законом принципиально изменены цели и задачи бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности — в качестве приоритета определено формирование данных о финансовом состоянии организации и движении денежных средств.
Отдельная глава нового Закона посвящена вопросам регулирования бухгалтерского учета. При этом заложены основные принципы формирования фактически новой системы нормативного регулирования учета, включающие совокупность федеральных, отраслевых стандартов, рекомендаций и стандартов экономического субъекта.
Кроме того, уточнены и детализированы нормы и требования, которые не были в достаточной степени раскрыты в прежнем Законе, в частности касающиеся формирования и представления отчетности при реорганизации и ликвидации организаций, а также бумажного и электронного документооборота.
В издании, предлагаемом вниманию читателей, приводится общий и постатейный комментарий к нормам и требованиям нового Закона.
Так как формирование и становление новой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета предполагает весьма продолжительный переходный период (в течение которого будут действовать ранее принятые стандарты и приниматься новые), основное внимание в издании уделено вопросам организации и ведения учета на уровне хозяйствующего субъекта.
В издании использованы следующие условные сокращения:
- новый Закон о бухгалтерском учете — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ;
- прежний Закон о БУ — Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ;
- ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая и вторая;
- НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации, части первая и вторая;
- РСБУ — российские стандарты бухгалтерского учета;
- МСФО — международные стандарты финансовой отчетности.
Прочие сокращения раскрываются при первом упоминании законодательного или нормативного правового акта.
Оглавление
Часть первая. Общий комментарий
Новшества в части общих положений и требований к организации бухгалтерского учета
Новшества в части общих требований к бухгалтерскому учету
Новшества в части регулирования бухгалтерского учета
Часть вторая. Постатейный комментарий
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учету
Рабочий план счетов
Формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности
Порядок проведения инвентаризации
Методы оценки видов имущества и обязательств
Правила документооборота и технология обработки учетной информации
Порядок контроля за хозяйственными операциями
Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета
Глава 3. Регулирование бухгалтерского учета
Глава 4. Заключительные положения
Статья 31. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
Часть первая. Общий комментарий
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также направлен на создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. В соответствии со ст. 32 нового Закона о бухгалтерском учете он вступает в силу с 1 января 2013 г. С этой даты прекращает действие ныне действующий Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В соответствии с п. 1 ст. 2 нового Закона о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. его применение станет обязательным, в частности, для коммерческих и некоммерческих организаций, государственных органов и органов местного самоуправления, органов управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, филиалов и представительств иностранных и международных организаций, а также Центрального банка РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 2 нового Закона о бухгалтерском учете его требования применяются при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.
В новом Законе о бухгалтерском учете основные положения из ранее принятого законодательного акта сохранены. Вместе с тем имеется ряд весьма существенных уточнений, которые необходимо будет учитывать администрации бюджетных учреждений при организации и ведении бухгалтерского учета и формировании учетной политики учреждения на 2013 г.
Перечислим наиболее существенные, на наш взгляд, изменения.
Новшества в части общих положений и требований к организации бухгалтерского учета
Принципиально изменилось определение бухгалтерского учета, цели и задачи его организации и ведения. Современное определение ориентировано в основном только на составление бухгалтерской отчетности, цели и задачи которой тоже принципиально изменены. Если ранее бухгалтерский учет и отчетность основной целью имели сбор, группировку и представление данных о состоянии имущества и обязательств хозяйствующего субъекта, то теперь основное внимание будет уделяться вопросам формировании информации о финансовом состоянии экономического субъекта и движении денежных средств.
Вероятно, изменением определения бухгалтерского учета обусловлено и исключение из текста Закона задач бухгалтерского учета. Одновременно из текста Закона исключен перечень (примерный) пользователей бухгалтерской отчетности. Тем самым, по-видимому, предполагается, что сам субъект учета будет определять состав пользователей отчетности, а также состав информации, которая может быть представлена различным категориям внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности.
Как уже отмечалось, расширена сфера действия Закона о бухгалтерском учете — новый Закон распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, учреждения (казенные, бюджетные и автономные), а также на публично-правовые образования (органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами и т.п.). Кроме того, специально оговорено, что действие Закона распространяется на учет операций, осуществляемых в рамках договоров доверительного управления и соглашений о разделе продукции.
Читайте так же: Страховка швеция
Вместе с тем в тексте нового Закона о бухгалтерском учете не воспроизведена норма, которая раньше позволяла организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, вести бухгалтерский учет по упрощенной схеме (только учет объектов основных средств и нематериальных активов).
Из перечня основных понятий исчезли определения аналитического и синтетического учета, существенно пересмотрены определения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Одновременно введен ряд новых понятий, таких как:
- стандарт бухгалтерского учета;
- международный стандарт;
- отчетный период;
- руководитель экономического субъекта;
- факт хозяйственной жизни;
- организации государственного сектора.
Новшества в части общих требований к бухгалтерскому учету
Состав объектов бухгалтерского учета также существенно пересмотрен и вынесен в отдельную статью нового Закона о бухгалтерском учете: имущество заменено активами и расходами, вместо хозяйственных операций указаны факты хозяйственной жизни, в отдельную группу объектов учета выделены доходы экономического субъекта. Кроме того, включена новая группа объектов учета — источники финансирования деятельности, а сам перечень объектов стал открытым.
Таким образом, перечень объектов бухгалтерского учета стал максимально приближенным к аналогичному перечню, используемому в бюджетной сфере, а также в некоторых международных стандартах.
Установлены конкретные требования к лицам, которые могут быть приняты на должность главного бухгалтера (уровень образования, практический опыт и отсутствие судимости). Правда, новые требования распространяются только на ограниченный круг главных бухгалтеров экономических субъектов, акции и иные ценные бумаги которых могут обращаться на организованном рынке.
Те же требования распространены на физических лиц, привлекаемых к работе бухгалтером на условиях договора аутсорсинга, а также на юридические лица, выполняющие работы по ведению бухгалтерского учета по договору (такие юридические лица должны иметь в составе персонала хотя бы одного бухгалтера, подпадающего под установленные требования).
Изменено регулирование вопросов формирования и раскрытия учетной политики организации — введено определение учетной политики и одновременно исключены положения, устанавливающие состав обязательных разделов учетной политики (рабочий план счетов, правила документооборота и т.д.). Вместе с тем из норм ст. 8 и некоторых иных статей Закона можно сделать вывод, что повышается роль федеральных и отраслевых стандартов. Таким образом, состав и структура учетной политики учреждений в перспективе по-прежнему будут регулироваться положениями новых федеральных стандартов.
Весьма существенные изменения произошли в части регулирования документооборота — в новом Законе о бухгалтерском учете отсутствует упоминание унифицированных форм первичных документов. Таким образом, организации с 2013 г. более не будут обязаны пользоваться альбомами унифицированных форм. Однако в отношении организаций государственного сектора сделано исключение — формы первичных учетных документов для таких организаций будут устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
С 2013 г. руководители экономических субъектов будут обязаны утверждать абсолютно все формы первичной учетной документации, независимо от того, являлись ли они ранее унифицированными.
Впервые в бухгалтерском законодательстве появился перечень обязательных реквизитов для регистров бухгалтерского учета. Введено правило, в соответствии с которым формы регистров бухгалтерского учета также должен утверждать руководитель экономического субъекта. Исключение сделано в отношении форм регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, которые будут устанавливаться в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Уточнен порядок исправления ошибок в учетных регистрах — теперь исправления нельзя будет внести без ведома лиц, ответственных за ведение данного регистра.
Изменилось законодательное регулирование проведения инвентаризаций. Из текста Закона исключен перечень условий, при которых проведение инвентаризации является обязательным. С 2013 г. это будет устанавливаться, как правило, федеральными и отраслевыми стандартами.
Если проведение инвентаризации не является обязательным, случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, будут определяться экономическим субъектом самостоятельно.
Еще одно весьма важное техническое уточнение, касающееся отражения в учете результатов инвентаризации, — выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. Таким образом, теперь инвентаризации нужно будет назначать по состоянию на последнюю дату отчетного (проверяемого) периода.
Определенные изменения произошли в части регулирования вопросов бухгалтерской отчетности.
В частности, установлены отчетные периоды для реорганизуемых и ликвидируемых организаций, установлено, что данные бухгалтерской отчетности не могут быть предметом коммерческой тайны, отдельными статьями урегулированы особенности составления и представления отчетности в случае реорганизации или ликвидации экономических субъектов.
Статья, в которой содержались адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности, в прежнем виде не воспроизведена. Вместо нее в Закон включены нормы, регулирующие порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности. При этом адресат (орган государственной статистики) и сроки (с несущественным уточнением — три месяца вместо 90 дней) сохранены. Одновременно включены нормы, регулирующие порядок использования отчетности (как государственного ресурса) заинтересованными пользователями, в том числе на платной основе.
Новшества в части регулирования бухгалтерского учета
Установлена четырехуровневая структура нормативного регулирования бухгалтерского учета — федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета и стандарты экономического субъекта. Предполагается, что федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению субъектами бухгалтерского учета (с учетом ограничений и исключений, установленных самими стандартами). Рекомендации в области бухгалтерского учета будут применяться на добровольной основе, при условии, что они не будут создавать препятствия в осуществлении организацией ее деятельности. Стандарты экономического субъекта будут разрабатываться и утверждаться на уровне хозяйствующего субъекта.
В настоящее время роль отраслевых стандартов в области регулирования учета в учреждениях выполняют инструкции Минфина России, роль стандартов экономического субъекта — учетная политика учреждения и иные приказы и распоряжения руководителя учреждения, уточняющие организацию отдельных элементов бухгалтерского учета в конкретном учреждении. По нашему мнению, в этой области также не следует ожидать резких изменений. Тем не менее до конца 2012 г. может появиться ряд новых отраслевых стандартов и рекомендаций.
Отдельной статьей нового Закона о бухгалтерском учете установлена достаточно сложная схема разработки и утверждения федеральных и отраслевых стандартов с участием уполномоченного органа (Минфина России), субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета (саморегулируемой организации, созданной для разработки стандартов) и Совета по стандартам бухгалтерского учета, который будет создан при Минфине России.
В отдельной главе нового Закона о бухгалтерском учете установлены общие требования к хранению бухгалтерских документов. Здесь же содержится перечень законодательных актов, утративших силу в связи с принятием этого Закона.
Специальной нормой оговорено, что ранее принятые нормативные акты в области бухгалтерского учета будут продолжать действовать впредь до разработки и утверждения соответствующих федеральных стандартов.
Подробный комментарий к отдельным изменениям и законодательным новациям приведен в ч. 2 издания.
www.mosbuhuslugi.ru